4 действие пьесы «Недоросль» кратко

Четвертое действие пьесы «Недоросль» является идейным центром произведения. В нем звучат ключевые морально-философские монологи Стародума, раскрывающие авторскую позицию о смысле жизни, истинной добродетели и назначении человека. Здесь же окончательно формируется союз положительных героев, а Простакова начинает готовить отчаянный шаг — похищение Софьи. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом и полным кратким содержанием книги. Приятного просвещения!

Кратчайшее содержание

Действие открывается нравоучительной беседой Стародума с Софьей. Он раскрывает ей свои взгляды на жизнь: счастье не в богатстве и знатности, а в душевном спокойствии и доброй совести; истинная знатность — в благородных поступках на благо отечества; ум без добродетели — ничто. Эти наставления становятся моральным кодексом пьесы.

В разгар беседы появляются Правдин и Милон. Стародум, убедившись в достоинствах молодого офицера и узнав о взаимной любви молодых людей, благословляет их брак. Этой идиллии мешают Скотинин, а затем и Простакова с Митрофаном, которые по-прежнему претендуют на руку Софьи. Узнав, что Стародум не отдаст племянницу ни за кого из них, Простакова в ярости решает силой выкрасть Софью до отъезда, чтобы обвенчать с Митрофаном.

Подробный пересказ

Явления I-II. Софья читает книгу Фенелона о воспитании девиц. Появившийся Стародум одобряет ее выбор, хвалит автора и начинает долгую и важную беседу с племянницей о жизни и добродетели.

Явления III-VI. Это центральный дидактический эпизод действия. Стародум излагает Софье свои взгляды:

  • О счастье: Счастье — в душевном спокойствии, которое дает чистая совесть.

  • О знатности и богатстве: Знатен не тот, у кого много чинов, а тот, кто совершил много добрых дел для Отечества. Богат не тот, кто копит деньги в сундук, а тот, кто помогает нуждающимся.

  • Об уме и добродетели: «Ум, коль он только что ум, самая безделица». Без добродетели умный человек — чудовище. Истинную цену уму дает «благонравие» (честность, доброта).

  • О долге: Долг — это «священный обет», который человек дает тем, с кем живет. Дворянин должен служить Отечеству, муж и жена — хранить верность и уважение друг другу.

  • О браке: Брак должен основываться на взаимной дружбе и уважении, а не на расчете.

Явления VII-IX. В комнату входят Правдин и Милон. Стародум, расспросив молодого человека о его взглядах на службу и доблесть (Милон говорит, что истинная неустрашимость — это мужество говорить правоту властителю, защищая невинного), остается им доволен. Узнав, что молодые люди любят друг друга, он с радостью дает свое согласие на их брак.

Идиллию нарушает Скотинин, который грубо требует отдать ему Софью, хвастаясь своим древним родом. Стародум с иронией отвергает его притязания. Затем появляется вся семья Простаковых. Г-жа Простакова пытается продемонстрировать «успехи» Митрофана в науках, но экзамен оборачивается полным провалом: недоросль не может отличить существительное от прилагательного, историю путает с баснями скотницы Хавроньи, а географию считает ненужной дворянину наукой.

Убедившись в глупости Митрофана и наглости Скотинина, Стародум объявляет им, что Софья уже сговорена (то есть обручена). После ухода Стародума и Софьи Простакова, приходя в ярость, разрабатывает отчаянный план: она приказывает мужу и слугам подготовить карету и силой выкрасть Софью в шесть часов утра, чтобы обвенчать с Митрофаном до отъезда Стародума в Москву. Действие заканчивается на напряженной ноте, предвещающей кульминацию.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *