Аргументы из литературы: Учитель

Когда мы говорим об учителе, часто вспоминаем школьных наставников. Какими мы видим своих педагогов? Добрыми и отзывчивыми или безнравственными и грубыми? Учитель – это скорее призвание, а не профессия. Но встречаются и такие люди, для которых преподавание – лишь способ заработка. На эту тему можно долго рассуждать и написать прекрасное сочинение. Чтобы Вам было легче подготовиться, Многомудрый Литрекон подобрал лучшие аргументы из литературы.

  1. В. Г. Распутин «Уроки французского». Какого педагога можно назвать хорошим? Пример для подражания описал В.Г. Распутин в своем произведении. Рассказчик приехал в райцентр из деревни, чтобы продолжить образование. Он преуспевал по всем предметам, но ему трудно давалось изучение французского языка. Лидия Михайловна, его учительница, с пониманием и терпимостью отнеслась к его неудачам. Она предложила ученику дополнительные уроки по предмету, нашла индивидуальный подход к нему в процессе обучения. Сложно представить, но помощь Лидии Михайловны была бесплатной. Более того, она попробовала накормить ученика, зная о его бедственном положении. В итоге рассказчик преодолел барьер, увлекся предметом и даже добился некоторых успехов. Из этого примера можно понять, что главная заслуга учителя – его неравнодушие к подопечным, стремление помочь им как в рамках учебной программы, так и в повседневной жизни.
  2. Л.Н. Толстой «Детство«. Роль учителя в жизни человека невозможно переоценить. Именно наставник закладывает нравственные основы и важнейшие знания в фундамент личности. Нелегкий процесс обучения описал Л.Н. Толстой в повести «Детство». Карл Иваныч стал для Николеньки и Володи не только преподавателем, но и близким человеком, способным поддержать и вдохновить. В ворчании старика чувствуется неподдельная любовь к детям. Когда отец решил отправить их в Москву, Карл Иваныч переживал так, будто ему предстоит разлука с собственными отпрысками. Он так привязался к ученикам, а они — к нему, что окончание обучения было тяжелым испытанием для всех героев. Вспоминая уроки и наставления пожилого немца, Николенька смог найти свое место в новой образовательной системе. Однако другого наставника, равного по влиянию Карлу Иванычу, персонаж так и не обрел. Это говорит об исключительности педагога и его роли в становлении личности ребенка.
  3. Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Повествование ведется от лица пятиклассника. Харлампия Диогеновича, учителя математики, школьники любят и уважают. Этот человек чувствует своих учеников. Он никогда не ругает их и не ставит неуспевающего школьника в качестве плохого, постыдного примера. Этот педагог обладает тонким чувством юмора, которое позволяет ему высмеивать незнания своих подопечных. Но делает это так, чтобы ребята не обижались, а учились анализировать свои проступки и исправлять ошибки. Вот и главный герой понял, что зря не выучил урок и унизился перед классом. В следующий раз он подготовился. Рассказ заставляет читателя задуматься о том, что хороший учитель – это друг, который даст знания, поможет советом и сформирует желание учиться.
  4. А. Платонов «Песчаная учительница«. Учитель в жизни человека может сыграть важнейшую роль. Именно так произошло в рассказе Платонова. Мария Нарышкина получила работу по распределению и оказалась в пустыне. Голые и неприветливые земли Хошутова разорили местных жителей. Все свое время они отдавали бесплодной борьбе с песком. Мария вскоре убедилась в том, что детям в этой среде никогда не применить школьные знания. Они им просто не нужны. Тогда учительница коренным образом изменила подход к образованию в этих краях. Она нашла полезную информацию о том, как сделать землю более плодородной и минимизировать вред вездесущего песка. Программой заинтересовались не только дети, но и взрослые. Общими усилиями удалось достичь значимых результатов. Благодаря учительнице все жители села научились жить лучше и вести хозяйство правильно. Наставник может помочь даже состоявшимся людям увидеть новые перспективы.
  5. А.П. Чехов, «Человек в футляре«. Порой учителями становятся люди, которые непригодны для этой профессии. Именно таким антипримером наставника является Беликов, герой рассказа Чехова. Он выступал против нововведений и каких-либо изменений в преподавании, поэтому на его уроках слушатели откровенно скучали. Беликов вовсе не старался преподнести свой сложный предмет легко и креативно. Напротив, он, казалось, получал удовольствие, вводя аудиторию в состояние полнейшего непонимания. Беликов зорко следил за порядком и приличиями в гимназии, но совсем не обращал внимания на результат своей деятельности. Дети ненавидели его предмет и не знали его. Лишь зубрежка помогала им маскировать отсутствие интереса к мертвому языку. Беликов же считал, что ничего менять не нужно — «как бы чего не вышло». Такие учителя лишь вредят детям, потому что уничтожают их тягу к новым знаниям.
  6. Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы«. Взаимоотношения учителя и ученика должны быть доверительными и открытыми. Именно такой союз возник в романе Достоевского. Дарданелов был наставником Коли Красоткина, но неровно дышал к его матери — молодой вдове. Зная о том, что Коле не хватает мужского воспитания, он смог понять его странную выходку: Коля лег на рельсы прямо перед поездом и лежал, пока состав не проедет над ним. Известие о проделке Коли дошло до руководства гимназии. Поднимался вопрос о том, что Коле не место в этом учебном заведении. Однако учитель встал горой за своего ученика, потому что правильно представлял себе проблему. Коля вовсе не был хулиганом, просто его некому было сдержать и осадить вовремя. Мать слишком избаловала его. Однако получив прощение и строгое внушение, Коля осознал, что поступил глупо и рискованно, и пообещал, что больше так не будет. Понимание, проявленное наставником, оказалось намного эффективнее наказаний и упреков.
  7. А. П. Чехов «Учитель словесности».  Сергей Васильевич – преподаватель русского языка и литературы. Дети его раздражают, а свою работу он ценит только за то, что она приносит деньги. Ученики, которые нуждаются в наставнике, его совершенно не волнуют. Герой лишь пытается устроить свою личную жизнь, но у него плохо получается. Этот рассказ дает понять, что человек, который занимается преподаванием только ради денег, не способен приносить пользу окружающим, а потому сам недоволен своей судьбой. Из-за его равнодушия к профессии страдают дети, которые теряют мотивацию к учебе. Педагог должен любить свою работу, уважать школьников и интересоваться их жизнью. Иначе он просто теряет время и потенциал нового поколения.
  8. В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». У главного героя есть школьный учитель — Евгений Николаевич. Педагог трепетно относится к детям и с полной самоотдачей учит их новому. Образование в далеком северном селе не субсидируется властями. Учитель вместе с супругой сам вынужден обустраивать школу и покупать необходимые вещи. Однако сложные материальные условия не отражаются на качестве работы Евгения Николаевича. Он душой болеет за свое дело и помогает ученикам преодолевать трудности. Конечно, семья живет бедно, но местные жители тайно помогают им: оставляют у порога дрова и продукты. Этот пример напоминает, что учитель – человек, который заслуживает уважения и благодарности за свой многолетний труд.
  9. А. П. Чехов «Репетитор». Егор Зиберов учится в седьмом классе и подрабатывает репетиторством. Он помогает Пете поступить во второй класс. Но при этом Егору не нравится работа, да и ученик его раздражает. Поэтому герой не спешит помогать мальчику, а наоборот, радуется ошибкам Пети и высмеивает его. Конечно же, Егора нельзя назвать хорошим преподавателем. Он лишь разрушает самооценку школьника и третирует его себе на забаву. Такими действиями он ничего не добьется, кроме того, что Петя окончательно потеряет веру в себя и мотивацию учиться. Самое ужасное, что Егор и сам не очень-то знает предмет, а уже берет на себя исключительное право преподавания. Наставник – это призвание человека, который стремится поделиться знаниями с другими, а не самоутвердиться за счет чужих ошибок.
  10. В.К. Железников, «Чучело«. Роль учителя в жизни ученика наиболее ярко проявляется в тех примерах, когда детям не хватило внимания преподавателя. Именно так произошло в повести Железникова. Маргариту дети недаром называют без отчества, ведь она явно не имеет достаточного опыта для общения с подростками. Увлекшись построением личных отношений, героиня совсем забыла о своих обязанностях в школе. Когда в ее классе начался бойкот, Маргарита просто проигнорировала это и уехала в Москву, а после возвращения не помогла жертве травли, пройдя мимо нее и неоднократно. А ведь виновницей произошедшего была сама учительница, так как именно ее решение спровоцировать Сомова на донос и лишить детей долгожданной поездки стало отправной точкой конфликта. Она не подумала о том, чем грозит Диме его признание, как одноклассники будут обращаться с новенькой, которая взяла его вину на себя. Маргарита лишь в финале осознает, к чему привела ее безответственность. Таким людям не стоит идти в педагогику, ведь это очень сложная сфера, требующая от человека самоотдачи.

Автор: Елизавета Гориславец

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *