Критерии оценивания сочинения ЕГЭ по истории
Для оценки итогового сочинения ЕГЭ существуют критерии, разработанные и утверждённые Рособрнадзором. Они позволяют сдающему экзамен самому проверить своё сочинение и хотя бы приблизительно понять, на какой результат, на какое количество баллов он может рассчитывать. Многомудрый Литрекон подробно расскажет Вам об этих критериях, объяснит смысл каждого и приведёт примеры соответствия и не соответствия данным критериям. В этом году максимальная оценка за сочинение по истории составляла 12 баллов. На следующий год количество баллов может быть пересмотрено. Кстати, вот пример сочинения на ЕГЭ по истории.
Содержание:
- 1 Критерий 1. Назвать исторические события (явления, процессы)
- 2 Критерий 2. Указать исторические личности и их роль в названных событиях (явлениях, процессах)
- 3 Критерий 3. Причинно-следственные связи
- 4 Критерий 4. Оценка влияния данного события на последующую историю России
- 5 Критерий 5. Употребление исторических терминов
- 6 Критерий 6. Фактические ошибки
- 7 Критерий 7: Композиция, грамматика, орфография
Критерий 1. Назвать исторические события (явления, процессы)
Экзаменуемый должен выбрать как минимум два события того или иного исторического периода. Можно получить 2 балла. Прежде чем назвать события, лучше сразу вспомнить, какие исторические личности в них участвовали, потому что это понадобится во втором критерии.
Важно правильно указать события и даты, чтобы не потерять баллы по 6 критерию. Описанные события, явления и процессы, засчитанные в 1 критерии, по другим критериям не засчитываются.
Критерий 2. Указать исторические личности и их роль в названных событиях (явлениях, процессах)
Можно получить два балла, если указать две исторические личности, правильно описать их роли в событиях и перечислить конкретные действия, оказавшие влияние на ход или итог указанных событий.
Например, период 1700 ─ 1725. Северная война и реформы Петра, направленные на развитие промышленности. Пётр начал Северную войну, чтобы Россия вернула ранее принадлежавшие ей, но утерянные прибалтийские земли и получила в выход к Балтийскому морю. В свою очередь, для того чтобы победить в войне, создать сильные армию и флот, а также догнать ведущие европейские державы по экономическим показателям, нужно было развивать промышленность. Петр был инициатором строительства большого количества мануфактур, проведения политики меркантилизма и протекционизма, то есть поддержки российской торговли и промышленности.
Здесь мы описываем роль Петра в обоих событиях, также здесь нужно указать и результаты: Россия победила в Северной войне, её геополитический потенциал значительно возрос, по многим экономическим показателям она сравнялась с развитыми странами, а по некоторым даже их превзошла. Экспорт стал значительно преобладать над импортом.
Вторая личность ─ Александр Данилович Меньшиков. Ближайший сподвижник Петра. Он проявил себя как талантливый администратор, управленец при проведении реформ, а также как талантливый полководец на полях Северной войны. В частности, он руководил строительством Кронштадта и Петербурга, командовал кавалерией в Полтавской битве.
Если же просто указать, что Пётр выиграл войну и провёл реформы, а Меньшиков был его фаворитом, этого будет явно недостаточно.
Критерий 3. Причинно-следственные связи
Здесь не учитываются причинно-следственные связи, указанные во втором критерии при описании роли личностей. Максимальная оценка здесь также 2 балла. Причинно-следственные связи показывают, как одно событие становится причиной другого.
- Например, в результате Северной войны территория России увеличилась, и страна стала империей, а царь Пётр ─ императором. Или: в результате внешней политики Петра к России были присоединены не только прибалтийские, но и прикаспийские земли.
- Ещё пример: в результате петровских реформ значительно возрос не только промышленный, но и научный, и культурный потенциал России. Стали интенсивнее развиваться наука и светское искусство. Появилось большое количество школ, первый музей, общедоступные театр и библиотека. Пописан указ об открытии Академии наук.
Здесь важно не указать два не связанных между собою события, например указ о рекрутском наборе в армию и указ о бритье бород.
Критерий 4. Оценка влияния данного события на последующую историю России
Оценка должна быть дана с указанием исторических фактов и (или) мнения историков. Здесь можно получить 1 балл. Не обязательно называть знаменитых историков, а можно указать мнение автора учебника, по которому готовился эказменуемый.
- Например, по мнению историка (фамилия) тот факт, что Пётр I не назначил наследника, стал причиной дворцовых переворотов, которые отрицательно сказались на экономическом состоянии и обороноспособности страны.
- Или: реформы Петра, безусловно, сделали Россию одной из сильнейших мировых держав, но не лучшим образом отразились на уровне жизни простого народа, в частности, ухудшили положение крестьянства. На мнение историка ссылаться необязательно! Главное ─ привести своё мнение и обосновать его историческими фактами. На одно и то же событие и на его последствия могут быть разные точки зрения.
Критерий 5. Употребление исторических терминов
По этому критерию можно получить 1 балл. Здесь совсем не обязательно давать определение терминам, если этого не требуется для полноты изложения.
Так, например, при описании реформ Петра, лучше указать, что такое коллегии, мануфактуры, Сенат и т.д. Описывая же восстание Степана Разина, можно не объяснять, кто такие стрельцы и казаки. Главное ─ правильно использовать понятия. Именно это будет оценивать проверяющий. Здесь нужно быть внимательным в обращении с терминами и не назвать войско Дмитрия Донского армией, войска Суворова ратью, а земледельцев IX крестьянами, не перепутать городового с городничим, жандармерию с полицией, а цеха петровских времён с современными цехами.
Критерий 6. Фактические ошибки
За отсутствие ошибок 3 балла, за одну — два балла, за две ошибки — 1 балл. За три ошибки — 0 баллов. Здесь важно скрупулёзно проверить работу после написания, все термины, названия и даты. Часто ошибки допускаются не столько из-за незнания, сколько из-за невнимания выпускника.
Важно не перепутать Суворова с Кутузовым, Невскую битву с Куликовской, Екатерину I с Екатериной II, а Петра I с Павлом I.
Критерий 7: Композиция, грамматика, орфография
Сочинение на ЕГЭ по истории должно представлять собой последовательное, логически связанное повествование. Использование маркеров, нумерации не допустимо. Максимальная оценка ─ один балл.
Но если у выпускника трудно с последовательным изложением мыслей, и он привык оперировать тезисами, то можно написать сочинение как план, потерять один балл, но постараться получить остальные. Не лишним будет также проверить работу на наличие орфографических и пунктуационных ошибок.
Автор: Артем Аввакумов