Краткое содержание романа «Братья Карамазовы»: Часть 1 (Ф.М. Достоевский)
«Братья Карамазовы» — это последний роман Федора Достоевского, завершившийся в 1880 году. Создание этого произведения было долгим и трудным процессом. Идея написания книги посетила Достоевского еще в начале 1870-х годов. Он размышлял над созданием романа, который бы охватывал философские, этические и религиозные вопросы, а также затрагивал бы темы семьи и отцовства. Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ романа «Братья Карамазовы» в сокращении по частям и главам. Здесь Вы найдете не только основные события, но и важные детали, определяющие логику сюжета. Приятного просвещения!
Содержание:
Книга 1: История одной семейки
Глава 1: Федор Павлович Карамазов
Федор Павлович Карамазов был шутом и пьяницей, известным на всю губернию. Начав свою жизнь приживальщиком, он смог накопить большой капитал благодаря хитрости и беспринципности. Первый его брак был коммерчески успешным: он убедил бежать из дома богатую наследницу — Аделаиду Ивановну Миусову.
Взбалмошная девица, начитавшись французских романов, решила пойти наперекор родне. Никто в этом союзе не любил: Аделаида вскоре сбежала от Федора, оставив ему трехлетнего сына Митю, и умерла в Петербурге чуть ли не от голода. Но ее придание Федор присвоил себе и запил, рисуясь своим вымышленным горем.
Глава 2: Первого сына спровадил
Митя год жил в избе слуги Григория, отец почти позабыл о нем. Зато о ребенке подумал родственник Аделаиды — Петр Александрович Миусов. Он мнил себя либералом (что не мешало ему жить на доходы от крепостных крестьян) и объявил, что не оставит мальчика в грязном вертепе Карамазова. Впрочем, сам Петр женат не был, а потому перепоручил ребенка тетушкам. Но Карамазов сохранил права опекуна и мог распоряжаться наследством Мити — небольшим имением.
Митя рос в уверенности, что у него есть капитал, и вырос человеком несдержанным, вспыльчивым, «со страстями». Отец откупался от него мелкими подачками, а потом объявил, что наследство исчерпано. Дмитрий не поверил и приехал к отцу с твердым намерением добиться справедливости.
Глава 3: Второй брак и вторые дети
В 3 главе автор рассказывает о втором браке Карамазова. Федор, как и в предыдущий раз, устроил побег девушке, но уже в другой губернии. Она была воспитанницей богатой и вздорной генеральши. Жилось ей на чужих хлебах солоно: раз ее даже сняли с петли. Поэтому Федору не составило труда увезти ее. Софья была молчаливой, кроткой и робкой женщиной. При ней Федор не стеснялся и устраивал дома оргии, а она все терпела. Софья родила двух сыновей: Ваню и Алешу. Из-за условий жизни у нее развилось истерическое расстройство, она рано умерла. После ее смерти мальчиков взяла к себе генеральша, но выделила им немного денег, так как «для таких детей» и того много. Их воспитанием после смерти генеральши занялся очень добрый и отзывчивый человек — Ефим Петрович. Он позаботился, чтобы наследство детей было помещено в банк под проценты, а содержал их из своего кармана.
Иван рано понял, что живет за чужой счет, и его это очень коробило. Однако он поражал благодетеля успехами в учебе и благодаря ему получил отличное образование. Гордый, замкнутый, рано повзрослевший Иван после смерти Ефима Петровича поступил в институт, где ему пришлось очень туго: надо было работать и учиться одновременно. Но Иван ни у кого помощи не просил и со всем справился, а когда получил наследство, неожиданно приехал к отцу. Удивительно, но они прекрасно ладили (Федор прислушивался к мнению ученого сына, стал меньше пить и даже побаивался его), хотя оставалось загадкой, зачем Иван, человек культурный, целомудренный и непьющий, живет в вертепе отца. Он не просил ни денег, ни совета. Позже оказалось, что он выступал примирителем между Федором и Дмитрием (старшим братом по отцу). Братья познакомились при таинственных обстоятельствах, о которых автор расскажет позже.
Глава 4: Третий сын Алеша
Следующая глава посвящена Алеше. Он был тихим, кротким и очень добрым отроком, которого все любили за его ласку, отзывчивость и незлобивость. Он никогда не обижался на людей и никого не осуждал. В его присутствии всем было комфортно. Алеша, в отличие от Ивана, вообще не думал о деньгах и о том, за чей счет живет. Он собирался пойти в монастырь, хотя не был мистиком. Его влекло туда желание воплотить свои добрые порывы и отойти от порочного мира. На него очень повлияло знакомство со старцем Зосимой, который жил в местном монастыре. Алеша жил в монастыре, но часто бывал у Федора Павловича. Старик искренне полюбил его. Правда, это не мешало ему подтрунивать над Алешей: дескать, бывал он в одной избе, где монастырские жены живут, и хорошо провел там время. Также Карамазов-старший искренне недоумевал, откуда в аду крючья для грешников? На заводе что ли делают? Но Алеша на такие шутки не обижался, он привык. Монастырь - «идеал исхода рвавшейся из мрака к свету души его».
Сказано: «Раздай всё и иди за мной, если хочешь быть совершен». Алеша и сказал себе: «Не могу я отдать вместо „всего“ два рубля, а вместо „иди за мной“ ходить лишь к обедне».
Глава 5: Старцы
На Алешу сильно повлиял старец Зосима, монах 65 лет. Его окружала слава. К нему приходили многие люди «за чудом» и верили, что он может исцелять людей. Зосима был мудрым и кротким человеком, разговоры с ним действительно помогали обрести уверенность в своих силах. Люди выходили от него «радостные и счастливые», хотя входили беспокойными и грустными. Годы служения развили его природную прозорливость. Он угадывал, с чем пришли к нему люди, и это их поражало. Но среди монахов находились завистники и ненавистники, которые ревновали к народной любви Зосимы.
Познакомившись с братьями, Алеша скоро сошелся с Дмитрием, но гораздо меньше общался с Иваном. Тот смотрел на брата рассеянно, без любопытства. У Алеши сложилось впечатление, что Иван чем-то очень занят, и эта внутренняя цель поглощает все его внимание. А Дмитрий всегда говорил об Иване благоговейно.
Автор возвращается к описанию настоящего. Чтобы покончить споры с Дмитрием, Федор Павлович попросил старца Зосиму быть посредником в этом деле. Они решили сойтись на своеобразное собрание, где должны были присутствовать все Карамазовы, Зосима и Петр Миусов, родственник покойной матери Дмитрия (этот либерал и атеист пошел в монастырь не только из любопытства, но и чтобы решить земельный спор с монастырем, который граничил с его имением).
Книга 2: Неуместное собрание
Глава 1: Приехали в монастырь
Миусов пригласил с собой богатого молодого человека по имени Петр Фомич Калганов. Он был обыкновенно молчалив, неловок и рассеян. Вся компания собралась и проследовала в гости к старцу, только Дмитрий опоздал. К ним присоединился помещик Максимов, человек лет шестидесяти «с судорожным, невозможным почти любопытством». Он напросился пойти с ними, хотя никто его не знал.
По дороге Федор Павлович уже вел себя пахабно и отпускал непристойные шутки. Миусова это жутко злило, он не хотел, чтобы позорное поведение Карамазова его опорочило.
Глава 2: Старый шут
Келья выглядела бедно и тоскливо, вещи были только самые необходимые. Зосима с иеромонахами торжественно встретил гостей, но никто из них не пожелал благословения. Зосима выглядел лет на десять старше своих лет из-за серьезной болезни. Его уже почти ноги не держали, все лицо было изборождено морщинами, черты лица заострились. Миусову старец вовсе не понравился. Его настроение было испорчено и поведением Карамазова-старшего: он рассказывал неприличные анекдоты из своей жизни. Себя Федор Павлович называл «коренным шутом с рождения», ведь хлеб приживальщиком добывал.
«Я для того ломаюсь, чтоб милее быть!» — оправдывался он.
Сцена была невыносимой, Алеша едва не плакал. Но старец сгладил неловкость и призвал Миусова не оправдываться, а Карамазова-старшего — не стыдиться себя самого, а также не лгать себе. Зосима был убежден, что люди, обманывая себя, из горошины делают гору и обижаются на других без повода и с большим удовольствием. Карамазову-старшему его наставления понравились. Он тут же и при всех исповедался в многочисленных грехах, но сделал это театрально и напоказ.
Глава 3: Верующие бабы
Старец ненадолго покинул компанию, чтобы благословить пришедших к нему женщин. К нему пришли среди прочих госпожа Хохлакова (33 года) с дочерью Лизой (14 лет). У Лизы был паралич ног, мать привезла ее к старцу, надеясь на чудо.
Сначала старец благословил простых женщин — кликуш, которые стали «бесноватыми» лишь из-за невыносимых условий крестьянской жизни. Зосима уделил время каждой женщине, и от его простых, но мудрых слов им становилось легче. По его мнению, не было такого греха, который Бог не простил бы воистину кающемуся.
Глава 4: Маловерная дама
Потом Зосима поговорил с экзальтированной и сентиментальной госпожой Хохлаковой. Благодаря беседам со старцем Лизе стало намного лучше, мать благодарила Зосиму. Во время разговора Лиза передала Алеше записку от Катерины Ивановны. Краска бросилась в лицо послушника. Хохлакова упрекнула Алешу, что он давно у них не был. Алеша еще более смутился. Из разговора стало ясно, что Алеша раньше носил Лизу на руках и был частым гостем в доме, но последние два года перестал посещать Хохлаковых и чего-то стесняется. Лиза упрекает его в этом.
Зосима говорил с Хохлаковой о разнице деятельной любви к людям (тяжелой работы) и мечтательной любви к людям (подвига для сцены и всеобщего одобрения). Он призывал ее не лгать себе и стремиться к деятельной любви.
Глава 5: Буди, буди!
Когда Зосима вернулся, он застал спор Ивана и иеромонахов. Иван в своей статье о церковном суде утверждал, что «церковь должна заключать сама в себе всё государство», в то время как его оппонент выступал за то, что церковь должна занимать в государстве определенную роль и искать компромисс. Миусов считал эту точку зрения устаревшей и консервативной, но его никто не слушал, и он злился.
Иван сказал, что если государство станет церковью, то человека достаточно будет наказать отлучением, и надо рубить голов и содержать тюрьмы. Зосима сказал, что и теперь вера — единственный сдерживающий фактор для людей, ведь тюрьмы и казни никого не исправляют. Церковь же может возродить падшего и исправить преступника. Ученый диспут прервал Дмитрий Карамазов, который наконец-то пришел.
Глава 6: Зачем живет такой человек?
Дмитрию было 28 лет. Он был физически силен, но в лице его угадывалось нечто болезненное. Трудно было понять, о чем он думает, ведь его выражение лица не совпадало с тем, что он чувствует на данный момент. У него был нездоровый вид, он казался старше своих лет. Он «был раздражителен, «ума отрывистого и неправильного»».
Спор возобновился. Миусов, которого превосходство Ивана раздражало, решил поддеть его и припомнил, что тот говорил: если нет веры в бессмертие, человеку все будет позволено, ведь нет ни одного основания придерживаться нравственных правил. Иван и сам сомневался в Боге, поэтому и сказал это. Но старец подметил, что в сердце Ивана этот вопрос еще не решен окончательно, и Бог дал ему возвышенный ум, способный задаваться такими вопросами.
Диалог прервал Федор Павлович. Он настаивает на суд с Дмитрием, чтобы доказать, что не должен ему никаких денег. Чтобы очернить сына, он рассказал историю его любовных отношений. Якобы он чуть ли не соблазнил дочь своего начальника, а теперь, когда она уже стала его невестой, ходил к местной соблазнительнице и хочет купить ее любовь за отцовские деньги. Федор Павлович намеренно выводил сына из себя, Дмитрий весь вскипел. Он рассказал, что Федор Павлович сам влюблен в соблазнительницу и сына хочет за долги засадить, чтобы убрать с пути соперника. Карамазов-старший едва не позвал сына на дуэль и заявил, что грешница добродетельнее всех присутствующих, так как пала из-за влияния среды, но «много возлюбила» и должна быть прощена Христом. Безобразную сцену прервал старец: он глубоко поклонился Дмитрию, несмотря на свою немощь. Удивленные гости вышли, ведь старец совсем занемог. Миусов, Калганов и Иван отправились на обед к игумену, Дмитрий ушел, Федор Павлович нехотя признал, что переусердствовал, и решил поехать домой.
Глава 7: Семинарист-карьерист
В 7 главе старец, оставшись с Алешей, советует ему уйти из монастыря и работать в миру. «Ищи счастья в горе» — сказал Зосима. Старец предрекает, что Алеша женится и познает много боли, но будет счастлив. Зосима чувствует приближающуюся смерть и просит Алешу покинуть монастырь сразу же после его смерти. Алеша плачет, но покоряется и идет по просьбе старца на обед к игумену. По дороге он думает о поклоне старца. Что он означает? Нечто ужасное — так думал Алеша.
На пути ему встретился семинарист Михаил Ракитин (человек не без дарований, но с раздутым самомнением и бесчестный). Желчный и циничный Ракитин тоже пытался понять, что означает поклон? Он подумал, что старец сделал это с расчетом: если сын убьет отца, то все скажут, что Зосима это предвидел. Алеша тоже думал о том, что ссора отца и брата приведет к ужасным последствиям. Ракитин утверждал, что страсть Дмитрия к Грушеньке (впервые упомянуто имя соблазнительницы) всепобеждающая: она доведет его до рокового поступка. Ракитин поддел и Алешу: «По отцу сладострастник, по матери юродивый». Груша, по его словам, хотела «стащить ряску» с Алеши. Алеша сказал, что не придет к ней. Ракитин злословил и насчет Ивана: он, по мнению семинариста, уводит у Дмитрия невесту (ту самую благородную девицу Катерину Ивановну, которая к нему приехала), а Дмитрий и сам ее уступает, ведь увлекся Грушенькой (хотя за Катерину дают 60 тысяч приданого). Сама же Грушенька играет чувствами отца и сына и выбирает между деньгами Федора и безумством Дмитрия (он ведь может жениться на ней и вернуть ей положение порядочной женщины). Но Алеша возразил: Иван «выше смотрит» и ищет «мучения», а вовсе не 60 тысяч. Выяснилось, что Ракитин ненавидит Ивана из-за его остроумного прогноза насчет будущего Ракитина. Он предрек, что Михаил переедет в столицу, заведет журнал с либеральными и социалистическими идеями, но это не помешает ему класть деньги на счет и купить шикарный дом. Ракитин все это услышал, находясь в спальне Грушеньки и подслушивая разговор Дмитрия с ней. Алеша напомнил, что Михаил — родственник Груши, на что Ракитин обиделся и возразил, что это не так (так, просто Михаил стесняется этого родства). Разговор прервали крики: на обеде у игумена произошел скандал.
Глава 8: Скандал
Миусов остыл и решил уступить монастырю спорные территории. Он начал обед с извинений за Федора Павловича. Но тот решил вернуться и напакостить напоследок.
«Ведь уж теперь себя не реабилитируешь, так давай-ка я им еще наплюю до бесстыдства…»
Карамазов объявил, что не уйдет без Миусова. Тот был ошарашен и раздражен до предела. Для потехи Федор Павлович назвал помещика Максимова неким фон Зоном, замешанным в криминальной истории. Он пригрозил пожаловаться на монастырь в синод за нарушение тайны исповеди, а Алексея забрать домой. Этот упрек был точен, как удар в спину: игумена давно волновали разговоры о том, что старчество пользуется слишком большим уважением (провоцирует идолопоклонство) и нарушает строгие церковные правила. Карамазов продолжил обличение, объявив, что монахи «сосут народ» — сами ничего не делают, живут на всем готовом, но претендуют на спасение. Он попрекал монахов за пожертвованные им деньги. В финале речи Карамазов пригласил на пьянку помещика Максимова (и тот пошел). Иван был недоволен этой сценой, хотя сам подбивал отца поехать к старцу.
Книга 3: Сладострастники
Главы 1 и 2: В лакейской и Лизавета Смердящая
Карамазов жил с тремя слугами: Григорием, его женой Марфой и лакеем Смердяковым. Григорий был упрямым и глупым, но честным и неподкупным слугой, который считал службу у барина своим моральным долгом. Марфа, его жена, во всем подчинялась мужу, хоть и упрекала его: она хотела покинуть дом и начать торговлю в большом городе. Но она признавала «духовный верх» мужа, а он ценил ее молчание и послушание. Федор Павлович не раз прибегал к помощи Григория, когда мог быть очень сильно бит. У Григория и Марфы когда-то родился сын, но был он шестипалым, и набожный Григорий считал его «драконом». Ребенок умер, но в день его похорон жена Григория услышала женские стоны в бане. К ним во двор забралась местная юродивая Лизавета Смердящая и родила сына. Ходили слухи, что Федор Павлович был его отцом, поэтому несчастная и пришла к нему во двор. Она умерла после родов, а ребенка Федор Павлович окрестил Смердяковым и оставил на дворе.
Главы 3-5: Исповедь горячего сердца (в стихах, в анекдотах и «Вверх пятами»)
Автор переносится в наши дни. Алеша, конечно, не боялся приказания отца покинуть монастырь. Он передумает. Но его тревожило обещание явиться к властной и гордой Катерине Ивановне, которую он побаивался.
Цели этой девушки были благороднейшие, он знал это; она стремилась спасти брата его Дмитрия, пред ней уже виноватого, и стремилась из одного лишь великодушия.
По пути Алеша встретил Дмитрия. Дмитрий выпил много коньяка и начал философствовать. Он сравнивал себя с насекомым, говорил, что видит красоту в содоме и любит Грушеньку, ненавидя. Свои противоречия он выразил так:
«Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей»
Дмитрий изливает душу Алеше. Он много развратничал, спускал деньги на девиц, но больше всего любил «темные переулочки», в том числе и нравственные. На службе его невзлюбил подполковник. Были у него две дочери: Агафья (от простой женщине и нрава такого же простого, с Митей они дружили) и Катерина (от второй жены — генеральской дочки). Катерина тогда приехала погостить. Надменная институтка из столицы пренебрегла знакомством с кутилой Дмитрием. Он обиделся и решил отомстить. Когда у отца Катерины из-за происков его врагов обнаружили недостачу казенных денег (4500 рублей — большие деньги по тем временам), ему грозили позор и бесчестье. Он одолжил эти деньги знакомому купцу, а тот его подвел и не вернул. Дмитрий предложил Агафье следующее: прислать к нему Катерину, ей-то он, пожалуй, даст недостающую сумму. Намек был ясен. После того, как отец предпринял попытку суицида, Катерина сама пришла к Дмитрию. Первая его мысль была «карамазовская»: Катерина была очень красива, горда, добродетельна и зависела теперь от него, он мог этим воспользоваться. Но он понял, что после этого она никогда его не примет и предпочтет позор его предложению. Тогда он захотел унизить ее: предложить две сотни, а не четыре тысячи, и насладиться ее негодованием. Но в последний миг дал деньги просто так и поклонился в пояс. Она поклонилась ему до земли и убежала.
Спустя время Катерина получила большое наследство от генеральши, вернула долг и сама предложила Дмитрию взять ее в жены: «Хочу любить вас вечно, хочу спасти вас от самого себя…» — писала она. Но Дмитрий уверен, что Катерина любит свою добродетель, а не его самого. Он знает, что ее полюбил Иван, что она его очень уважает и ценит, и уж точно выбрала бы его, а не Дмитрия, но хочет принести себя в жертву. Он же пообещал ей исправиться, но понимал, что сдержать обещание не может, и теперь попросил Алешу объявить Катерине о разрыве. Он хотел «уступить место» Ивану.
Дмитрий рассказал, как познакомился с Грушенькой. Он знал, что у нее есть общие дела с его отцом, что он подговорил ее взыскать с Дмитрия долги по векселям. Он пошел ее бить, но был сражен ее обаянием и остался у нее, но так ничего и не добился. Женщина смеялась над ним и только. Дмитрий же был готов жениться на ней и выходить в другую комнату, если придет любовник.
Его отчаяние усугублял тот факт, что на обольщение Грушеньки он растратил деньги, которые должен был послать от Катерины Ивановны Аграфене Ивановне. Дмитрий просил Алешу попросить эти деньги от отца. И на этой сумме он хотел покончить все споры с ним. Но он знал от лакея Смердякова, что Федор Павлович приготовил ту же сумму на обольщение Грушеньки и предложил ей прийти за деньгами самой. И вот Дмитрий сторожил ее, чтобы не пустить к старику.
Глава 6: Смердяков
Алеша согласился помочь брату и отправился к отцу. В 6 главе автор описывает не только дом Карамазова (претенциозный, но запущенный), но и характер его лакея — Смердякова. Он нелюдим, молчалив, надменен и как будто «всех презирал». Отличался феноменальной честностью. С Григорием они не ладили. Еще будучи мальчиком, Смердяков скептически относился к урокам опекуна:
Свет создал господь бог в первый день, а солнце, луну и звезды на четвертый день. Откуда же свет-то сиял в первый день?
За это был бит. Через неделю у него проявилась падучая болезнь, которая его уже не оставляла. Федор Павлович даже запретил его бить. С учением у Смердякова не вышло, зато у него проявились кулинарные таланты. Карамазов отправил его в Москву учиться. После этого Смердяков переменился: постарел, пожелтел, но стал модно и с претензией одеваться. Все деньги, которые ему платил Карамазов, тратил на одежду и аксессуары, и вовсе не для привлечения женщин. Их он презирал и сторонился. Он был «созерцателем» и все «копил впечатления».
Глава 7: Контроверза
Автор вновь возвращается в настоящее время. За столом шел интересный разговор. Григорий рассказал о солдате, который, попав в плен к азиатам, от Христа не отрекся, и с него живьем кожу сняли. Карамазов предложил выставить ее в монастыре и нажиться на прихожанах. А Смердяков неожиданно для всех выпалил, что нет греха в отступничестве от Христа, если человек сохранит жизнь ради совершения добрых дел.
По мнению Смердякова, отлучение произойдет в миг первой мысли об отступничестве, тогда человек автоматически становится язычником, а значит, его предательство не считается: когда его спросят, он уже не будет христианином. А что за беда, если человек — не христианин? Справедливый Бог не станет за это наказывать. Более того, он все простит раскаявшемуся, ведь в наши дни никто не верит надлежащим манером, ведь не сдвинет гору в море, как сказано в Писании. Если же гора не давит по приказу верующего его мучителей, значит, он имеет полное право усомниться в своей вере и Боге.
Глава 8: За коньячком
Григорий был зол, Карамазов забавлялся и просил Ивана похвалить Смердякова: это он для него «концерт» устроил. Но Иван не одобрял Смердякова: «Это лакей и хам». Но Иван утверждает, что наступит время, когда таких людей будет все больше. В ответ Карамазов-старший говорит, что ненавидит Россию и считает, что мужиков пороть надо, а всю мистику — упразднить. На что Иван возражает, что его самого упразднят, если у народа веру отнять. Но на прямой вопрос о существовании Бога Иван ответил, что нет его, но без этой выдумки цивилизации бы не было. Алеша сказал, что Бог есть.
Карамазов-старший перепил и заявил, что Иван смотрит на него презрительно и подозрительно, все «подглядывает» за ним, в то время как Алеша, чистая душа, смотрит на него без осуждения. Переменив тему после увещевания Алеши, старик попросил Ивана съездить в Чермашню по делам, а сам принялся рассказывать о жизни с их матерью. Он часто доводил ее до истерических припадков своим богохульством, а потом поражал, ползая у нее в ногах. Бахвальство Карамазова вызвало истерический припадок у Алеши, который очень любил мать и чтил ее память. Иван тоже сильно разозлился на отца, его глаза сверкали гневом. Вдруг в дом вбежал Дмитрий. Федор Павлович спрятался за Ивана.
Глава 9: Сладострастники
Дмитрий прибежал в бешенстве, потому что увидел, как Грушенька поворачивает к дому Федора Павловича. Тот разом переменился и осмелел, сам начал нападать на сына, лишь бы остаться наедине с Грушенькой. Старик бросился на Дмитрия, тот легко повалил его и ударил каблуком в лицо. Братья еле оттащили его. В запальчивости Дмитрий выкрикнул, что убьет старика, и запретил Алеше просить у него денег. Убедившись, что Грушеньки нет, он ушел ее искать. Григорий сетовал, что Дмитрий и его ударил. Алеша успокаивал отца. У того был обморок. А Иван неожиданно заметил:
«Один гад съест другую гадину, обоим туда и дорога!».
Алеша опешил от этих слов. Иван вышел. Очнувшись, Федор Павлович признался, что очень боится Ивана, больше, чем Дмитрия. Тут же переменив тему, старик попросил Алешу выяснить у Грушеньки, «к кому она хочет», и назначил ему встречу на утро. Алешу удивило, что и Иван, неожиданно приветливый, решил повидаться с ним завтрашним утром. А пока Алеша спросил насчет тех слов брата: неужели человек имеет право желать смерти другому, пусть и недостойному? Иван ответил, что каждый решает это в сердце своем, и решение это порой определяется даже не достоинством человека, а другими факторами. Он сказал, что всегда защитит старика от Дмитрия, но в желаниях своих оставляет «полный простор». Они крепко пожали друг другу руки. Несмотря ни на что, Алеша верил, что братья не способны на убийство отца.
Глава 10: Обе вместе
Алеша был подавлен всем этим и спешил к Катерине Ивановне. Теперь он понимал, что Дмитрий не имеет надежды достать денег и не остановится перед падением.
Катерина Ивановна была красивой и гордой девушкой с выразительными черными глазами и бледным овальным лицом. Но в ее чертах было то, «что, может быть, нельзя было долго любить».
Ее лицо теперь излучало доброту, искренность и благородную веру в свои силы. Она тепло встретила Алешу и сказала, что знает «решительно все». Услышав, что Дмитрий просил ей «кланяться», Катерина тут же сделала свой вывод:
«Не ушел от меня твердым шагом, а полетел с горы».
А значит, она все еще могла «спасти его». Про растрату трех тысяч она все знала, но это ее не покоробило, она не была в обиде. Катерина считала, что страсть Дмитрия к Грушеньке не продлится долго, что она за него не пойдет. Эта уверенность была продиктовано… визитом самой Грушеньки. Тут же к Алеше вышла сама «соблазнительница». Катерина звала ее великодушным ангелом и была покорена ее обаянием. Автор описывает Грушеньку (ей 22 года) так:
Добрая, милая женщина, положим красивая, но так похожая на всех других красивых, но «обыкновенных» женщин! Правда, хороша она была очень…
Лицо у нее было выразительное и простодушное. Серо-голубые глаза, темно-русые волосы, румянец на белой коже, полное тело, немного утрированные «формы Венеры Милосской», «мягкость и нежность движений».
Катерина не переставала хвалить Грушеньку и даже целовала ее. Та пришла к ней сама и рассказала свою историю. Пять лет назад один офицер совратил ее, но уехал и бросил. Девушка лишилась честного имени и поддержки семьи, поэтому вынуждена была жить на содержании у одного старого купца. Теперь же офицер овдовел и решил вернуться, чтобы жениться на Грушеньке. Она любила его одного и теперь ждала его.
Обрадованная и растроганная Катерина жалела Грушеньку, целовала ей руки, а Алеша предчувствовал недоброе и видел притворство. Наконец, Грушеньке надоело играть комедию. Себя она назвала «своевольной» и сказала, что заполонила сердце Дмитрия из одного озорства, но спасать и отпускать его не обещала. Это ведь Катерина возомнила, что Грушенька его отпустит. А она и не думала об этом. Захочет — погубит. За время разговора она взяла и передумала. Напоследок она сказала Катерине жить с тем, что она у нее, грешницы, ручку целовала, а Грушенька — нет. Вот Митя посмеется! Катерина потеряла самообладание, накричала на гостью и выгнала ее вон. У нее начался припадок. Она попросила Алешу зайти завтра и объявила ему, что Дмитрий — подлец, ведь он рассказал Грушеньке о ее позоре (что она пришла к нему за деньгами для отца). Алеша получил письмо от госпожи Хохлаковой и вышел на улицу.
Глава 11: Еще одна погибшая репутация
По пути Алеша встретил Дмитрия. Он веселился как ни в чем не бывало. Услышав о сцене, увиденной Алексеем, Дмитрий сначала помрачнел, а потом залился смехом. Он согласен с тем, что Грушеньку «придушить мало», но он был болен этой «инфернальницей». Дмитрий считал, что Катерина влюбилась не в Грушеньку, а в «свой бред», хотела ее околдовать, но поделом ей. Рассказывая о подвиге Катерины, Дмитрий плакал, и Груша плакала, а теперь нанесла такой подлый удар. Этого Дмитрий не предвидел. Теперь же он признался брату, что в его груди зреет бесчестье, но он его совершит, и не надо его останавливать. Он попрощался и ушел, а Алеша вернулся в монастырь, где очень сильно болел старец.
Алеша ломал голову, зачем старец послал его в мир. Отец Паисий, выслушав его, сказал, что Зосима направил его на послушание, с благой целью, а вовсе не для увеселений.
Перед сном Алеша помолился и вдруг вспомнил о письме. Оно было от Лизы Хохлаковой. Девочка писала тайком от матери, что давно влюблена в Алешу и предлагает ему соединиться брачными узами, когда придет время. Прочитав, он рассмеялся тихо и радостно, а потом закончил молитву.