Аргументы из литературы: Учитель
Когда мы говорим об учителе, часто вспоминаем школьных наставников. Какими мы видим своих педагогов? Добрыми и отзывчивыми или безнравственными и грубыми? Учитель – это скорее призвание, а не профессия. Но встречаются и такие люди, для которых преподавание – лишь способ заработка. На эту тему можно долго рассуждать и написать прекрасное сочинение. Чтобы Вам было легче подготовиться, Многомудрый Литрекон подобрал лучшие аргументы из литературы.
- В. Г. Распутин «Уроки французского». Какого педагога можно назвать хорошим? Пример для подражания описал В.Г. Распутин в своем произведении. Рассказчик приехал в райцентр из деревни, чтобы продолжить образование. Он преуспевал по всем предметам, но ему трудно давалось изучение французского языка. Лидия Михайловна, его учительница, с пониманием и терпимостью отнеслась к его неудачам. Она предложила ученику дополнительные уроки по предмету, нашла индивидуальный подход к нему в процессе обучения. Сложно представить, но помощь Лидии Михайловны была бесплатной. Более того, она попробовала накормить ученика, зная о его бедственном положении. В итоге рассказчик преодолел барьер, увлекся предметом и даже добился некоторых успехов. Из этого примера можно понять, что главная заслуга учителя – его неравнодушие к подопечным, стремление помочь им как в рамках учебной программы, так и в повседневной жизни.
- Л.Н. Толстой «Детство«. Роль учителя в жизни человека невозможно переоценить. Именно наставник закладывает нравственные основы и важнейшие знания в фундамент личности. Нелегкий процесс обучения описал Л.Н. Толстой в повести «Детство». Карл Иваныч стал для Николеньки и Володи не только преподавателем, но и близким человеком, способным поддержать и вдохновить. В ворчании старика чувствуется неподдельная любовь к детям. Когда отец решил отправить их в Москву, Карл Иваныч переживал так, будто ему предстоит разлука с собственными отпрысками. Он так привязался к ученикам, а они — к нему, что окончание обучения было тяжелым испытанием для всех героев. Вспоминая уроки и наставления пожилого немца, Николенька смог найти свое место в новой образовательной системе. Однако другого наставника, равного по влиянию Карлу Иванычу, персонаж так и не обрел. Это говорит об исключительности педагога и его роли в становлении личности ребенка.
- Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Повествование ведется от лица пятиклассника. Харлампия Диогеновича, учителя математики, школьники любят и уважают. Этот человек чувствует своих учеников. Он никогда не ругает их и не ставит неуспевающего школьника в качестве плохого, постыдного примера. Этот педагог обладает тонким чувством юмора, которое позволяет ему высмеивать незнания своих подопечных. Но делает это так, чтобы ребята не обижались, а учились анализировать свои проступки и исправлять ошибки. Вот и главный герой понял, что зря не выучил урок и унизился перед классом. В следующий раз он подготовился. Рассказ заставляет читателя задуматься о том, что хороший учитель – это друг, который даст знания, поможет советом и сформирует желание учиться.
- А. Платонов «Песчаная учительница«. Учитель в жизни человека может сыграть важнейшую роль. Именно так произошло в рассказе Платонова. Мария Нарышкина получила работу по распределению и оказалась в пустыне. Голые и неприветливые земли Хошутова разорили местных жителей. Все свое время они отдавали бесплодной борьбе с песком. Мария вскоре убедилась в том, что детям в этой среде никогда не применить школьные знания. Они им просто не нужны. Тогда учительница коренным образом изменила подход к образованию в этих краях. Она нашла полезную информацию о том, как сделать землю более плодородной и минимизировать вред вездесущего песка. Программой заинтересовались не только дети, но и взрослые. Общими усилиями удалось достичь значимых результатов. Благодаря учительнице все жители села научились жить лучше и вести хозяйство правильно. Наставник может помочь даже состоявшимся людям увидеть новые перспективы.
- А.П. Чехов, «Человек в футляре«. Порой учителями становятся люди, которые непригодны для этой профессии. Именно таким антипримером наставника является Беликов, герой рассказа Чехова. Он выступал против нововведений и каких-либо изменений в преподавании, поэтому на его уроках слушатели откровенно скучали. Беликов вовсе не старался преподнести свой сложный предмет легко и креативно. Напротив, он, казалось, получал удовольствие, вводя аудиторию в состояние полнейшего непонимания. Беликов зорко следил за порядком и приличиями в гимназии, но совсем не обращал внимания на результат своей деятельности. Дети ненавидели его предмет и не знали его. Лишь зубрежка помогала им маскировать отсутствие интереса к мертвому языку. Беликов же считал, что ничего менять не нужно — «как бы чего не вышло». Такие учителя лишь вредят детям, потому что уничтожают их тягу к новым знаниям.
- Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы«. Взаимоотношения учителя и ученика должны быть доверительными и открытыми. Именно такой союз возник в романе Достоевского. Дарданелов был наставником Коли Красоткина, но неровно дышал к его матери — молодой вдове. Зная о том, что Коле не хватает мужского воспитания, он смог понять его странную выходку: Коля лег на рельсы прямо перед поездом и лежал, пока состав не проедет над ним. Известие о проделке Коли дошло до руководства гимназии. Поднимался вопрос о том, что Коле не место в этом учебном заведении. Однако учитель встал горой за своего ученика, потому что правильно представлял себе проблему. Коля вовсе не был хулиганом, просто его некому было сдержать и осадить вовремя. Мать слишком избаловала его. Однако получив прощение и строгое внушение, Коля осознал, что поступил глупо и рискованно, и пообещал, что больше так не будет. Понимание, проявленное наставником, оказалось намного эффективнее наказаний и упреков.
- А. П. Чехов «Учитель словесности». Сергей Васильевич – преподаватель русского языка и литературы. Дети его раздражают, а свою работу он ценит только за то, что она приносит деньги. Ученики, которые нуждаются в наставнике, его совершенно не волнуют. Герой лишь пытается устроить свою личную жизнь, но у него плохо получается. Этот рассказ дает понять, что человек, который занимается преподаванием только ради денег, не способен приносить пользу окружающим, а потому сам недоволен своей судьбой. Из-за его равнодушия к профессии страдают дети, которые теряют мотивацию к учебе. Педагог должен любить свою работу, уважать школьников и интересоваться их жизнью. Иначе он просто теряет время и потенциал нового поколения.
- В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». У главного героя есть школьный учитель — Евгений Николаевич. Педагог трепетно относится к детям и с полной самоотдачей учит их новому. Образование в далеком северном селе не субсидируется властями. Учитель вместе с супругой сам вынужден обустраивать школу и покупать необходимые вещи. Однако сложные материальные условия не отражаются на качестве работы Евгения Николаевича. Он душой болеет за свое дело и помогает ученикам преодолевать трудности. Конечно, семья живет бедно, но местные жители тайно помогают им: оставляют у порога дрова и продукты. Этот пример напоминает, что учитель – человек, который заслуживает уважения и благодарности за свой многолетний труд.
- А. П. Чехов «Репетитор». Егор Зиберов учится в седьмом классе и подрабатывает репетиторством. Он помогает Пете поступить во второй класс. Но при этом Егору не нравится работа, да и ученик его раздражает. Поэтому герой не спешит помогать мальчику, а наоборот, радуется ошибкам Пети и высмеивает его. Конечно же, Егора нельзя назвать хорошим преподавателем. Он лишь разрушает самооценку школьника и третирует его себе на забаву. Такими действиями он ничего не добьется, кроме того, что Петя окончательно потеряет веру в себя и мотивацию учиться. Самое ужасное, что Егор и сам не очень-то знает предмет, а уже берет на себя исключительное право преподавания. Наставник – это призвание человека, который стремится поделиться знаниями с другими, а не самоутвердиться за счет чужих ошибок.
- В.К. Железников, «Чучело«. Роль учителя в жизни ученика наиболее ярко проявляется в тех примерах, когда детям не хватило внимания преподавателя. Именно так произошло в повести Железникова. Маргариту дети недаром называют без отчества, ведь она явно не имеет достаточного опыта для общения с подростками. Увлекшись построением личных отношений, героиня совсем забыла о своих обязанностях в школе. Когда в ее классе начался бойкот, Маргарита просто проигнорировала это и уехала в Москву, а после возвращения не помогла жертве травли, пройдя мимо нее и неоднократно. А ведь виновницей произошедшего была сама учительница, так как именно ее решение спровоцировать Сомова на донос и лишить детей долгожданной поездки стало отправной точкой конфликта. Она не подумала о том, чем грозит Диме его признание, как одноклассники будут обращаться с новенькой, которая взяла его вину на себя. Маргарита лишь в финале осознает, к чему привела ее безответственность. Таким людям не стоит идти в педагогику, ведь это очень сложная сфера, требующая от человека самоотдачи.
Автор: Елизавета Гориславец