Краткое содержание повести «Чучело» и отзыв для читательского дневника (В. Железников)
Повесть «Чучело» написана Владимиров Железниковым в 1981 году, в основу сюжета вошел личный опыт племянницы писателя. Основные события повествуют о шестикласснице, которой пришлось столкнуться с жестокостью сверстников и безразличием взрослых. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с повестью в сокращении и оценить отзыв о произведении для читательского дневника.
Краткий пересказ (467 слов): В небольшом городке у Оки живет Николай Николаевич Бессольцев по прозвищу Заплаточник и ходит в пальто с заплатками. К нему приезжает Лена Бессольцева, его внучка. Она приходит в новую школу и сразу же получает прозвище «Чучело».
Лена не реагирует на оскорбления, воспринимая все как шутки, и смеется вместе со всеми. Однако дети оказываются по-настоящему жестокими, они оскорбляют и унижают, тем самым показывая себя лидерами. Лена обладает доброй душой, поэтому пытается смириться с этим и наладить отношения. К счастью, был один человек, захотевший с ней дружить, – всеобщий любимец Димка Сомов из уважаемой семьи. Даже классная руководительница не замечает происходящего из-за забот о своей свадьбе.
Класс решает прогулять урок русской литературы и пойти гулять. Не дойдя до кино, Лена разбивает коленку и возвращается в медпункт. Димка вспоминает о копилке, в которой были их общие заработанные деньги на экскурсию в Москву, и возвращается за ней в школу. Там он сталкивается с Маргаритой Ивановной и рассказывает правду о прогуле. Его слышат Шмакова, Попов (они спрятались под партой в школе, чтобы им не влетело из-за прогула) и Лена.
Утром все приходят нарядные в честь поездки в Москву. Однако классная ее отменяет из-за прогула класса и выходит из кабинета, опрокидывая копилку. Дети начиняют выяснять, кто из них предатель. Железная кнопка указывает на Димку, но затем начинают подозревать Попова. Он в свою очередь намекает на вчерашний подслушанный разговор. Лена, не дожидаясь признания Димки, берет вину на себя. Класс незамедлительно объявляет ей бойкот.
Лену унижают и даже бьют. Димка обещает ей, что расскажет всем правду, но в итоге не может набраться смелости. Николай Николаевич из-за заботы о своих обожаемых картинах (он собирает творения своего дедушки) не замечает травли, хотя все это происходит у него под носом.
Последней каплей становится сжигание чучела в платье Лены. Чучело поджигает Димка. Лена сразу пытается потушить чучело, ведь ей кажется, будто это она горит. Она меняется и перестает бояться.
В последний день каникул Лена приходит к классной, чтобы попросить ее рассказать правду, однако той не до этого, ибо она вернулась с молодым мужем. Лена приходит в класс только попрощаться.
В этот день у Димы день рождения, все собрались у него дома. Лена не приглашена, но она надевает прожженное платье и отрезает волосы, чтобы быть похожей на чучело. В таком виде она приходит на праздник к Димке и высказывает все. Попов рассказывает правду о Димке Железной Кнопке.
На следующий день все объявляют бойкот Сомову, кроме Лены. На прощание Николай Николаевич дарит школе картину «Машка». Когда классная возвращается, Железная Кнопка рассказывает обо всем, что происходило с Леной. Маргарите становится стыдно, что она слишком была увлечена своей личной жизнью и не обратила внимание на это. Компания Мироновой разваливается, осознавая, что бойкот — это далеко не выход. Класс разворачивает картину и узнает в ней Лену, ту чистую девочку с бескорыстной душой. Рыжий подходит к доске и пишет: «Чучело, прости нас!».
Отзыв (290 слов): Повесть «Чучело» — это по-настоящему поучительное произведение как для детей, так и для взрослых. Мы видим изображение жестокого и аморального общества на примере детей. Тут есть место и предательству, и лжи, и угнетению — всему, чего не должно быть у шестиклассников.
Мое мнение о повести «Чучело» весьма положительное. Мне нравится, что автор затронул актуальные проблемы мира подростков, где иногда происходят настоящие драмы. Лена (это мой любимый герой произведения) стала жертвой всеобщего равнодушия и страха. Ее дедушка боялся покинуть свои картины и вникнуть в проблемы внучки, а Маргарите Ивановне было все равно, что происходит в школе, ведь лично у нее все было замечательно. В такой ситуации ребенок был обречен на зверскую травлю, ведь остальные дети росли без должного воспитания. Только Васильев проявлял здравый смысл, и то из-за личной симпатии к Лене.
Чему учит «Чучело»? Автор заставляет задуматься о том, как важно научиться прощать и отвечать за свои поступки. Дети винили во всем предателя, но, по сути, они сами виноваты, что прогуляли урок. Вместо признания вины они искали того, кто будет козлом отпущения, и эти поиски привели к трагическим последствиям, ведь Диме не хватило твердости признать, что он-то поступил правильно, сказав правду. Но главная мысль повести «Чучело» — призыв к доброте и гуманности. Дети должны были простить и Диму, и Лену, но их категоричность и злость стали причинами звериной жестокости. Из-за этого после прочтения «Чучела» остается тягостное впечатление.
Автор показывает нам, как молчание может обернуться предательством и сильно покалечить людей. Умение нести ответственность за свои поступки — это то, что нужно помнить всегда. Также автор указывает и на безответственность взрослых, которые не смогли остановить жестокое поведение детей. Мое отношение к ним смягчилось только после финального раскаяния, когда и учитель, и дедушка поняли, как важно вникать в дела детей и помогать им вовремя.
Автор: Ольга Макарова