Краткое содержание романа «Обрыв» (И.А. Гончаров): часть 5
Пятая часть романа «Обрыв» Ивана Александровича Гончарова – это кульминация бушующих страстей и столкновения идеалов, достигающих своего апогея. Краткое содержание этой части, что подготовил Многомудрый Литрекон, представляет читателю болезненную картину разочарования, мести и, в конечном итоге, выбора. Райский, мучимый ревностью и осознанием обмана Веры, проходит через череду эмоциональных всплесков, раскрывающих глубину его душевного смятения. От желания разоблачить возлюбленную до минут просветления и осознания собственной низости, его внутренний конфликт становится движущей силой сюжета. Пятая часть исследует хрупкость человеческих чувств, разрушительную силу ревности и сложность морального выбора, оставляя читателя с ощущением трагической неизбежности и предчувствием дальнейших потрясений. Это ключевая часть романа, раскрывающая истинную суть его главных героев и подводящая повествование к финалу. Вот предыдущие части: 1 и 2. Приятного просвещения!
Содержание:
Главы 1-5
В Малиновке готовились к венчанию Марфеньки. Утром, под звон колоколов, дом наполнился суетой и радостью. Марфенька проснулась в комнате, украшенной цветами, и была ошеломлена множеством дорогих подарков (подарок Райского – часы с эмалевой доской, с ее шифром, с цепочкой). Растроганная до слёз, она благодарила бабушку, которая подарила ей фамильные драгоценности. Бабушка попросила Марфеньку узнать, готова ли Вера к обедне.
Вера очнулась после обморока, ощущая слабость. Шум и колокольный звон вывели её из забытья. Она посмотрела в зеркало и испугалась своего вида. Марфенька вошла к ней, сияя от счастья, но, увидев Веру, испугалась за её здоровье. Вера попыталась поздравить сестру, но улыбка не получилась. Она отдала Марфеньке её букет вместе с porte-bouquet. Сестра растрогалась от всеобщей любви, а Вера, не в силах говорить, лишь положила ей руку на плечо и отказалась идти к обедне. Марфенька рассказала ей о подарках. Увидев букет померанцевых цветов, Марфенька поинтересовалась, чей он, и Вера отдала его ей, приколов цветы к платью сестры. Она заметила бледность Веры и предложила позвать доктора, но та отказалась. Марфенька ушла в слезах, обещая не тревожить бабушку. Вера осталась одна и легла на диван.
После ночи мучений Райский пришел к Вере, осознав свою вину. Вера простила его и попросила об одолжении: рассказать бабушке о её связи с Марком, на что сама она не решалась. Райский, в ужасе от предстоящего, согласился, понимая, что теперь должен причинить боль еще одному близкому человеку. Вера попросила его отсрочить разговор и ушла в забытье, а Борис Павлович, чувствуя тяжесть предстоящей задачи, покинул её.
Райский переживал за обеих женщин. Вера появилась среди гостей, вызвав его изумление. Он следил за ней, восхищаясь её силой духа. Бабушка успокоилась, но замечала странное поведение Райского. Она проклинала гостей, затянувших праздник. Райский был между двух огней: бабушка требовала объяснений, а Вера отчаянно просила рассказать правду. Тушин смотрел на Веру особенным взглядом, пугая её. Она боялась, что он узнал правду и теперь будет молчаливо презирать её. Вера решила выяснить, что у него на уме, иначе она упадет. А он тут, как нарочно, и взглянул!
Вера пригласила Тушина в аллею, чтобы объяснить ему, что его признание в любви не может быть принято. Она рассказала о своей связи с Марком Волоховым, опасаясь, что Тушин узнал правду. Тушин, потрясенный, но сохраняющий благородство, предложил свою дружбу и поддержку, несмотря на боль и разочарование. Вера, облегченная искренностью Тушина, попрощалась, а он, раздавленный открывшейся правдой, покинул усадьбу.
Главы 6-9
Наступило утро отъезда Марфеньки. Бабушка провожала дочь молчаливо и печально, не обременяя её наставлениями. Она поручила её Марье Егоровне, матери жениха, а самому Викентьеву сделала серьёзное замечание о соблюдении приличий в деревне. Заметив их смущение, Татьяна Марковна сменила тон на дружеский. К завтраку пришла бледная Вера, сославшись на головную боль. Татьяна Марковна была ласкова, а Марья Егоровна бросала на Веру загадочные взгляды, словно допрашивая о причинах её странного поведения накануне.
После проводов Вера осталась дома, ощущая, что ее мир сузился. Она привыкла делать глубокие выводы из небольшого круга людей, и её сердце безошибочно указывало на тех, кому она могла доверять. Вера не тратила симпатии на всех, и из посторонних только жена священника была чем-то вроде её наперсницы, да Тушина она открыто признавала и называла своим другом.
Вера обладала даром видеть скрытое и стремиться к идеалу. Она обдуманно подходила к знаниям и не принимала на веру всё новое. Появление Марка с его нигилистическими взглядами стало для Веры испытанием. Разочаровавшись в его учении, она увидела в нем лишь отрицание и отсутствие созидательной силы. Вера обнаружила, что доброе в учении Марка не ново и взято из старого источника. Это укрепило её веру в старое учение как единственный идеал. Она стала подозрительна к личности проповедника и указала на него Татьяне Марковне. Марк заметил недоверие Веры и поставил задачу преодолеть его, преуспев в этом. Она поверила в его искренность и стала жадно вслушиваться в его речи. Встречаясь с ним, она боролась с ложью и софизмами, вооруженная своими наблюдениями и логикой. Марк яростно сопротивлялся, но уступал, чувствуя победу впереди.
Там, где Вера не была готова спорить, она слушала и следила, есть ли у Марка опора, или он только увлечен гипотезой. Она видела будущее и звала его вкусить эту жизнь. Вера перешла в активную роль: вернуть его на дорогу добра и правды, сначала в правду любви, а там и дальше, в глубину ее веры. Марк кое в чем уступал. Вера была счастлива, чувствуя, что ее сила действует на его жизнь, и надеялась совершить чудо и быть любимой. Она мечтала ввести его в общество. Она влюбилась в его личность, но не в его учение, и осталась верна старым понятиям. Он звал к новому делу, но она его не видела. Она винила себя за бездействие и готовилась разделить с сестрой её труды. Эта борьба с Марком кончилась взаимным поражением и разлукой.
Райский пообещал поговорить с Татьяной Марковной. Вера предчувствовала беду. Ей стало немного легче, когда она рассказала всё Райскому и Тушину. Но самый тяжелый груз оставался на дне души. Она мысленно бросалась на грудь то Райскому, то Тушину. Вера уходила в отчаянии из часовни.
Вернувшись, бабушка отпустила служащих и поинтересовалась о Райском, который ушёл к Козлову. Вера попросила передать, что ей лучше, но обед пришлют в комнату, так как она собирается рано лечь. Во дворе Савелий чуть не убил Марину поленом за то, что она выскользнула из комнаты лакея Викентьева. Узнав об этом, Татьяна Марковна поморщилась. Приехали гости, желавшие навестить Веру, но Татьяна Марковна объявила о её простуде, страдая от лжи. Райский, бледный, также отказался от ужина. После отъезда Тита Никоныча бабушка сухо пожелала Райскому спокойной ночи, чувствуя себя оскорблённой.
Бабушку ограждали от тайн. Райский сообщил ей о Вере, и под утро она, словно лишившись чувств, отстранилась, сказав, что «бабушки больше нет». Райский, оставив дела, стал за ней наблюдать. Утром она вышла, словно монумент, не замечая ветра. Райский испугался, что она хочет утопиться, но она пошла прочь. Вблизи он увидел не добрую помещицу, а другую женщину, несущую огромное горе. Она шла, не чувствуя ног, с шалью по земле, с ужасом в глазах. Райский следил за ней, боясь падения. Она взобралась на гору, шепча о своем грехе.
Райский был поражен ее силой и размышлял о подавленной мощи женщин. Он думал, что это не бабушка. Царство Татьяны Марковны рушилось, душа пустела. Она бродила по развалинам, и мир стал ей противен. Она скиталась до вечера, мучилась в дремоте, а с зарей шла снова: к беседке, в поля, к Приволжью. В часовне она взглянула на образ и отшатнулась в ужасе, упала на колено, закрыла лицо шалью от Спасителя и простонала: «Мой грех!».
Люди были в ужасе. Василиса и Яков молились в церкви. Марина ходила как одичалая. Бабушка не принимала пищи. Райский хотел заговорить с ней, но она повелела ему уйти.
Вере сообщили о состоянии бабушки, и она с ужасом увидела ее, несущую бремя «беды». Осознавая, что бабушка страдает из-за нее, Вера терзалась. Благословение Татьяны Марковны вызвало у неё рыдания. Вечером ее нашли в углу комнаты и уложили в постель. Успокоительное не помогало, она забывалась и спрашивала о бабушке. Подруга оказалась бессильна. Вера бредила, просила узнать о бабушке и шептала, что та не любит и не простит.
На третий день Татьяна Марковна незаметно ушла из дома. Райский, измученный бессонницей, лег отдохнуть. К вечеру появилась бабушка, а там и слегла. У Веры появился жар, потом бред. К утру ей легче не стало. Татьяна Марковна лежала не шевелясь. Вера вскочила с постели и бросилась к Татьяне Марковне. Татьяна Марковна, прижавшись к Вере, слушала её исповедь в слезах. Бабушка молча утешала внучку, не давая ей себя оттолкнуть. Вера призналась в гордыне и непослушании, прося прощения и желая стать «Марфенькой», вернуться к бабушке и покинуть старый дом. Бабушка молча ласкала её, и к утру они заснули в объятиях друг друга.
Вера поправилась, но оставалась слабой. Именины прошли скромно, без гостей, под предлогом ее нездоровья. Тушину отказали во встрече. Вера и бабушка сблизились, но избегали откровенных разговоров о случившемся, обмениваясь лишь взглядами. Татьяна Марковна не осуждала и не оправдывала Веру, а просто удвоила свою заботу, будто та стала ей еще ближе. Вера же думала:
«Она [я] – нищая в родном кругу»
Вера мучилась от осознания своего «падения» и представляемого презрения окружающих. Она чувствовала себя виноватой и потерянной, ей было больно упасть в глазах других. Она замкнулась в себе, стала тихой и покорной, и ей казалось, что все знают о её тайне. Татьяна Марковна, наблюдая за Верой, заразилась её печалью и тоже отстранилась от дел. Райский стал им двоим близким другом.
Главы 10-11
После признания Веры Татьяна Марковна изменилась. Сначала она таинственно поговорила с Титом Никонычем, после чего он уехал. Вера тосковала, чувствуя себя виноватой. Ночью бабушка призналась Вере в своем грехе, чем потрясла её до глубины души. Они сблизились, и теперь девушка видела свой долг в служении другим. Татьяна Марковна решила рассказать свою историю. Вера чувствовала себя слабой перед её решимостью, а к вечеру ей вновь поплохело.
После потрясений в Малиновке воцарилась тишина, но без прежней беспечности. Все были задумчивы и молчаливы. Вера и бабушка сблизились, но обе с опаской смотрели в будущее. Вера гадала, сможет ли бабушка пережить потрясение и принять новую Веру. Татьяна Марковна переживала, сможет ли Вера покорно нести свой крест и не сломят ли её тоска и унижение. Бабушка вернулась к управлению имением, а Вера усердно занялась домашними делами, особенно приданым Марфеньки.
Вера решила не избегать никакой работы, какой бы мелкой она ни была, полагая, что за презрением к обыденному кроется лень. Она решила искать дело в текущих обстоятельствах и избегать «миражей». Вера стала бледнее и тише, но продолжала заниматься домашними делами. Райский замечал перемену в ней и был доволен. Вера рассказала Райскому о своей любви к Ватутину, но умолчала о «грехе». Райский недоумевал, как бабушка смогла помочь Вере. Его отношение к Татьяне Марковне изменилось: он стал почтителен и послушен.
Райский вернул Тита Никоныча, который, увидев привычную обстановку, постепенно пришел в себя и стал радоваться, как ребенок. Вскоре Борис Павлович привел Козлова. Татьяна Марковна радушно встретила его, не упоминая о его горе, и разрядила обстановку шуткой.
Главы 12-15
В один из осенних дней Вера получила письмо на синей бумаге, отчего пришла в оцепенение. Она долго не решалась его прочесть, вспоминая прежние страдания. Вера спрашивала себя, чего он ждет, если они расстались навсегда. Она понимала, что не может сказать ему то, что он хочет услышать. Она уже не боялась его, но письмо заставило её вспомнить прошлое. Вера решила, что ей нужно его уведомить о том, что произошло. Она открыла оба письма и начала читать первое.
В письме Марк признавался, что не может уехать, потому что Вера любит его, и потому что сам он находится в горячечном состоянии. Он предлагал быть счастливыми, не обращая внимания на убеждения, покориться страсти и молчать. Он соглашался, что отъезд невозможен, поэтому он готов остаться ради Веры, даже жениться. Он предостерегал, что если они расстанутся, то это будет выглядеть глупо, и Райский посмеется над Верой.
Получив второе письмо, Вера испугалась. Марк писал, что ждет её в беседке и угрожал прийти в дом. Вера не знала, что ответить, её мысли путались. Она отослала посыльного, обещая ответ позже. Вера не знала, как написать Марку, что у нее больше нет сил и желаний. Она думала о том, чтобы пойти к нему самой или рассказать обо всём бабушке, но не могла решиться. И она стала размышлять, кому вообще можно об этом рассказать. Она написала записку Тушину, прося его приехать. Раньше она полагалась только на себя, теперь же поняла, что в одиночку не справится. Вера поплатилась за гордость и стала искать помощи у людей. Она вспомнила о своей подруге, жене священника, которой раньше доверяла только мелочи. Теперь же в трудные минуты она обращалась к бабушке, Тушину и брату Борису. С письмами в кармане, она пошла к Татьяне Марковне. Бабушка, увидев её расстроенное лицо, забеспокоилась. Вера уговорила её прочитать письма. Татьяна Марковна старалась не показывать своих чувств, но Вера всё равно заметила выражение тоски. Вера объяснила, что не хочет ничего, кроме покоя и забвения. Она заявила, что даже если бы Марк изменился, она всё равно не смогла бы его полюбить. Вера плакала. Татьяна Марковна сказала, что на следующую встречу к обрыву пойдёт она, а там и посмотрят, будет ли он ещё писать.
Вера объяснила бабушке, что не жалуется на Марка, а просто хочет, чтобы ему сообщили о её состоянии. Она отвергла кандидатуру Тушина. Татьяна Марковна предложила обратиться к брату Борису. Вера не хотела вмешивать брата, но боялась его страсти. В итоге бабушка вызвалась передать Марку, чтобы он не ждал в беседке. Девушка взяла с неё обещание, что та не будет с ним встречаться.
Девушка отправилась к Райскому, чтобы узнать, что он думает о письмах и как поступит, если бабушка попросит его встретиться с Марком. Она застала его за разбором материалов для романа. Райский размышлял о том, чтобы сосредоточиться только на Вере, и вдруг ему пришла в голову мысль написать её портрет. Девушка возражала, говоря, что устала и плохо выглядит. Борис Павлович убеждал её, говоря, что она шедевр и что нельзя откладывать. Райский усадил Веру и, не слушая её, начал писать портрет. Вера рассказала о письмах от Марка, но Райский был слишком увлечен работой. Вера погрузилась в воспоминания и раздумья. Райский сосредоточенно работал над её глазами, стараясь передать тайну её глубокого взгляда. Он чувствовал, что в её взгляде скрыта какая-то спящая сила, но не мог её уловить. Вскоре он закончил.
Встревоженная письмами Марка, Вера обратилась за помощью к Тушину. Она призналась, что не может ни написать, ни встретиться с Марком, а бабушка слишком взволнована. Тушин согласился передать Марку её прощальную записку, хотя это причиняло ему боль. Вера была поражена его самоотверженной любовью и попросила его быть мягким с Марком.
Главы 16-18
Тушин передал Марку отказ Веры. Марк, узнав об этом, был взбешён, но Тушин твёрдо стоял на своём, не позволяя Марку тревожить Веру. В итоге, Марк, полный злости, уступил и пообещал уехать, оставив Тушина победителем.
Марк был раздражён, уходя в унижении. Его роман закончился полным провалом. Ему отказали в последнем свидании и выпроваживали, как врага. Он винил себя в том, что не усвоил местных порядков. Ему казалось, что Вера стыдится его. Он злился на Тушина, который унизил его своей вежливостью. Марк понимал, что другого ответа дать нельзя; считал, что Вера должна была написать ему письмо, а не посылать посредника. Он размышлял, в чём его вина, а там и вспомнил, как предупреждал её о своих взглядах, как оставил её в опасный момент. Марк осознал, что прикрывался логикой и честностью, оставив Веру одну отвечать за их увлечение.
Райский, впечатленный Тушиным, провел у него неделю. По возвращении он с восторгом рассказывал Вере о его цельной натуре и образцовом хозяйстве. Вера радовалась похвале Тушину и призналась, что все его любят. Вскоре Райского вызвала бабушка, а Тушин попросил о встрече с Верой.
Главы 19-21
В городе множатся сплетни о Вере, достигшие даже Тушина. Общество замечает любовь Тушина к Вере и их уходы в сад, а Полина Карповна приплетает к этому и Райского. Татьяна Марковна обвиняет Райского в утаивании правды о Вере. Распространителем слухов называют Тычкова. Общество замечает отчуждение Веры, внимание Тушина и суетливость Райского. Все ждут свадьбы Веры и Тушина, но после дня рождения сестры Вера заболевает, а Райский в смятении. Общество требует суда над участниками драмы.
Райский идет к Вере, а Тушин – к Татьяне Марковне, которая рассказывает ему о сплетнях, обвиняющих его в связи с Верой. Татьяна Марковна просит Тушина опровергнуть слухи, сказав, что его не было в городе. Тушин предлагает сказать, что сватался к Вере, но получил отказ. Татьяна Марковна сначала осуждает его за это, думая, что он хочет жениться на Вере из-за сплетен, но потом, увидев его любовь, обещает, что Вера станет его женой, если все забудется. Однако, она просит его подождать и не тревожить Веру. Тушин соглашается, живя надеждой на будущее. Татьяна Марковна, испуганная своим обещанием, остается одна.
Райский навещает Крицкую, чтобы узнать о сплетнях. Крицкая рассказывает ему о разговоре Веры и Тушина в обрыве, а затем сплетню о юности Татьяны Марковны, её романе с Титом Никонычем и её rendez-vous с ним, прерванном графом. Райский потрясен этой историей и покидает Крицкую. Он осознает глубину характера Татьяны Марковны и ее нравственную силу. Вернувшись к ней, он невольно выдает себя, и Татьяна Марковна понимает, что он узнал ее тайну.
Главы 22-23
Состоялась скромная свадьба Марфеньки и Викентьева. Марфенька сияла, а жених был скромен. Райский заметил увядшие цветы в букете невесты, переданные Верой, и уговорил их убрать. Молодую оторвали от бабушки, которая с трудом сдерживала слезы. Дома Вера утешила бабушку. Тушин остался в городе и на следующий день пришел к Татьяне Марковне с архитектором, ибо запланированы перестройки в Малиновке.
К тому же Татьяна Марковна и Вера собираются в путешествие. Тушин приглашает их к своей сестре, но Татьяна Марковна не обещает присутствия. Райский переезжает в новый дом, Козлов ждет ответа от жены, Тушин берет на себя управление Малиновкой. Райский заканчивает портреты бабушки и Веры и объявляет о своем скором отъезде.
Тит Никоныч не может сразу поехать к Татьяне Марковне из-за сплетен, но она зовет его на Рождество. Тушин приглашает его погостить у себя. Сплетни о Вере стихают, переходя в ожидание ее свадьбы с Тушиным. Татьяна Марковна, хотя и надеется на дружбу Веры и Тушина, втайне опасается, что Вера не полюбит его как мужа. Вера же видит в Тушине лишь друга, оценивая его доброту, справедливость и великодушие.
В комнате Райского перед отъездом разложены вещи и литературные материалы. Он решает начать писать роман о Вере, чтобы потом, вдали от реальных событий, увидеть чистое создание творчества. Он решает, что роман будет в двух частях, и записывает эпиграф – стихотворение Гейне с переводом.
Nun ist es Zeut, dass ich mit Verstand
Mich aller Thorheit entled’ge,
Ich hab’so lang als ein Komoediant
Mit dir gespielt die Komoedie…
Райский замечает признаки старения в зеркале. Егор сообщает о странном поведении барина девушкам. Райский пишет посвящение женщинам, говоря, что они вдохновили его на этот труд. Он рассказывает о своем поиске идеала красоты в женщинах, о преодолении преград и о стремлении к совершенствованию. Он надеется, что женщины увидят в его создании отражение их души, ума, сердца и красоты.
После посвящения он крупными буквами написал:
«Глава I ЧАСТЬ ПЕРВАЯ»
Райский, вдумываясь в первую главу, боится, что его роман может нанести вред, если он не покажет опасности падения Веры. Он также беспокоится о цензуре. Он начинает писать главу, но вскоре его клонит в сон, и он засыпает на диване. Проснувшись утром, он разочарован и спрашивает себя, на что он тратит время. Он достает письмо от художника Кирилова и садится писать ответ о своем решении бросить литературу и вернуться к живописи. Он осознает, что его призвание – создавать красоту в форме, а не анализировать жизнь; сохранит свои литературные заметки, чтобы другие могли их использовать; называет себя скульптором и объясняет, почему женщины всегда казались ему статуями. Райский пишет, что ему нужно только найти свое орудие и прием; считает, что у него есть глаз, вкус и вдохновение. Затем просит Кирилова увезти его с собой в Рим и помочь стать скульптором. Борис Павлович верит в свой талант и готов отречься от всего остального. Он с живостью собирает бумаги и чувствует облегчение.
Главы 24-25
Райский прощается с Малиновкой, обещая Вере создать её статую и просит Тушина известить его о свадьбе с Верой, а Козлов — найти его жену. В Петербурге он безуспешно пытается стать скульптором и едет с Кириловым в Италию.
В путешествии его постоянно преследуют воспоминания о Вере, Марфеньке и бабушке, напоминая о неразрывной связи с Россией.
Автор: Анастасия Александрова