Критерии оценивания сочинения ЕГЭ по истории

Для оценки итогового сочинения ЕГЭ существуют критерии, разработанные и утверждённые Рособрнадзором. Они позволяют сдающему экзамен самому проверить своё сочинение и хотя бы приблизительно понять, на какой результат, на какое количество баллов он может рассчитывать. Многомудрый Литрекон подробно  расскажет Вам об этих критериях, объяснит смысл каждого и приведёт примеры соответствия и не соответствия данным критериям. В этом году максимальная оценка за сочинение по истории составляла 12 баллов. На следующий год количество баллов может быть пересмотрено. Кстати, вот пример сочинения на ЕГЭ по истории.

Критерий 1. Назвать исторические события (явления, процессы)

Экзаменуемый должен выбрать как минимум два события того или иного исторического периода. Можно получить 2 балла. Прежде чем назвать события, лучше сразу вспомнить, какие исторические личности в них участвовали, потому что это понадобится во втором критерии. 

Важно правильно указать события и даты, чтобы не потерять баллы по 6 критерию. Описанные события, явления и процессы, засчитанные в 1 критерии, по другим критериям не засчитываются.

Критерий 2. Указать исторические личности и их роль в названных событиях (явлениях, процессах)

Можно получить два балла, если указать две исторические личности, правильно описать их роли в событиях и перечислить конкретные действия, оказавшие влияние на ход или итог указанных событий. 

Например, период 1700 ─ 1725. Северная война и реформы Петра, направленные на развитие промышленности. Пётр начал Северную войну, чтобы Россия вернула ранее принадлежавшие ей, но утерянные прибалтийские земли и получила в выход к Балтийскому морю. В свою очередь, для того чтобы победить в войне, создать сильные армию и флот, а также догнать ведущие европейские державы по экономическим показателям, нужно было развивать промышленность. Петр был инициатором  строительства большого количества мануфактур, проведения политики меркантилизма и протекционизма, то есть поддержки российской торговли и промышленности. 

Здесь мы описываем роль Петра в обоих событиях, также здесь нужно указать и результаты: Россия победила в Северной войне, её геополитический потенциал значительно возрос, по многим экономическим показателям она сравнялась с развитыми странами, а по некоторым даже их превзошла. Экспорт стал значительно преобладать над импортом.

Вторая личность ─ Александр Данилович Меньшиков. Ближайший сподвижник Петра. Он проявил себя как талантливый администратор, управленец при проведении реформ, а также как талантливый полководец на полях Северной войны. В частности, он руководил строительством Кронштадта и Петербурга, командовал кавалерией в Полтавской битве. 

Если же просто указать, что Пётр выиграл войну и провёл реформы, а Меньшиков был его фаворитом, этого будет явно недостаточно. 

Критерий 3. Причинно-следственные связи

Здесь не учитываются причинно-следственные связи, указанные во втором критерии при описании роли личностей. Максимальная оценка здесь также 2 балла. Причинно-следственные связи показывают, как одно событие становится причиной другого. 

  • Например, в результате Северной войны территория России увеличилась, и страна стала империей, а царь Пётр ─ императором. Или: в результате внешней политики Петра к России были присоединены не только прибалтийские, но и прикаспийские земли. 
  • Ещё пример: в результате петровских реформ значительно возрос не только промышленный, но и научный, и культурный потенциал России. Стали интенсивнее развиваться наука и светское искусство. Появилось большое количество школ, первый музей, общедоступные театр и библиотека. Пописан указ об открытии Академии наук. 

Здесь важно не указать два не связанных между собою события, например указ о рекрутском наборе в армию и указ о бритье бород.

Критерий 4. Оценка влияния данного события на последующую историю России

Оценка должна быть дана с указанием исторических фактов и (или) мнения историков. Здесь можно получить 1 балл. Не обязательно называть знаменитых историков, а можно указать мнение автора учебника, по которому готовился эказменуемый. 

  1. Например, по мнению историка (фамилия) тот факт, что Пётр I не назначил наследника, стал причиной дворцовых переворотов, которые отрицательно сказались на экономическом состоянии и обороноспособности страны. 
  2. Или: реформы Петра, безусловно, сделали Россию одной из сильнейших мировых держав, но не лучшим образом отразились на уровне жизни простого народа, в частности, ухудшили положение крестьянства. На мнение историка ссылаться необязательно! Главное привести своё мнение и обосновать его историческими фактами. На одно и то же событие и на его последствия могут быть разные точки зрения.

Критерий 5. Употребление исторических терминов

По этому критерию можно получить 1 балл. Здесь совсем не обязательно давать определение терминам, если этого не требуется для полноты изложения. 

Так, например, при описании реформ Петра, лучше указать, что такое коллегии, мануфактуры, Сенат и т.д. Описывая же восстание Степана Разина, можно не объяснять, кто такие стрельцы и казаки. Главное ─  правильно использовать понятия. Именно это будет оценивать проверяющий. Здесь нужно быть внимательным в обращении с терминами и не назвать войско Дмитрия Донского армией, войска Суворова ратью, а земледельцев IX крестьянами, не перепутать городового с городничим, жандармерию с полицией, а цеха петровских времён с современными цехами.

Критерий 6. Фактические ошибки

За отсутствие ошибок 3 балла, за одну — два балла, за две ошибки — 1 балл. За три ошибки — 0 баллов. Здесь важно скрупулёзно проверить работу после написания, все термины, названия и даты. Часто ошибки допускаются не столько из-за незнания, сколько из-за невнимания выпускника.

Важно не перепутать Суворова с Кутузовым, Невскую битву с Куликовской, Екатерину I с Екатериной  II, а Петра I с Павлом I.

Критерий 7: Композиция, грамматика, орфография

Сочинение на ЕГЭ по истории должно представлять собой последовательное, логически связанное повествование. Использование маркеров, нумерации не допустимо. Максимальная оценка ─ один балл. 

Но если у выпускника трудно с последовательным изложением мыслей, и он привык оперировать тезисами, то можно написать сочинение как план, потерять один балл, но постараться получить остальные. Не лишним будет также проверить работу на наличие орфографических и пунктуационных ошибок.

Автор: Артем Аввакумов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector