Краткое содержание романа «Обрыв» (И.А. Гончаров): часть 1
В первой части романа «Обрыв» автор, Иван Александрович Гончаров, пристально изучает внутренний мир своих героев. Здесь мы встретим Бориса Райского, человека, чьи мечты то возносятся к небесам, то разбиваются о скалы реальности. Через его переживания мы увидим не только его собственные терзания, но и сложные отношения с окружающим миром. Эта часть романа – приглашение в путешествие по глубинам человеческой психологии, которое обещает быть захватывающим и драматичным. Многомудрый Литрекон прочитал произведение и подготовил краткое содержание романа «Обрыв» по главам и с цитатами для любимых читателей. Обязательно прочтите и остальные части. Приятного просвещения!
Главы 1-5
В одной из квартир Петербурга сидели два господина: 35 летний и довольно молодо выглядящий Райский Борис Петрович в домашнем сером пальто и 45 летний равнодушный мужчина с довольно крупным чином и окладом, вдовец с 12 летней дочкой, светский человек со сдержанной речью и в чёрном фраке – Аянов Иван Иванович. Они обсуждали разные дела. Во-первых, двух старух, которых вечно обыгрывали в карты, – Анну и Надежду Васильевых. Во-вторых, их племянницу по имени Софья Николаевна Беловодова – вдову с неплохим заработком и наследством от тётушек. В-третьих, тот факт, что Аянову надо бы жениться. Отправились они гулять по Невскому, а там и зашли в барский дом у Владимирской церкви.
Аянов познакомился с Беловодовой около года назад и узнал её историю: родом из Пахотиных, замужем была недолго, мать умерла, отец (походивший на Пальмерстона и проживавший жизнь шутя) наделал долгов, вдохнув холостяцкой жизни. Николай Васильевич вообще любил то за дамами поухаживать, то внезапно в Париж съездить, то ещё чего-нибудь, а любимым делом было потравить анекдоты. Сёстры его, Анна и Надежда, частенько помогали ему деньгами. Из особенностей: вторая страдала тиком и носила кацавейку из горностая, первая – большую шаль. Швейцар их походил на Нептуна. А в доме самой весёлой комнатой была именно комната Софьи, которая нынче была под опекой тёток.
Так герои добрались до комнаты со старухами и Софьей Николаевной, стали обедать. Райский был двоюродным племянником Анны и Надежды, поэтому их знакомить было не нужно. С юности Борис Петрович общался с Софьей и пытался по ней узнать, что вообще из себя представляют женщины, определить, что кроется под этой покойной, неподвижной оболочкой красоты… Сама по себе Беловодова была красива. Райский использовал карточные вечера, чтобы сблизиться с кузиной, но не понимал, зачем. И в этот вечер состоялась игра – сразу после отъезда Николая Васильевича за город.
Райский старался открыть Софье глаза: предки лгут, они жертвы хорошего тона, заставляют её быть такой же! Обманывают! Она не понимает новой жизни. Для понимания нужно именно открыть глаза и начать любить, замечать жизнь вокруг – особенно жизнь деревенских простых людей! А ещё страдать, ведь без страданий любви не бывает.
«Вы этого не знаете: «вам дела нет», говорите вы…»
«никто не имеет права не знать жизни»
Игры закончились. На улице Аянов поделился, что выиграл аж 45 рублей, а Райский ему пересказал диалог, случившийся с Беловодовой, и добавил, что хочет написать её портрет, а также сесть за написание романа… вдохновила его на это их знакомая актриса – Анна Петровна. На том и разошлись.
Главы 5-6
Райский, около десяти лет живущий в Петербурге, но проводящий там мало времени, разочаровался в службе, к которой его пристроил опекун. Он не стремится к успеху, хотя ему за тридцать, и его характер крайне изменчив: то он жизнерадостен, то угрюм. Никто не понимал его. В детстве он проявлял странности: в школе изучал людей, а не уроки; не понимал математику, хотя быстро решал нестандартные задачи. Он страстно читал истории и романы, но плохо знал географию, зато мог живописно описывать страны. Директор его ругал. Испугавшись наказания, он увлёкся чтением, мечтая о подвигах. Райский был непостоянен в дружбе, легко сближаясь и отдаляясь от людей. Ему не интересна обычная жизнь; он наблюдает природу, слушает истории и много читает. Отдельной страстью является рисование. В юности мечтал стать артистом, но опекун, как уже было сказано, записал его на службу.
«Он чувствовал и понимал, что он не лежебока и не лентяй, а что-то другое, но чувствовал и понимал он один, и больше никто, – но не понимал, что же он такое именно, и некому было растолковать ему это и разъяснить, нужно ли ему учить математику, или что-нибудь другое»
Главы 7-11
Кроме родственников в лице Софьи Николаевны и её отца с тётками, есть ещё и Татьяна Марковна, живущая в семейном имении у Волги и обрыва. Во время студенчества Райский посетил её одним летом. Об обрыве ходили слухи: мол, с него упал самоубийца, который теперь весь в белом ходит по Малиновке, смотрит на всё и всех, а там исчезает. Суеверные перестали там ходить – мало ли что. Райского это место («дичь») манило, картины были перед глазами. Были и двоюродные внучки Татьяны Марковны: Верочка и Марфенька.
«Он читал, рисовал, играл на фортепиано, и бабушка заслушивалась; Верочка, не сморгнув, глядела на него во все глаза, положив подбородок на фортепиано»
Бабушка, конечно, восторгалась умениями Райского, но тоже не оценила стремления стать артистом, ведь это срам – получать деньги за картины и игру на инструментах, то ли дело стать офицером и жениться на богатой ради бабушки. Однако возила его по всем своим знакомым и демонстрировала его таланты.
Главы 12-15
В университете Райскому тоже было трудно: кто-то отмечал его таланты, кто-то – нет. Он с трудом переходил с курса на курс. Перед выпуском декан спросил его о планах. Райский, желая быть художником, но помня о неодобрении родных, сказал, что будет стихи писать и повести. Декан напомнил, что это не дело, и спросил, какое звание он выберет. Райский ответил, что сначала пойдёт в гвардию, а затем – в статскую службу. Декан отметил, что только Райский и Козлов ещё не определились, а остальные выпускники уже знают, куда пойдут. Козлов же хотел быть учителем в губернии (о Козлове подробнее можно прочитать в анализе «Обрыва»).
В Петербурге Райский, служивший юнкером, наслаждался светской жизнью, но разочаровывался в цинизме столичного общества. Искусственные отношения, построенные на расчёте и игре, где женщины жертвовали чувствами ради выгоды, а мужчины – семьёй ради мимолетных романов, поразили его бездуховностью и показной роскошью.
Так он оставил службу и занялся художествами. Ему виделись мастерская и успех, но реальность оказалась сложнее. Попытки учиться в академии оказались неудачными: он отвлекался и мечтал. Написав картину с фигурами Гектора и Андромахи, он отложил работу над деталями, закончив её лишь спустя полгода. Он советовался с товарищами и профессорами, но ему говорили: «Вы не умеете рисовать» и «у вас есть талант…учитесь».
Райский, оставив попытки поступить в сенат и академию, вел светскую жизнь, сочиняя музыку и рисуя портреты. Вспомнив о карьере художника, он вновь пошел в академию.
Встречаясь с Беловодовой, он расспрашивал её о детстве, которое, как выяснилось, прошло под строгим контролем матери, лишенное беззаботности и детских шалостей, а также о том, чему она вообще училась. Училась она дурно по всем урокам. Хорошо давалась музыка, потому она тоже хотела стать артисткой. Рассказывала об учителе Ельнине и их занятиях. Райский из этих рассказов сразу понял, что учитель был влюблён в девушку; родители же были против этого брака. Потом Софья Николаевна вышла замуж за Беловодова, который приехал из Парижа и сделал предложение через тётушек. Вскоре они перебрались за границу. Она была счастлива.
Райский, очарованный Софьей, увидел в ней проблески чувств и понимания его идей. Задумавшись о своих шансах и сопернике, он услышал игру на виолончели из соседнего окна – монотонное повторение пассажей, раздражавшее его. Однако позже он услышал прекрасную игру, которая заставила его замереть, а затем вернуться к холсту, к бумагам. Была обнаружена тетрадь с записями, там и записка от Наташи. Райский сразу бросился к ней и узнал, что она слегла из-за болезни. Он, наблюдая за умирающей Наташей, вспоминал их любовь, начавшуюся со спасения её от «благодетеля». Райский, мечтая о страсти, не ценил её беззаветную любовь и уставал от её спокойствия. Наташа, не зная упрёков, покорно принимала все, умирая с верой и любовью. Её смерть стала следствием болезненного детства и покорности судьбе. Райский обвинял себя в её кончине.
«Я преступник!.. если не убил, то дал убить её…»
Райский, убитый горем после смерти Наташи, две недели провел в одиночестве. Затем он переосмыслил свои переживания, найдя их «бледными» и требующими переработки, как и её портрет. Он спрятал рукопись и начал писать новый роман, где эпизод с Наташей стал лишь частью общего замысла. Жизнь отвлекала его от творчества, и он, в поисках новых ощущений, устремился к кузине Беловодовой, пытаясь пробудить в ней страсть. Но, встретив неприступность, начал скучать.
Главы 16-18
Наступило лето. Райский захотел сменить обстановку. И тут Татьяна Марковна позвала его в деревню погостить да внучек-невест посмотреть – всё же давно не виделись. Немного подумав, Райский решился отправиться в Малиновку. К тому же писал ему и Козлов, который обитал там же. Он тоже ждал встречи.
Было решено, что сначала Райский закончит портрет Софьи, а потом отправится к бабушке. По завершении процесса Аянов Беловодову на полотне не признал, Кирилов же, маленький и сухощавый человек с бакенбардами, назвал всё это пустым, а женщину на портрете назвал неизвестной актрисой. При этом о таланте Райского:
«Это превосходно, это… Я не знаю подлинника, а вижу, что здесь есть правда. Это стоит высокой картины и высокого сюжета. А вы дали эти глаза, эту страсть, теплоту какой-нибудь вертушке, кукле, кокетке!»
То есть Райскому нужно больше упорства, больше внимания, больше времени для работы – иначе всё погибнет.
Райский решил сначала показать портрет Софье, а потом, если и понадобится, его переделать. Софья решила, что на портрете она даже лучше, чем есть на самом деле, а Борис Петрович ей льстит. Райский её также рассказал, что вскоре отправится в деревню, к тётушке. Кузина расстроилась и сказала, что ей будет не хватать дружбы, а на вопрос о любви весело ответила, что очень его любит. Райский посчитал, что она просто кокетничает – хитрит, вертится и ускользает, хоть и «выше мира и страстей»; любит другого – итальянца и красавца, графа Милари. Так они и поругались, ведь она выбрала богатого и знатного артиста, а не мучения в деревне».
«В нём умер любовник и ожил бескорыстный артист»
Дома Райский все свои литературные труды погрузил в чемодан, собрался и отправился в деревню.
Автор: Анастасия Александрова