Краткое содержание «Сказание о смерти князя Олега» (Нестор Печерский)

«Предание о смерти князя Олега» — отрывок из «Повести временных лет». Это самая ранняя из дошедших до нас русских летописей, предположительно написанная преподобным Нестором Летописцем. В этой статье Многомудрый Литрекон в сокращении перескажет все основные события этого отрывка.


(278 слов) Первая часть предания рассказывает про Олега, князя Киевского, что жил тогда в мире со всеми странами. Вспомнил он однажды о коне своём, которого не видел уже больше пяти лет. Когда-то волхвы нагадали Олегу, что тот умрёт от своего любимого коня. Решил на него Олег больше не садиться, но повелел его кормить. Успел Олег уже и в поход на греков сходить, и в Киев вернуться. Захотел князь узнать судьбу коня своего и вызвал старшего конюха. От него Олег узнал, что конь уже помер. 

Рассмеялся князь: не правы были волхвы-кудесники — помер конь, а Олег жив. Пожелав взглянуть на останки коня, он приехал на место, где лежали его кости. Поставил Олег ногу на череп и сказал: 

«От этого ли черепа смерть мне принять?» 

Вдруг из черепа выползла змея и ужалила его. Заболел Олег и вскоре умер. Люди оплакивали его и похоронили на горе Щековица. Княжил он тридцать три года.

Далее летописец размышляет о силе волхования. Он вспоминает волхва Аполлония Тианского, жившего во времена римского императора Тита Флавия Домициана. Аполлоний ходил по городам и творил бесовские чудеса. В Византии и Антиохии изгнал он по просьбе людей скорпионов, змей и комарьё. Предсказал он и землетрясение, поразившее позже Антиохию.

Затем приводятся слова великого Анастасия Божьего града об Аполлонии. Анастасий говорил, что и после смерти волхва чудеса его исполняются — но творят их бесы, чтобы обольстить жалких людей, подтолкнуть их к дьяволу. Летописец подытоживает, что такое колдовство есть не что иное, как бесовское творение, допущенное Богом, чтобы испытать православную веру.

Заканчивая предание, летописец перечисляет имена грешников, которым, тем не менее, были доступны чудотворные способности: Валаам, Фараон, Навуходоносор, Симон Волхв, Менандр. Выводом предания служит пересказ Евангелия от Матфея, где о лжепророках сказано: 

«Не чудесами прельщать…»

Автор: Алексей Поликарпов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *