Система образов в литературе: что это такое?
Система образов — это совокупность героев произведения, взаимосвязанных идеей автора и сюжетными линиями. Все элементы системы взаимосвязаны между собой: они работают на одну цель — раскрытие авторского замысла произведения, создание у читателей определенных чувств.
Определение
Система образов в литературе — это совокупность всех образов художественного произведения, связанных между собой: персонажей, природы, времени, пространства, образов-символов и т. д. Система персонажей в литературе — это совокупность литературных героев между собой, их взаимодействие друг с другом: антагонизм, противопоставление и т. п.
Художественный образ — это форма отражения действительности, любое явление, переосмысленное автором в произведении.
Основные функции
Основные функции системы образов в литературе можно перечислить в списке:
- Эстетическая. Человеку приятно читать произведение, в котором описываются интересные герои.
- Познавательная. С помощью системы образов автор доносит до читателя свои мысли.
- Коммуникативная. Общение с читателем происходит с помощью некоего посредника — героя, история которого привлекает внимание.
- Воспитательная. Пример героя учит нас, как поступать не надо.
Типология художественного образа классифицируется по…
- предметному содержанию: героев, предметов, интерьера (запущенность, паутина, пыль в романе И. А. Гончарова “Обломов”); пейзажа ( “Гроза”), времени и пространства — путь, день, ночь и т. д.
- характеру обобщенности: индивидуальные — авторские; характерные — обобщенные, в которых отражаются основные черты, присущие людям; типические — выражающие общечеловеческие черты; образы-мотивы — повторяются в творчестве определенного писателя; топосы — общие для литературы целой эпохи или нации; архетипы — общечеловеческие образы, которые передаются из поколения в поколение. Вечные образы — образы, которые имеют значимость. Например, Гамлет, Фауст, Наполеон, Жанна Д ‘арк и др. В вечных образах можно увидеть качества и свойства человеческой личности (справедливость, самопожертвование, поиск смысла жизни и т. п. )
Художественные средства создания образов
Система образов в литературе формируется благодаря художественным средствам:
- Портрет — изображение внешности героя произведения. Сюда же стоит отнести состояние героя (динамический портрет — выражения лица, мимики, глаз, жестов и т. д), а также черты, которые выражают индивидуальность персонажа (к примеру, манера поведения в обществе).
- Пейзаж — изображение картин, местности природы. Подчеркивает или передает душевное состояние персонажей. Например, гроза в пьесе Н. Островского “Гроза”.
- Речевая характеристика героя — средство художественного изображения персонажей. Использование элементов просторечий, профессионализмов или литературной речи характеризует героев с той или другой стороны.
- Внутренняя речь персонажа — художественный прием, раскрывающий внутренний мир героя. Внутренняя речь имитирует устную речь, поэтому имеет нелинейный характер; отражает душевное состояние героя как спонтанный поток чувств и воспоминаний, в котором нет смысловой и синтаксической упорядоченности. Можно вспомнить, внутренний монолог Раскольникова после убийства старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
- Сказ — это тип повествования, который основывается на упрощении речи того героя, который выступает в роли рассказчика, например, рассказ Н. В. Лескова “Левша”, рассказы М. Зощенко и т. д. Повествование ведется в манере автора, имитирует живую речь со всеми ее особенностями (просторечия, фразеологизмы, диалекты, неполные предложения, спонтанность и т. п. ).
- Говорящие фамилии характеризуют героев с помощью их имен или фамилий, указывающих на их качества характера, отражают отношение автора к персонажам. Например, в пьесе Д. И. Фонвизина “Недоросль” есть такие герои, как г-жа Простакова, Стародум, Правдин, Скотинин, Цыфиркин и т. д. Персонажи комедии четко выделены в три группы: положительные, отрицательные и воспитатели.
- Ремарка — это авторское примечание, пояснение в драматическом произведении, которое сообщает о месте и времени действия, о психологическом состоянии героев, темпе речи, интонации и т. д. Показывает авторскую оценку происходящего.
- Деталь — это подробность, с помощью которой создается художественный образ, деталь показывает черты характера героя, психологическое состояние, мотивацию его поступков, социальное положение и т. п. Деталь может быть предметной (драдедамовый платок Сони Мармеладовой), бытовой, психологической и т. д.
- Символ — это художественный образ, имеющий многозначный эмоционально-иносказательный смысл. Например, два образа одного и того же дуба, мимо которого проезжает князь Болконский. Символическим смыслом может обладать сравнение, олицетворение, метафора, пейзаж, художественный образ и т. п. К примеру, халат, диван в романе И. А. Гончарова “Обломов”.
- Подтекст — это скрытый смысл, на который автор лишь намекает.
- Психологизм — это способ углубленного изображения внутреннего мира героя, его мыслей, чувств, переживаний и др. Например, сны героев в произведениях Ф. М. Достоевского.
Примеры
Система образов в романе И. А. Гончарова “Обломов” помогает читателю понять всю суть социального явления под названием «обломовщина». Система образов строится на антитезе героев: Обломов-Штольц, Ольга-Агафья, семьи Обломовых и Штольцев. Противопоставляя характеры, автор показывает образы героев на контрасте и выявляет те негативные черты, которые ведут к вымиранию русского барства. А на примере двух разных женщин писатель объясняет, какие духовные и физические потребности управляют выбором Обломова. Противопоставление семей позволяет понять, как воспитание и пример родителей формируют личность.
Не менее важны образы вещей. В книге все кричит о том, что мы находимся в доме ленивого человека. Диван, халат, квартира Обломова — все эти детали погружают читателя в обстановку, в которой находится главный герой. Любимая мебель Ильи Ильича Обломова — это его старый диван, он и является символом “обломовщины”. У Обломова есть еще три комнаты на его квартире на Гороховой улице, но мебель в этих комнатах закрыта чехлами. Это говорит о непрактичности и равнодушии героя ко всему, что его окружает.
Важной частью в романе, объясняющей мотивацию героя, является “Сон Обломова”, Ильи Ильичу снится родное место, поместье Обломовка, “благословенный уголок земли”. Для героя Обломовка — тихий и счастливый рай, она изолирована от внешнего мира и любое проникновение чего-то извне вызывает страх. Читателю очевидно, что маленький Илюша перенял негативный пример родителей и стал жертвой чрезмерной опеки. На это указывают образы нянечек, мамы и папы героя, а также описание других обитателей поместья. Даже крестьяне в этом месте ленивы, медлительны и все откладывают на потом. “Сон Обломова” несет свой смысл, который помогает нам понять лучше героя. В конце романа Илья Ильич возвращается к своей привычной жизни, потому что для него лень, праздность и инфантильность остаются главными атрибутами внутреннего и внешнего комфорта. Агафья Пшеницына берет на себя несколько социальных ролей: матери, жены, сиделки, кормилицы. Этим она закрывает потребности Обломова в полном отрешении от житейских проблем.
Еще один пример — драма А. Н. Островского “Гроза”. Она названа «Грозой» не просто так, она носит символический характер. В первом действии когда Катерина упоминает о своей любви, надвигается гроза. В четвертом действии гроза предвещает ее гибель. Тихон, муж Катерины, называет грозой брань своей матери, Дикой считает, что гроза — это наказание, а Кулигин думает, что гроза — это благодать и не стоит ее бояться. Для Катерины гроза ассоциируется с карой небесной за грехи. Развитие сюжета происходит не только в помещении, но и на природе, тем самым автор хочет показать, что природа является важной частью драмы. Сами персонажи делятся на “Темное царство”: Кабаниха, Дикой, Феклуша и жертвы “темного царства”: Катерина, Борис, Тихон, Варвара, Кулигин и Кудряш. Таким образом, система образов в литературе раскрывает тему и идею автора, заставляет нас, читателей, сопереживать героям, воплощает авторский замысел, делает произведение целостным, понятным, интересным.
Более подробно Литрекон описал систему образов в романе «Отцы и дети«
Автор: Екатерина Грушевская