Кодификатор на ЕГЭ по русскому языку 2023: все, что нужно знать будущему стобальнику

Все 11 лет пребывания в школе сопровождаются изучением русского языка. Однако далеко не все знания, полученные в эти скорбные (или не очень скорбные) часы, пригодятся на выпускном экзамене. Вся теория, необходимая для получения стобального сертификата, описана в кодификаторе 2023 года, который Многомудрый Литрекон отыскал на ФИПИ. Вовсе не обязательно штудировать громоздкие учебники всех этих лет, достаточно просто сконцентрировать внимание на том, что будет проверяться на ЕГЭ по русскому языку. Термины и навыки, которыми Вы должны были овладеть, изложены в нижеследующей таблице.

Таблица

Чтобы плодотворно готовиться к ЕГЭ по русскому языку, сохраните себе кодификатор и двигайтесь в хронологической последовательности, устраняя пробелы и приумножая знания.

Код

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

  В основном, организаторы и вдохновители экзамена проверяют теоретическую подкованность выпускника, которая формально гарантирует его грамотность и способность владеть языком. Однако особое внимание стоит обратить на пункты, обозначающие навыки, которые ученику придется продемонстрировать на ЕГЭ по русскому языку. Эти умения Вы должны развить в себе, пока не сели за парту свежим весенним утром, чтобы получить свои сто баллов.

1.

Фонетика

1.1 Звуки и буквы
1.2 Фонетический анализ слова
2

Лексика и фразеология

2.1 Лексическое значение слова
2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы
2.3 Фразеологические обороты
2.4 Группы слов по происхождению и употреблению
2.5 Лексический анализ
3

Морфемика и словообразование

3.1 Значимые части слова (морфемы)
3.2 Морфемный анализ слова
3.3 Основные способы словообразования
3.4 Словообразовательный анализ слова
4

Грамматика. Морфология

4.1 Самостоятельные части речи
4.2 Служебные части речи
4.3 Морфологический анализ слова
5

Грамматика. Синтаксис

5.1 Словосочетание
5.2 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
5.3 Второстепенные члены предложения
5.4 Двусоставные и односоставные предложения
5.5 Распространенные и нераспространенные предложения
5.6 Полные и неполные предложения
5.7 Осложненное простое предложение частями сложного бессоюзного предложения
5.8 Сложное предложение
5.9 Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между
5.10 Сложные предложения с разными видами связи между частями
5.11 Способы передачи чужой речи
5.12 Синтаксический анализ простого предложения
5.13 Синтаксический анализ сложного предложения
5.14 Синтаксический анализ (обобщение)
6

Орфография

6.1 Орфограмма
6.2 Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц
6.3 Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц
6.4 Употребление Ь и Ъ
6.5 Правописание корней
6.6 Правописание приставок
6.7 Правописание суффиксов различных частей речи
(кроме -Н-/-НН-)
6.8 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
6.9 Правописание падежных и родовых окончаний
6.10 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
6.11 Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
6.12 Правописание отрицательных местоимений и наречий
6.13 Правописание НЕ и НИ
6.14 Правописание служебных слов
6.15 Правописание словарных слов
6.16 Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей
речи
6.17 Орфографический анализ
7

Пунктуация

7.1 Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
7.2 Знаки препинания в простом осложненном предложении
7.3 Знаки препинания при обособленных определениях
7.4 Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
7.5 Знаки препинания при сравнительных оборотах
7.6 Знаки препинания при уточняющих членах предложения
7.7 Знаки препинания при обособленных членах предложения
(обобщение)
7.8 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения
7.9 Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение)
7.10 Знаки препинания при прямой речи, цитировании
7.11 Знаки препинания в сложносочиненном предложении
7.12 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
7.13 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
7.14 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
7.15 Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной
связью
7.16 Тире в простом и сложном предложениях
7.17 Двоеточие в простом и сложном предложениях
7.18 Пунктуация в простом и сложном предложениях
7.19 Пунктуационный анализ
8

Речь

8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная
целостность текста
8.2 Средства связи предложений в тексте
8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи
8.4 Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели,
адресата и ситуации общения
8.5 Анализ текста
8.6 Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых
типов речи
9

Языковые нормы

 
9.1 Орфоэпические нормы
9.2 Лексические нормы
9.3 Грамматические нормы (морфологические нормы)
9.4 Грамматические нормы (синтаксические нормы)
10

Выразительность русской речи

10.1 Выразительные средства русской фонетики
10.2 Выразительные средства словообразования
10.3 Выразительные средства лексики и фразеологии
 
10.4 Выразительные средства грамматики
10.5 Анализ средств выразительности
11

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров

Перечень требований к уровню подготовки,
проверяемому на едином государственном экзамене по русскому языку

В данной таблице располагается самое интересное: то, что нужно уметь делать. Ответ на вопрос «Как сдать ЕГЭ по русскому на сто баллов» лежит именно в этом разделе: надобно научиться делать все эти операции, и тогда любое задание из КИМа будет по плечу. Каждому из этих дел нужно посвятить время и силы при подготовке к ЕГЭ.

Код

Умения, проверяемые на едином
государственном экзамене

1.

Различные виды анализа

1.1. Проводить различные виды анализа
языковых единиц, языковых явлений и
фактов
1.2 Осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать письменные высказывания с
точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
1.3 Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные
нарушения языковых норм
1.4 Проводить лингвистический анализ
учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных
текстов
1.5 Объяснять взаимосвязь фактов языка и
истории, языка и культуры русского и
других народов
2

Чтение

2.1 Использовать основные виды чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи
2.2 Извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации
2.3 Владеть основными приемами информационной переработки письменного
текста

3

Письмо

3.1 Создавать письменные высказывания
различных типов и жанров в социальнокультурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
деловой сферах общения; редактировать
собственный текст
3.2 Применять в практике речевого общения
основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного
русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике
синонимические ресурсы русского языка
3.3 Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного
языка
3.4 Соблюдать нормы речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения,
в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем
 

Специфические требования

для
образовательных учреждений с родным
(нерусским) языком обучения,
непроверяемые
на едином государственном экзамене

4 Знать смысл понятий: национальный,
государственный, мировой язык; язык
межнационального общения
5 Знать сходства и различия фонетической,
лексической и грамматической систем
русского и родного языков, речевого
этикета русского народа и других
народов России
6 Осознавать национальное своеобразие
русского языка
7 Вести диалог в ситуации межкультурной
коммуникации
8 Переводить с родного языка на русский
тексты разных типов

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *