Кодификатор на ЕГЭ по литературе
Кодификатор на ЕГЭ по литературе 2025 года — это важный инструмент, который помогает структурировать подготовку к экзамену. Он содержит полный перечень тем, произведений и литературных понятий, которые могут встретиться на экзамене, что позволяет выпускникам четко понимать, что нужно выучить и на что обратить внимание. Польза кодификатора заключается в том, что он создает ясную и конкретную структуру подготовки. С его помощью можно не только избежать изучения лишних материалов, но и сосредоточиться на главном, эффективно распределяя время. Это особенно важно в условиях большого объема литературы, которую нужно охватить перед экзаменом. Многомудрый Литрекон сократил и изложил более приземленно то, что нашел на сайте ФИПИ. Приятного просвещения!
Список литературы
Это главная часть кодификатора, ради которой ученики и открывают этот раздел. Важнее всего знать, какие именно книги нужны для подготовки к ЕГЭ по литературе. Ведь не весь же курс проверяют, а знание конкретных произведений. Прицельный огонь помогает сосредоточить усилия в нужном направлении, а не читать все подряд, лишь бы побольше было. Все-все выучить невозможно, а хорошо знать то, что положено, может каждый из нас.
Итак, в этом году главными звездами КИМов станут:
-
«Слово о полку Игореве»
-
«Недоросль» Д.И. Фонвизина
-
«Горе от ума» А.С. Грибоедова
-
«Капитанская дочка» А.С. Пушкина
-
«Евгений Онегин» А.С. Пушкина
-
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова
-
«Ревизор» Н.В. Гоголя
-
«Мертвые души» Н.В. Гоголя
-
«Гроза» А.Н. Островского
-
«Отцы и дети» И.С. Тургенева
-
«Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова
-
«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина
-
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
-
«Война и мир» Л.Н. Толстого
-
проза Н.С. Лескова, А.И. Куприна, А.П. Платонова, В.М. Шукшина, В.Г. Распутина без указания конкретных книг
-
Рассказы «Человек в футляре», «Студент», «Ионыч», пьеса «Вишневый сад» А.П. Чехова
-
Рассказ «Старуха Изергиль» и пьеса «На дне» М. Горького
-
Рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник» И.А. Бунина
-
Поэма «Двенадцать» А.А. Блока
-
Поэма «Облако в штанах» В.В. Маяковского
-
«Тихий Дон» М.А. Шолохова
-
«Мастер и Маргарита» и «Белая гвардия» М.А. Булгакова
-
Поэма «Реквием» А.А. Ахматовой
-
«Молодая гвардия» А.А. Фадеева
-
«Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака
-
«Один день Ивана Денисовича» и «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына
Полный список всех произведений (со стихотворениями) из кодификатора по литературе расположен вот здесь.
Теория для подготовки
Все продвинутые выпускники уже знают, что на ЕГЭ по литературе проверяют знание теории литературы. Недостаточно просто прочитать книжки и запомнить сюжет, нужно разбираться в том, что хотел сказать автор, какие средства выразительности он использовал, каков жанр его творения? Ответы на многие задания в экзамене лежат даже не в содержании повестей и романов, а в определениях, полный список которых со всеми краткими формулировками расположен по ссылке.
Нужно знать тропы, стихотворные размеры, направления и течения, жанры, определения темы, идеи, проблемы, композиции, конфликта. Важно понимать, как эпоха повлияла на творчество поэта или писателя. Базовые исторические знания тоже не помешают, ведь революции, войны, политические события часто определяют содержание работы и ее посыл. Поскольку список проверяемых терминов внушительный, а их определения тоже занимают место, мы решили опубликовать их в отдельной подборке.
Навыки и умения
Экзаменаторы не поленились и перечислили то, что мы должны уметь делать для сдачи экзамена. Это тоже интересный раздел, который помогает понять, какие навыки и компетенции нужно в себе развить.
-
Знание содержания произведений и их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование культуры.
-
Знание средств художественной выразительности.
-
Способность понимать историко-литературный и биографический контекст в процессе анализа книги.
-
Знание системы стилей, направлений, течений, особенностей индивидуального стиля автора.
-
Способность анализировать текст с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
-
Умение выявлять темы, идеи, проблемы, жанр, род и грамотно выражать свое отношение к ним.
-
Способность определять стихотворный размер.
-
Осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
-
Способность анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, которые имеют неоднозначную трактовку.
-
Способность оценить интерпретацию литературного произведения в контексте других искусств.
-
Осмысленное использование терминов в процессе интерпретации произведений.
-
Умение правильно (в соответствии с актуальными нормами русского языка) излагать свои мысли письменно.
-
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.
Есть еще третий раздел кодификатора, где долго, сложно и высокопарно пишут о том, каким прекрасным гражданином, патриотом, любителем здорового образа жизни станет выпускник, прошедший через горнило ЕГЭ. Многомудрый Литрекон не видит связи между овсянкой по утрам и обильными трапезами Онегина во французских ресторанах, но старшине виднее, как говорится. Вы можете посмотреть на эти надежды, что питают далеко уже не юношей, но мы ограничимся конкретикой, составляющей кодификатор на ЕГЭ по литературе 2025 года.