Краткое содержание романа «Обрыв» (И.А. Гончаров): часть 4

В четвёртой части романа «Обрыв» Иван Александрович Гончаров продолжает исследовать сложный клубок взаимоотношений и идей, завязанных в провинциальном поместье. В центре повествования внутренний конфликт художника, Бориса Петровича Райского, разрывающегося между страстью и идеалами, между поисками красоты и нравственными принципами. Его метания сталкиваются с непростыми характерами обитателей поместья: загадочной Верой, дерзким Марком Волоховым, консервативной бабушкой и другими колоритными персонажами. В этой части романа тайное становится явным, чувства обнажаются, а идеологические споры достигают своего апогея. Ревность, сомнения и разочарования терзают героев, заставляя их переосмыслить свои взгляды на любовь, мораль и место в жизни. Многомудрый Литрекон подготовил краткое содержание четвёртой части романа «Обрыв» и готов им поделиться. Обязательно прочтите и остальные части (1, 2 и 3) – так вы лучше поймёте сюжет. Приятного просвещения!

Главы 1-3

Вера, сбежав от Райского, встретилась с Марком в заброшенной беседке. Она упрекала его за резкость к Райскому, его политические взгляды и связь с сомнительными личностями, беспокоясь из-за его вероятного ареста. Марк критиковал Веру за консервативность, недоверие к его убеждениям и нежелание познавать «тайны» и «опыт». Вера обвиняла Марка в отсутствии «человеческой правды», позёрстве и несерьёзном отношении к любви; хотела веры и ясности, а Марк предлагал довериться судьбе.

Он заявил, что рефлексия берёт верх над её природой и страстью, и назвал её «барышней», стремящейся выйти замуж, а не любящей девушкой. Вера обиделась и ответила, что выбрала бы другого, если бы хотела только замуж, из-за чего он извинился за грубость, но обвинил её в сдерживании чувств и расспрашиваниях вместо наслаждения. Вера ответила, что относится к чувствам серьёзно, а он – легко. Марк признался, что не спит по ночам из-за раздражения.

Затем он обвинил её в страхе перед счастьем и предложил наслаждаться им хотя бы на короткое время. Вера ответила, что хочет счастья на всю жизнь и не верит в его непрочность. Марк спросил, когда он это предсказывал. Вера привела его цитаты о том, что нужно хватать счастье на лету, не привязываться и не надоедать друг другу. Марк признал, что это его убеждение, и спросил, почему она ему не верит. Вера ответила, что верит во что-то лучшее, и хочет обратить его в свою веру, что является единственным условием её счастья.

Марк предложил ненадолго «влететь в чужое гнездо» и забыть его, или вернуться, если захочется, то есть предложил кратковременные связи, свободу и подчинение судьбе. Вера хотела вечной любви, доверия, ясности и равенства. Марк заявил о расставании. 

Вера, оставшись одна, почувствовала боль и сомнение. Она размышляла о правде, о любви и о Марке, глядя на образ в часовне. После ухода Марка Вера стала более набожной, что вселило надежду в Райского. Он интерпретировал её поведение как борьбу с прошлой страстью и предвкушал возможность «лучшей доли» вместе. Однако выстрелы заставили Веру, словно в трансе, броситься к обрыву, оставив Райского в недоумении и сомнениях относительно причин её поступка.

Вера угрюмо поужинала молча, пожаловавшись на зубы. Бабушка тревожно молчала, Райский задумчиво ковырял вилкой тарелку, а Марфенька с Викентьевым весело болтали. Тит Нилыч дал Вере совет беречь здоровье и предложил подарить косынку. Марфенька расцеловала его за доброту. Райский, глядя на Веру, подумал о контрасте между цветущей Марфенькой и побледневшей Верой. Вера молча вышла из-за стола.

После ужина Марфенька расцеловала Тита Никоныча за косынку и попросила прислать ее завтра. Тит Никоныч с радостью согласился. Райский последовал за Верой, и они поговорили. Вера призналась, что ей не до смеха и она страдает; сообщила, что завтра уезжает за Волгу, не попрощавшись с бабушкой, и попросила Райского передать ей эту новость. Райский был подавлен решением Веры уехать. Она позволила ему остаться и переписываться, попросила не проклинать ее, если его страсть не пройдет, и уехать, если пройдет. Райский согласился на любые мучения, лишь бы не быть отвергнутым, а она отложила отъезд на послезавтра, и у обоих появилась какая-то надежда. Вера попросила позвать Марину и пожелала спокойной ночи.

Главы 4-6

После отъезда Веры Райский переживал противоречивые чувства: от надежды до сомнений, от страсти до ревности. Он анализировал ее поведение, искал «ключи» к ее загадке, писал дневник, творил музыку, размышлял об идеале женщины и двойной морали. Его состояние менялось от эйфории до депрессии, он страдал от бессонницы и желтел от переживаний. Вера писала ему ласковые письма, подогревая его чувства. Бабушка беспокоилась о его здоровье и поздних работах.

Борис Павлович был увлечен процессом писательства, но понимал, что это мешает ему забыть Веру и лишь питает его страсть. Он сомневался, поймет ли она его творчество, считая его лишь «любовной чепухой»; рассуждал об уме, особенно женском, считая хитрость лишь низшей его степенью, выработанной угнетением. Райский надеялся, что, когда женщины обретут права, хитрость уступит место прямому человеческому уму. Когда он отрывался от писательства, Вера вновь представала перед ним безукоризненной. Сомнения и подозрения были чужды его доброй натуре, лишь случайными искажениями, порожденными страстью и неизвестностью.

Пришло ещё одно письмо от Веры с просьбой помочь изгнаннику, находящемуся в нужде. Она просила прислать деньги, одежду и одеяло, ссылаясь на то, что у нее нет собственных средств. Райский выторговал у бабушки 220 рублей, отправил их, заказал одежду и купил одеяло для изгнанника. В ответном письме Вера благодарила его слезами и сердцем, рассказывая, как обрадовался изгнанник подаркам, заплатил долги и купил сигар. Борис Павлович отправил ящик подарков изгнаннику, а также хотел подослать Егора для слежки, но передумал. Он решил спросить правду у Веры лично и, если она солжет, бросить ее. Понимая, что его страсть – ложь, он решил бежать, но в новом письме от Веры узнал, что она возвращается в четверг. Собирая вещи для побега, он встретил губернатора, который пригласил его в поездку по губернии. Райский согласился, поскольку надеялся, что смена обстановки и разлука помогут ему преодолеть наваждение. Борис Павлович испытывал мучительную внутреннюю борьбу, стремясь к идеалу и самопознанию. Поездка была окончена после новой весточки от Веры.

Приехав, Райский был тепло встречен домочадцами. Выяснилось, что Вера уже уехала. Татьяна Марковна сообщила ему, что Леонтий болен, так как его жена уехала с французом Шарлем, оставив письмо с признанием, что не вернется. Райский пожалел Леонтия и решил навестить его. Татьяна Марковна предложила перевезти больного в пустующий старый дом. Борис Павлович нашёл письмо от Аянова с известиями о Софье Беловодовой, но ему это уже не было интересно. Он отправился к Леонтию и увидел Марка Волохова в доме больного. Марк сообщил Райскому, что Леонтий сильно переживает из-за ухода жены, отказывается от врачей и ходит как безумный. Марк попросил Райского остаться с Леонтием, чтобы тот не натворил чего-нибудь с собой. Узнав о глубине чувств Леонтия, Райский предложил ему переехать в дом бабушки, Татьяны Марковны, чтобы не оставаться одному. Бабушка, узнав о бедственном положении Козлова, распорядилась отправить ему еду и присмотреть за ним. Райский, вернувшись домой, начал разбирать почту из Петербурга.

Главы 7-9

Прочитав письмо от Аянова, Райский узнал о петербургских новостях и о том, как развивались события вокруг его кузины Софьи. Аянов пытался содействовать увлечению Софьи, но безуспешно. В итоге, Софья оказалась в щекотливом положении из-за графа Милари, который оказался не тем, кем казался. Аянов предоставил Райскому право самому додумать финал этой истории. Райского раздражали как сам Аянов (назвал его ослом), так и легкомысленное поведение Софьи.

Борис Павлович, встретив Веру в саду, был обеспокоен её странным поведением. Он видел в ней перемены: неестественную живость, усталость. Вера призналась в страсти, обвинила Райского в подстрекательстве и потребовала избавить её от мучений. Она то умоляла, то отталкивала, выказывая признаки безумия. После эмоционального всплеска она успокоилась и, убедив Райского, что ей просто плохо, попросила его провести её в комнату, а затем попросила позвать прислугу и никому не говорить о её состоянии.

На следующий день Райский, мучимый тревогой за Веру, старался скрыть это от бабушки. Вера, несмотря на болезненный вид, настояла на прогулке по городу, во время которой старалась быть оживлённой. Однако Райский чувствовал её натянутость и утомление. Вера попросила отложить откровенный разговор, но Райский потребовал объяснить, зачем она удерживает его. Она упрекнула его в том, что он сам выбрал эту роль, и пообещала рассказать всё вечером. По дороге они навестили Козлова и встретили Марка. Вечером Райский ждал обещанного разговора.

В последнее время Козлов был подавлен, и Райский, сочувствуя Вере, решил выяснить причину её терзаний. Он старался понять, кто оказал влияние на её взгляды, но безуспешно. Заметив, что Вера скрывает источник знаний, Борис Павлович, понимая ограниченность бабушки в понимании душевных терзаний Веры, и, стремясь помочь ей, решил хитростью выведать правду о её увлечениях и знакомствах. Наконец, девушка призналась, что испытывает сильную тревогу и попросила Райского не оставлять её одну, а в случае услышанного выстрела с обрыва – остановить её любой ценой. Райский согласился помочь Вере, которая, сославшись на то, что через неделю выстрелы прекратятся навсегда, удалилась. 

Главы 10-12

Два дня тянулись мучительно медленно. Райский старался не оставлять Веру одну, прислушиваясь к каждому звуку в ожидании выстрела. Он навещал Козлова и других знакомых в городе, а вечера проводил в саду, стараясь быть рядом. Он надеялся, что семейные обстоятельства помешают ей совершить задуманное и неделя пройдёт без трагедии. Вера, утомлённая и печальная, попросила Бориса Павловича зайти к ней вечером и, молча последовав за ним к часовне, погрузилась в молитву перед ликом Спасителя.

Райский, заметив влияние молитвы на Веру, предположил, что у нее есть поддержка сильнее его. Вера подтвердила это, но на ее лице была лишь усталость и покорность. Вера дала Райскому поручение купить porte-bouquet для Марфеньки и составить букет к её дню рождения, объяснив это своей слабостью. На следующий день Райский выполнил поручения Веры, заказал букет и, решив сделать свой подарок Марфеньке, занял у Тита Никоныча денег на дамские часы. У Тита Никоныча Райский увидел роскошный туалетный столик и поинтересовался, где тот взял такую редкость. Тит Никоныч рассказал, что столик был частью приданого его матери и хранился в его вотчине. Также, он признался, что приготовил аналогичный подарок для Веры к её замужеству – столовый сервиз. Тит Никоныч выразил надежду на удачный брак Веры с Тушиным. Райский, вернувшись домой, нашёл гостей, включая Опенкина, который утомил всех своим красноречием. Бабушка, устав от Опенкина, поручила Викентьеву напоить его, и тот крепко заснул. К вечеру гости разъехались, а бабушка с матерью жениха обсуждали приданое.

Марфенька, готовясь к отъезду, обходила каждую избу в деревне, прощаясь с жителями. Она щедро раздавала подарки крестьянам: ситец на рубашонки детям, одежду и обувь девочкам, а полоумной Агашке – душегрейку. Безногому старику Силычу она оставила рубль медными деньгами. Крестьяне благодарили Марфеньку за щедрость, а мужики, глядя на это, лишь лукаво улыбались.

Вечером в новом доме царило оживление, а в старом доме царила тишина. Вера, утомленная и задумчивая, сидела в полумраке своей комнаты. Внезапно раздавшийся выстрел под горой заставил её вздрогнуть. Она начала лихорадочно метаться по комнате, ища что-то в шкафу и торопливо надевая на себя разную одежду. Дождавшись ночи, тайно выскользнула из дома и направилась к обрыву. Райский преградил ей путь, уговаривая вернуться. Вера, будучи в отчаянии, призналась, что ей необходимо последнее свидание, чтобы проститься. Райский отказался её отпустить, и между ними завязалась борьба. После повторного выстрела Вера, успокоившись, попыталась воззвать к его сочувствию, но Райский остался непреклонен. Она то умоляла, то пыталась апеллировать к его чувству свободы и любви, то клялась, что это последний раз. Она встала на колени, призывая судьбу и провидение, и умоляла Бориса Павловича отпустить её, но он оставался непреклонен. Она пыталась манипулировать, обещая назвать имя возлюбленного в обмен на свободу, но затем вновь обратилась к эмоциональным аргументам, прося о милосердии и клянясь, что это последний раз, и просила его подождать, пока она не вернется. Не выдержав её мольбы, Райский отпустил девушку, и та стремглав бросилась к обрыву. 

В полуразрушенной беседке Марк ждал Веру. Приехав, Вера вступила в спор с Марком о любви и браке. Он видел в любви лишь влечение и отрицал вечные чувства и долг. Вера считала, что любовь подразумевает долг, ответственность и необходимость признания отношений. Они признались друг другу в привлекательности и опасениях, но так и не пришли к согласию. Марк заявил, что хочет лишь счастья и не собирается жертвовать собой ради устаревших правил. Вера же настаивала на необходимости этих правил и долга любви. Марк отвергал религиозный брак, а Вера упрекала его в неуважении к её ценностям. Вера призналась, что изначально пожалела Марка и надеялась изменить его жизнь, но поняла, что их убеждения слишком разные. Марк отказался принять её веру. В итоге они пришли к выводу, что их разные убеждения и сила характера не позволяют им быть вместе. Вера поняла, что сил у неё нет, и что, если бы она даже удержала Марка, их жизнь превратилась бы в тюрьму. Марк угрюмо заметил, что именно из-за силы характера они оба мучаются и расходятся.

Вера и Марк, не придя к согласию в понимании любви, решили расстаться. Они обменялись прощаниями, полными сожаления и тоски. Вера, несмотря на решение, испытывала сильное желание обернуться. Марк, разозленный её непокорностью, презирал её «старые» убеждения, хотя и уважал её силу. Увидев её колебание, он решил, что одержал победу, и бросился к ней. Вера, в порыве эмоций, поверила в его возвращение. Марк, как зверь, унес её обратно, словно добычу.

Главы 13-14

Райский, страдая из-за великодушного поступка, сидел у обрыва, мучаясь ревностью и неопределенностью. Он не находил покоя ни днем, ни ночью, призрак Веры преследовал его. Вера обещала вернуться после свидания, но прошло уже два часа. Райский в тревоге ждал её, прислушиваясь к каждому звуку. Он задавался вопросом, что она делает и с кем встречается. Его охватило отчаяние, он чувствовал себя орудием в её страсти. Он размышлял о том, имеет ли он право узнать её тайну, чтобы облегчить свои страдания. Он решил подслушать, но заколебался, чувствуя, что это подло.

Райский, мучимый ревностью, тайно пробирался в сад, чтобы узнать, где Вера. Тем временем в доме Полина Карповна настойчиво искала Бориса Павловича, считая, что он хочет ей в чём-то признаться. Она отправилась в сад, несмотря на предостережения и советы остаться дома.

Борис Павлович, узнав об измене Веры, был охвачен яростью и желанием мести. Он метался между желанием разоблачить её и отчаянием, даже думал о самоубийстве. Его чувства колебались от презрения до восхищения её новой красотой. В попытке заглушить свои страдания он чуть не столкнул Полину Карповну в обрыв. Придя в себя, Райский решил уехать, но перед этим отомстить Вере, бросив ей в окно букет померанцевых цветов, что привело к её обмороку.

Автор: Анастасия Александрова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *