Краткое содержание романа «Обрыв» (И.А. Гончаров): часть 2

Вторая часть романа «Обрыв» Ивана Александровича Гончарова все ближе подводит нас к трагическим событиям, заложенным в названии произведения. Мы наблюдаем, как меняются взгляды и убеждения героев, и как они один за другим приближаются к точке невозврата. Эта часть произведения полна предчувствия надвигающейся катастрофы, и она заставляет читателя задуматься о хрупкости человеческой судьбы и последствиях принятых решений. Многомудрый Литрекон прочитал вторую часть романа «Обрыв» и подготовил для Вас краткое содержание по главам с цитатами. Обязательно прочтите пересказы и остальных частей – так вы лучше запомните сюжет и основные моменты. Приятного просвещения!

Главы 1-4

Возвращаясь в усадьбу, Райский с волнением узнавал родные места. Его внимание привлекла девушка, кормящая птиц на крыльце. Приблизившись к ней, он спугнул её и птиц. В доме его радостно встретила бабушка, вызвав в нём чувство вины за прошлую жизнь. Райский был тронут её мудростью и теплотой. Татьяна Марковна, радуясь его приезду, посетовала на его внешний вид и похвалилась красотой внучек, одна из которых сейчас гостит. Она удивлялась, как он незаметно подъехал, и хотела его накормить, но он отказался. Бабушка продолжила его заставлять. Райский сдался и поел.

Марфенька, смущаясь, вошла в комнату. Борис Петрович, восхищенный её красотой, обнял её после шутки бабушки. Марфенька показала ему свои детские рисунки и свои творческие работы, рассказав, что помнит его детство. Расспросив о Вере, Райский узнал, что она такая же скрытная, любит читать. Бабушка, назвав Веру «дикаркой», перевела разговор на имение. Райский, чувствуя душевное тепло, решил не анализировать, а наслаждаться жизнью и задумался, как использовать близких для творчества.

«Ну так вот что: пошлите за чиновником в палату и велите написать бумагу: дом, вещи, землю, все уступаю я милым моим сестрам, Верочке и Марфеньке, в приданое…»

Татьяна Марковна была против, поскольку у них и так денег много у каждой. Девушки же были бы рады: очень любят дом и хотят тут жить до конца. Бабушка позвала Савелия, мрачного и немногословного мужика, который медленно и задумчиво выполнял все распоряжения. Райский, желая передать управление имением, попросил Савелия позвать чиновника для оформления бумаг. Бабушка, обеспокоенная его планами, рассказала о тяжёлой судьбе Савелия. Она была всё ещё против его идеи отказаться от управления имением, боясь за его будущее, а также считала, что все поступки Райского – срам! Да и выяснилось, что жениться он не собирается… где такое видано. Стала ему в пример приводить разных офицеров. Так и не договорились. Марфе тоже запретили замуж выходить, ибо, по мнению Татьяны Марковны, нужно сначала с человеком пуд соли съесть, потом замуж, а там и любить можно.

Райский и Марфа отправились на прогулку. Борис Петрович хотел рисовать всех родных, сад и всё вокруг его вдохновляло. Отправились они к обрыву – любоваться Волгой; пели, обсуждали книги.

«Мы будем вместе читать, – сказал он, – у тебя сбивчивые понятия, вкус не развит. Хочешь учиться? Будешь понимать, делать верно критическую оценку»

Во время разговора Райский отмечал сходства и различия между Марфой и Софьей. А там и решил написать портрет девушки. После он отправился гулять по обрыву, а Марфа – готовить обед. Райский, гуляя по провинциальному городку, с ностальгией наблюдал его сонную жизнь и бездействующих жителей. Размышляя о сельской картине, он решил сделать Марфеньку центральной фигурой романа, а Веру – отодвинуть на второй план. Понимая недостаток страсти в своих персонажах, Райский безуспешно пытался найти учителя Козлова, но, пройдя несколько кругов по городу, наконец нашёл его дом.

Главы 5-8

Рассеянный и добрый Леонтий, учёный-классик, посвятивший жизнь изучению древних языков и литературы, мечтал стать провинциальным учителем. В отличие от своих товарищей, чьи амбиции не оправдались, он достиг цели. Райский помог ему устроиться в родном городе, где Леонтий счастливо погрузился в работу и огромную библиотеку, доставшуюся ему от Бориса Петровича.

Леонтий, погружённый в науку, женился на хитрой и обаятельной Уленьке, дочери эконома. Сначала он не обращал на неё внимания, но после её шуток и неожиданной заботы, Леонтий влюбился. Он был наивен и доверял ей, а она, хоть и насмехалась над ним, пообещала выйти за него замуж. Через пять лет они поженились, и Леонтий любил жену, видя в ней отголоски античной красоты.

Козлов не сразу узнал Райского, но потом сразу же принялся показывать ему свою библиотеку. Леонтий был горд ею, но Райский торопил его к обеду. Леонтий был поражён, когда Райский предложил ему свою библиотеку, но затем отказался, вспомнив о порче книг Марком. Жена Леонтия, Ульяна Андреевна, подтолкнула его к принятию подарка. В итоге он с радостью принял библиотеку от Райского, но с условием, что никогда не будет его мучить разговорами о книгах. Ульяна Андреевна с иронией комментировала ситуацию, а Козлов с гордостью говорил о её хозяйственности, но с сожалением об отсутствии интереса к книгам. В итоге, Райский пообещал не упоминать о книгах и настоял на обеде.

После трапезы Райский спорил с Леонтием о роли прошлого и настоящего, видя в нём отрыв от современной жизни и прогресса, в то время как Леонтий считал античность образцом совершенства. Райский, разочаровавшись в живописи, обратился к роману, а Леонтий, приверженный классике, призывал его к историческим темам. Борис Петрович не соглашался, считая, что современный художник должен отражать современность. Леонтий доволен своей жизнью учителя, а Райский видел его неспособным разглядеть истинное лицо своей жены.

Главы 9-11

Райский, вернувшись домой, столкнулся с недовольством бабушки из-за своего обеда у друга. Он заключил с ней договор о свободе, чем шокировал её, и заявил, что будет жить по своим правилам. Райский также отметил, что бабушка навязывает ему свою волю, но в итоге они заключили перемирие.

Райский порадовал близких подарками, чем растрогал бабушку и сестру, и смутил Тита Никоныча. Он понял, что за бабушкиной заботой скрывается истинная любовь. Райский игнорировал попытки флирта Полины Карповны, и бабушка была недовольна их общением. Вечером, уступая бабушкиной настойчивости, Райский позволил себя раздеть, а затем, по её же требованию, выкурил сигару. После чего он заснул крепким сном.

Борис Петрович, погрузившись в жизнь поместья, наблюдал за простотой и подлинностью окружающих его людей, особенно бабушки. Бабушка, живущая по традициям, любила почитание, но при этом обладала практическим умом. Она считала, что судьба даёт каждому шанс, и несчастья происходят по вине самих людей. Райский спорил с ней, пытаясь донести мысль о несправедливости, но бабушка оставалась при своём мнении, веря в силу самоконтроля и божественной воли. Он отметил, что бабушка, будучи доброй по натуре, в отличие от него, доброго по принципу, не стремится к этому сознательно, а просто доверяет миру. Райский с удивлением отмечал её жизнерадостность и мудрость, несмотря на противоречия в её взглядах. Он также выявил «эластичность» жизни, способность подстраиваться под любые верования.

Райский, глядя на Марфеньку, задумался о женитьбе, привлечённый её живостью и непосредственностью. Он отметил её доброту, хозяйственность, любовь к рукоделию и активную жизнь в поместье. Решив «разбудить её сон», он попросил показать ему дом, начиная с её уютной комнаты, полной милых безделушек. Затем, поднявшись в старый дом, Райский был поражён аскетичностью комнаты Веры, где не было ничего, что могло бы отразить её личность. Марфенька рассказала, что Вера не любит гостей и бесстрашно ходит по ночам, даже на кладбище. Райский, глядя на пустую комнату, попытался вспомнить черты младшей сестры, но в памяти всплывал лишь образ маленькой, худенькой девочки. После они вышли во двор.

Полина Карповна Крицкая, вдова-кокетка, приехала в поместье, чтобы очаровать Райского. Она флиртовала с ним, жаловалась на «несчастное супружество» и притворно вздыхала, стремясь привлечь внимание и распространить слухи о своих «страдающих» поклонниках, одним из которых являлся сопровождающий ее неловкий кадет Мишель. Она пригласила Райского на обед, а бабушка, скрывая недовольство, согласилась. В это время Марфенька, едва сдерживая смех, сообщила о козе в огороде. После ухода Марфеньки Полина Карповна и бабушка упрекнули Райского за его нелюдимость. Райский отказался посещать городские мероприятия, а Полина Карповна заявила о своей уверенности во взаимных чувствах. Райский, однако, считал её карикатурной. До приезда Крицкой, Райский наблюдал за жизнью поместья и стал свидетелем драмы Марины, любвеобильной дворовой, и её мужа Савелия. Он решил изучить характеры этих людей, видя в их истории потенциал для очерка.

Главы 12-16

Вечером Райский вновь разговаривал с Марфой, говорил ей о чувствах, желал, чтоб и она его полюбила, но выяснилось, что ей нравится Николай Викентьев – единственный хороший мужчина в городе, по её мнению. Райский бредил, призывая её любить его, но Марфенька сказала, что ей больно, и попросила отпустить её. Затем она, глядя на звезды, говорила о них, о зарнице и о грозе, которую боится, и о том, что скоро ужин. Райский молчал, положив щеку ей на плечо. Она, думая, что он спит, спрашивала его о жизни в Петербурге. Он онемел, мечтая о счастье, и не желая отпускать Марфеньку, а она зевнула до слез. Девушка с тоской вырвалась из его объятий, и Райский, словно проснувшись, отстранился от неё, признался, что ошибся, попросил больше к нему не приближаться и ушёл в кусты обрыва.

Райский, испуганный своими чувствами к Марфеньке, считал, что его честность была спасена не им, а её невинностью. Он с отвращением вспоминал о случившемся. Марфенька же, не понимая, что произошло, ушла домой, удивляясь странному поведению Райского, и, долго не засыпая, чувствовала жар в щеках. Бабушка выразила недовольство отсутствием Райского за ужином.

Райский, увидев, как кто-то лезет к Козлову, проследил и встретил Марка. Марк, вымокший, переоделся и, по-хамски представившись, разговорился с Райским, высмеяв его как «артиста». Борис Петрович разглядывал Марка, находя в нём сходство со своей неприкаянностью. Марк предложил «осадить» трактир, но Райский повёл его к бабушке, что не выносила имени Марка. Перелезая через забор, они поймали Марину, а затем и садовника. Райский уговорил Марину принести им ужин, а Савелий, поджидавший жену, по ошибке схватил Райского. Тот солгал, и Савелий, отпустив его, ушёл, а Марина пронеслась мимо мужа, неся ужин.

Марк и Райский, наевшись, завели спор за жженкой. Райский обвинил Марка в игре, пьянстве и безделье, получив в ответ критику и уничижительные оценки. Они обсудили прошлое Райского, его «неудачничество» и «воспитание». Марк высмеял Райского, а потом и сам попросил денег в долг. Взаимные оскорбления привели к описанию «артистов сорта Марка» и его «великой идеи», после чего он уснул. Борис Петрович назвал Волкова «русским Карлом Моором». Ночью, бабушка, обнаружив пьянство и спящего Марка, устроила Райскому скандал, но потом послала Марину с помощью, растрогав его.

Рано утром Марк выпрыгнул из окна и исчез. Райский отправился на прогулку, размышляя о своём литературном творчестве. Только после он собрался сесть за очерк, как заметил, что дверь в домик Веры приоткрыта. Райский отправился туда и, наконец, встретил вторую сестру. Вера призналась, что только вчера узнала о его приезде. Девушка была красива, голос её был намного звонче, чем у сестры. Взгляд бездонный, есть в ней какая-то тайна. Стали они пить кофе. Райский жадно её рассматривал, спрашивал, вспоминала ли она о нём. Она же была спокойна, довольно молчалива, на вопросы почти не отвечала.

«Ему хотелось скорей вывести ее на свежую воду, затронуть какую-нибудь живую струну, вызвать на объяснение. Но чем он больше торопился, чем больше раздражался, тем она становилась холоднее»

С трудом, но у Райского всё вышло разговорить её хоть немного. Они поговорили о книгах, о «двойнике» Веры – попадье, … Райский же захотел узнать её ещё больше, стать её двойником, тоже любоваться Волгой.

«Словом, те же желания и стремления, как при встрече с Беловодовой, с Марфенькой, заговорили и теперь, но только сильнее, непобедимее, потому что Вера была заманчива, таинствено-прекрасна, потому что в ней вся прелесть не являлась сразу, как в тех двух, и в многих других, а пряталась и раздражала воображение, и это еще при первом шаге!»

Вера сказала, что ему нужно перестать бывать в её комнате без неё, не обращать на неё внимания и не задавать столько вопросов, и тогда Райский сможет заслужить её любовь. После она пообещала, что придёт посмотреть на его картины. Борис Петрович ушёл и стал её ждать.

Прибыла Полина Карповна с Мишелем и стала вновь флиртовать, просить нарисовать её портрет. Это всё раздражало Райского, ведь он ждал Веру. И она пришла, застав его с Полиной Карповной; извинилась, сказала, что хочет спать, и ушла. 

Следующие три дня Райский обижался на сестру, писал программу будущего романа, скучал и хотел уехать куда-нибудь. И, как и обещал, старался не обращать на неё внимания. Вера становилась с ним ласковее, но всё ещё не переходила на «ты». Шли дни. Вера стала для него центром всего, бабушка и Марфа ушли на второй план, остальные… просто хлев. В городке он продолжал жить только из-за Веры.

Главы 17-19

В гости прибыл Викентьев. Он поздоровался с Татьяной Марковной, с Марфой и стал расспрашивать, кот это у них гостит, рассказывать о своих делах, о маменьке с лишаем. Привёз васильков и живого сазана. Обедать отказался, поскольку перед выходом съел целый пирог, что оценила Марфа. 

Викентьев и Марфа отправились к ней наверх, стали играть на фортепиано, а потом побежали гулять в сад, петь и болтать, смеяться. За обедом он рассказал о подарках, которые приготовил девушке. Татьяна Марковна не оценила всё это: смех, беготня, езда на лошади! Нужно быть скромнее и умнее в её-то возрасте, пооглядчивее.

Сначала Марфа стала слушать бабушку, но из-за забавного поведения Викентьева не смогла сдержаться, хохотала и веселилась, согласилась побежать с ним. Татьяна Марковна только вздохнула и сказала: «бог с вами, делайте, что хотите!»

Неожиданно прибыл Опенкин. Татьяна Марковна не хотела его видеть, поэтому попросила Викентьева передать, что она уехала. Не вышло: тот пришёл, стал просить выпить; рассказывал, что у него в жизни происходит. После отправился спать на сеновал, затем вернулся и снова стал пить, мучая Татьяну Марковну рассказами о жизни. Поздно он ушёл.

Главы 20-22

Райский устал ждать внимания от Веры, ему было скучно. Не спасали даже наброски пейзажей Волги, записи для романа. Писал письма Аянову, вспоминал Софью. И всё равно было скучно. Пришлось даже следить за страстями между Егоркой и дворовыми девками. Выяснилось, что Козлова обманывают – кто-то явно похаживает к его жене, пока тот работает. Райский решил, что лично пристыдит Ульяну Андреевну, сохранив друга от позора. Отправился он и к Марку – ответный визит. С другом нашёл его жилище, послушал шутки, а там отправились в его салон.

Марк сказал, что Борису Петровичу легко будет завести роман с Верой, ведь они родственники, нужно только порисоваться перед ней. И стал ему советы давать. После заключили пари: Марк был уверен, что через неделю Райский влюбится, а спустя какое-то время будет пытаться скрыться отсюда.

Райский разозлился и отправился на поиски Веры. Она была в саду и любовалась природой. Заметив Бориса Петровича, она скрылась в своём домике. Райский разозлился ещё сильнее. 

«Ему казалось, что он уже ее ненавидел или пренебрегал ею: он этого еще сам не решил, но только сознавал, что в нем бродит какое-то враждебное чувство к ней»

Через пару дней он сам возле её окна разложил книги и, отвечая на её вопрос, сказал, что они будут окунаться в мир поэзии. Вера же его прогнала и с Наташей стала заниматься шитьём. Спустя время она стала замечать, что стала объектом его ненависти. И как-то, когда все уехали осматривать луга, они встретились в саду. Оба хотели объясниться друг перед другом: зачем один преследует, а вторая бегает? Зачем он кидает злые взгляды? Ждёт её пробуждения? Следит?

«в каждом шаге я вижу одно – неотступное желание не давать мне покоя, посягать на каждый мой взгляд, слово, даже на мои мысли… По какому праву, позвольте вас спросить?»

И Райский, наконец, сказал ей, что влюблён в её красоту, он поклоняется ей, готов на всё. Вера напомнила, что для дружбы с ней нужно просто её не замечать. Борис Петрович пообещал ей уважать её свободу. Она ушла. 

Так злоба Райского прошла. Он старался держать своё обещание, но в глубине души ему очень хотелось вновь побыть с ней наедине, ждал, когда она ему откроется. Спустя пять дней после их разговора, ранним утром, Борис Петрович случайно наткнулся на неё в саду и стал кричать, что это случайно. Она позволила поцеловать её руку, а затем пригласила на прогулку. Они разговаривали, обменивались мелкими новостями, немного обсудили книги, но всё было сдержанно. После обсуждали дружбу между мужчиной и женщиной. Райский с осторожностью восхищался Верой, но в глубине души не понимал, откуда у него такое странного поведение, желание свободы…

Они разошлись.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *