Автор-повествователь в литературе: что это такое?
При написании литературных произведений авторы нередко прибегают к использованию различных инструментов, позволяющих читателю детально погрузиться в атмосферу произведения, проникнуться ее отдельными элементами, в особенности – персонажами. Особенно характерен прием введения в основу сюжетного повествования «героя за кадром» — так называемого «автора-повествователя».
Определение
Автор-повествователь – персонаж, созданный писателем. Как и все персонажи того или иного произведения, автор-повествователь обладает определёнными особенностями речи и характером, важно отметить, чаще всего отличными от самого писателя.
Автор-повествователь вводится, как правило, для придания произведению большей выразительности, для большего взаимодействия с читателями. И всё же читатели (в основной массе) редко замечают разницу между повествователем и автором. Повествователь чаще всего находится в стороне от основных событий произведения, участия он в них не принимает. Тем не менее, он может вполне являться свидетелем случившегося, либо же мог услышать о случившемся от случайных людей или от своих знакомых.
Функции
Повествователь в литературе имеет определённые роли и задачи:
- В первую очередь персонаж призван отображать события, происходящие в произведении, через призму своего собственного «я». Другими словами, автор-повествователь передаёт события в своей трактовке, которая, безусловно, может отличаться от взглядов настоящего писателя.
- В отличие от рассказчика, который находится в самом произведении, автор-повествователь оценивает события со стороны и может видеть всё то, что происходит на самом деле (например, что убийца — садовник).
- Автор-повествователь показывает нам характер персонажей, отображает временные промежутки, позволяет нам оценить поступки участников событий, а также прокрадывается в голову определённого персонажа и докладывает нам о его мыслях и чувствах.
Примеры
«Голословность разрушается примером», поэтому мы хотели бы привести некоторые примеры из литературы, которые помогут Вам лучше понять, что из себя представляет автор-повествователь. Подобным приёмом активно пользовался российский писатель Николай Гоголь. Помимо известной поэмы «Мёртвые души», писатель внедряет повествователя в рассказ «Ночь перед Рождеством». В сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь создает такого персонажа, как пасечник. Он не участвует в происходящих событиях, однако он повествует нам о них. Пасечник является неким собирателем историй, слушателем.
Помимо этого сборника, можно привести пример и из небезызвестной поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Автор уже с предисловия обращается к читателям: здесь он описывает некоего человека, который ездит по России и встречается с разными людьми из разных сословий – низших и высших. Тут же писатель нам раскрывает и цель, с которой он вводит этого персонажа, а именно «чтобы показать недостатки и пороки русского человека». Исходя из описанных в статье функций и определения, можно понять, что в произведении писатель вводит автора-повествователя: герой показывает нам, как живёт русский человек, со всеми его недостатками, особенностями характера, и является непосредственным свидетелем событий. Можно заметить, будто он наблюдает как бы глазами героя, не являясь им, зная его мысли и действия:
«Чичиков, точно, увидел даму, которую он совершенно было не приметил, раскланиваясь в дверях с Маниловым»
Это является основной функцией автора-повествователя – показать нам события, происходящие в книге, через призму мировоззрения наблюдателя. И не точно, что характер и взгляды писателя в действительности пересекаются с мировоззрением повествователя.
В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» в начале повествования можно заметить, будто бы автор сам присутствует (но не участвует) в происходящих событиях и описывает всё своими глазами: действия начинаются в поезде, который вот-вот прибудет в Петербург. Персонаж приступает к описанию погоды:
«Было так сыро и туманно, что насилу рассвело; в десяти шагах, вправо и влево от дороги, трудно было разглядеть хоть что-нибудь из окон вагона».
Непроизвольно складывается впечатление, будто автор едет вместе с главными героями в этом самом поезде и выглядывает в окно, рассматривает всё, что за ним находится. Помимо этого, автор-повествователь, как будто бы мало того, что сидит в этом самом поезде, так ещё и разглядывает попутчиков:
«Все (пассажиры), как водится, устали, у всех отяжелели за ночь глаза, все назяблись, все лица были бледно-жёлтые, под цвет тумана».
Следует отметить, некоторые исследователи считают, что Достоевский преследует своеобразную концепцию, в которой присутствует не только автор-повествователь, но и рассказчик, и биографический автор – сам писатель. Но в вышеуказанном отрывке можно заметить, что речь идёт, безусловно, об авторе-повествователе, будто он, как призрак, перемещается по поезду, вглядывается в каждому из попутчиков в лицо, смотрит в окно и всё увиденное передаёт нам, читателям.
В произведении В. Ф. Одоевского «Княжна Зизи» можно заметить, что автор присутствует как герой, но не принимает непосредственного участия в событиях:
«К княжне Зизи в обществе относятся с предубеждением. Её имя часто повторялось в гостиной моего опекуна. Компаньонка тётушки, небогатая вдова Мария Ивановна, рассказала её историю».
Здесь автор служит проводником тех событий, которые описываются в произведении и скорее всего является «реальным человеком», но в действиях не принимает непосредственного участия.
Автор: Анастасия Занько