Краткое содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет» (В.П. Астафьев)

«Фотография, на которой меня нет» — рассказ из повести В.П. Астафьева «Последний поклон». В этом произведении описана жизнь сибирского села далеких тридцатых годов. Астафьев вспоминает и описывает яркое событие из собственной жизни – приезд фотографа в сельскую школу. Краткий пересказ произведения «Фотография, на которой меня нет» — это основные события, формирующие сюжет рассказа, в сокращении. Он поможет читателю быстро подготовиться к уроку и вспомнить то, что он уже читал.


(618 слов) Приезд фотографа взбудоражил все село: где представить ему ночлег? Не нашли ничего лучшего, как поселить фотографа у Ильи Ивановича Чехова, делового, грамотного и уважаемого во всем селе человека. Там гостя смогут и разговором занять, и водкой угостить, если потребуется, и книгу дать.

Сами школьники и учителя начали размышлять о том, какие будут распорядки, как их будут фотографировать. Все сошлись на мнении, что самых прилежных учеников посадят на первый ряд, самых «плохих» — на последний. Рассказчик и его друг Санька сразу поняли, что решение это не в их пользу. Тогда они кинулись во все тяжкие: полезли в драку, пошли кататься на санках с обрыва, «с какого ни один разумный человек никогда не катался». Была зима, и главный герой сильно застудил ноги. Дело в том, что ему от матери передалось заболевание, ревматизм, и стоило ему хоть немного промочить ноги, как некий дискомфорт сразу превращался в невыносимую боль.

Сначала герой терпел, но потом не смог больше и «завыл». Бабушка проснулась, выругалась на мальчонку и стала натирать его ноги спиртом, а далее укутала их в шаль, накрыв потом теплым полушубком. Но и это не помогло, не помогли и остальные лекарства из бабушкиных склянок. Тогда решили топить баню. Бабушки и веником внука лечила, и водки с брусникой потом дала – дай бог, чтобы вылечился. Все эти процедуры так утомили героя, что он беспробудно проспал до полудня.

Пока мальчик пребывал в небытие, прибежал Санька и сказал бабушке:

«Бабушка Катерина, машину, аппарат наставили. Меня учитель послал. Бабушка Катерина!..».

Но не смог герой подняться, хотя очень хотел фотографироваться: при первой же попытке ноги его подкосились, и рухнул он на пол. Санька, видя своего друга, принял волевое решение: «Раз так, я тоже не пойду!» — заявил герой. Бабушка Катерина подбодрила мальчиков, сказав им, что отвезет их к лучшему в городе фотографу – Волкову. Но не обрадовались мальчики: аппарат у Волкова был прикручен, и не смог бы он сфотографировать школу. Тогда рассказчик залез обратно на печку и заплакал.

Мальчик не ходил в школу неделю и от скуки стал изучать подготовленные к зиме окна:

«Мох сырость засасывает. Уголек обмерзнуть стеклам не дает, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад», — объясняла бабушка замысловатое устройство.

Герой также любил смотреть на цветы, на то, как они оживают, расцветают. Всегда он хотел застать момент цветения, но никогда у него это не выходило. Ночью или на самом рассвете случалось это таинство. Бабушка стала доставать из подполья цветы, которые тянули свои листочки к свету – первый признак приходящей весны.

Однажды кто-то постучал в дверь, и бабушка Катерина, всполошившись, так как в деревне не было принято стучать в дверь, побежала открывать гостю. Эти вежливым гостем оказался школьный учитель. Войдя в дом, он справился о здоровье мальчика. Герой боязливо сидел на печке, но бабушка попросила его слезть. После того как мальчик спустился, учитель с немного печальными, и оттого добрыми глазами, сказал, что принес фотографию, на которой были все: и Васька Юшков, и Витька Касьянов, и Нинка Шахматовская, — только героя и Саньки не было, и так стало обидно от этого мальчику.

Хотя на фотографии и не было автора, она все равно стала ему дорога в качестве воспоминания об этом происшествии, о детстве и о родных людях.

В рассказе так же говорится о том, какое уважение оказывали учителям. И дрова ему подкидывали, и штаны бесплатно штопали, и детей лечили в знак благодарности. И неспроста такое уважение: учителя начинали свою деятельность с одним имеющимся в селе букварем и красным карандашом, самоотверженно вносили культуру в жизнь сельчан. Учитель – это человек, способный улучшить жизнь каждого, наставив его на верный путь.

Также описывается сельская жизнь: например, говорится о домах, которые были разделены на две части: делалось это, чтобы поселить в одном доме две семьи. Иногда теснота приводила к раздорам, и семьи выселяли. Но чаще всего все уживались и жили рука об руку, ведя одно хозяйство.

Автор: Полина Болондь

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *