Аргументы из литературы: Человек – хозяин природы или её часть?
Мы часто слышим то, что человек является хозяином природы, ее «царем». Многомудрый Литрекон опровергнет это утверждения, используя в качестве доводов примеры из литературы. Да, кому-то может показаться, что человеку подвластно все. Но способен ли он изменить течение реки? Многомудрый сомневается в этом. Ведь даже попади он в бурное течение, ему потребуется немало усилий, чтобы выбраться. И если человек — хозяин природы, как кричат некоторые «умники», то почему человечество вынуждено судорожно бежать от наводнений, ураганов, песчаных бурь и прочего? У него нет власти над окружающим миром. Он — лишь его часть, которая использует общие ресурсы. Природа – наш дом. Страдает экология – страдает наше здоровье. Все взаимосвязано. Предлагаем ознакомиться с популярными аргументами из литературы, которые более подробно объяснят все вышеперечисленное и поспособствуют в успешном написании итогового сочинения на заданную тему.
- Е. И. Носов «Кукла». В рассказе Носова мы видим, как пагубно прогресс и людское равнодушие сказываются на окружающей среде. Давние знакомые, заправские рыбаки, собираются поудить рыбу, но обнаруживают, что не могут найти хорошее место для этого. А ведь когда-то в их краю было не счесть обитателей водоемов. Теперь же в воде лишь бутылки, пластик, да прочий мусор. И удобрения, которые используют в полях, попали в воду, благодаря чему распространилась тина. Экосистема практически уничтожена. Чтобы ее восстановить, потребуется ни один год. И вот уже человек чувствует себя обделенным. Оказывается, его власти недостаточно, чтобы рыба вновь появилась в воде. Он не может исправить свою же ошибку. Этот пример показывает, что мы — часть этого мира, часть природы, а не ее хозяева. Мы способны как обогатить окружающую среду, так и уничтожить ее. Но мы не можем генерировать жизненно-необходимые ресурсы, которые дает нам природа. А значит, наша власть иллюзорна. Мы слишком зависимы от того, что является нашим единственным домом.
- Л. Н. Толстой «Война и мир». Некоторые говорят, что человек – хозяин природы. Потому что мы — разумный вид, заботимся о растениях, животных и тому подобном. Но мы кое-что забываем. Мы не только даем, но и берем. И речь даже не о ресурсах. Наше душевное состояние очень сильно зависит от окружающей среды. Об этом писали многие авторы, в том числе Л. Н. Толстой. Например, в романе сделан акцент на том, насколько сильно Наташа Ростова чувствительна к изменениям в природе. Она восхищена лунным светом настолько сильно, что от ее слов и Андрей Болконский вдруг обращает внимание на мир вокруг. И осознает, что жизнь продолжается, что она прекрасна. Вспомним и эпизод со старым дубом, где также фигурировал Андрей Болконский. Герой наткнулся на дуб, который был мертв и гол, несмотря на царившее вокруг весеннее оживление. Болконский, глядя на него, думал о том, что и его жизнь кончена. Когда же душа Болконского «возродилась», а он отыскал старый дуб, то обнаружил, что тот расцвел, ожил. Таким образом, человек — часть природы, а не ее хозяин. Она формирует наши чувства и ощущения, влияет на внутренний мир и подсказывает верное направление.
- В. Г. Распутин «Прощание с Матерой». В этом произведении описано страшное, равнодушное, потребительское отношение людей к природе. Власти поставили перед собой иллюзорную цель: создать гидроэлектростанцию, для которой необходима плотина. Для выполнения задумки было принято решение уничтожить целый остров. Никого не волновало, что на этом острове свой маленький прекрасный мир, где живут люди и животные, растут деревья. У жителей деревни даже не поинтересовались, что они думают по этому поводу. Было выдвинуто решение расселить их, к чему незамедлительно преступили. Старики остались без дома, и, что не менее страшно, эвакуировать других обитателей острова, зверей и птиц, никто и не думал. Множество судеб было сломано ради бесполезной цели, ведь сейчас мы прекрасно знаем, что многие амбициозные советские планы не востребованы, а постройки вроде БАМа лишились смысла после распада империи и появления новых технологий. Этот пример учит нас тому, что человеку следует забыть о потребительском отношении к природе и научиться мыслить прогрессивно — экологично. Ради сиюминутных нужд мы не можем уничтожать целые экосистемы, ведь в дальнейшем это не приведет ни к чему хорошему. Мы дышим кислородом, едим то, что дает нам земля, заводим себе верных пернатых, чешуйчатых или лохматых друзей. Без этого всего мы обойтись не сможем, так имеем ли мы моральное право и здравый смысл все это уничтожать? Природа пытается дружить с нами и помогать нам, а мы обходимся с ней подобным образом. Человек — часть природы, а не ее властелин. Это верно с практической, и с моральной точки зрения.
- А. П. Чехов «Крыжовник». Николай Иванович с детства мечтал о большом доме с садом и кустами крыжовника. Когда герой вырос, то смог позволить себе приобрести нечто похожее на его давнюю мечту. Только вот состояние приобретенного имения «оставляло желать лучшего». Река около дома приобрела кофейный оттенок, а все из-за того, что рядом находились заводы. Куда выбрасывают отходы, никого не волновало до приезда героя. Все вокруг: воздух, почву, воду этого района нельзя было считать безопасными для людей. Николай Иванович пытался судиться с виновниками происходящего, но безуспешно. Этот пример показывает, что человек – часть природы, а не ее хозяин. Он не может обратить вспять те процессы, которые запускает по глупости. Природа – вот наш настоящий дом. Мы забываем об этом, а потом сталкиваемся с проблемами экологии, от которых сами же и страдаем. Никто не задумывается об этом, пока сам не столкнется с последствиями потребительского отношения к природе.
- В. П. Астафьев «Царь-рыба». В повести Астафьева заключен потрясающий ответ на вопрос: «Человек – хозяин природы или ее часть?». Игнатьич довольно долго и успешно промышлял браконьерством. Его никто за это не наказывал, потому герой пришел к великолепному выводу, то человек – настоящий царь природы. Но она взбунтовалась, указала Игнатьичу его место. Герой собирался выловить царь-рыбу, но природные силы продемонстрировали ему свое превосходство. Поймать рыбину оказалось не такой простой задачей, какой казалось изначально. Стихия воды поставила царь-рыбу и человека в равные условия, где оба противника рисковали лишиться жизни. У Игнатьича не оказалось никакой власти над могучим осетром. И лишь природа решала его дальнейшую судьбу. Автор показывает, что у человека нет никакого права называть себя хозяином окружающего мира, потому что он его не контролирует. Он не обладает и сотой частью той силы, которой обладает его колыбель. Он находится в равных правах с животным и растительным миром. И если этого довода недостаточно, стоит подумать о том, что исчезни человек с лица земли, мир не развалится. Природа приспособится к новым условиям и спокойно продолжит свое существование.
- Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». Федор Бурьянов – ответственное лицо в заповеднике. В его компетенцию входит забота об отведенном ему участке. Но герой об этом даже не думает. Его волнует лишь то, каким способом и насколько можно обогатиться на разорении заповедника. На браконьерстве Бурьянов сколотил приличное состояние. Все содеянное им принесло свои плоды: «лебяжье озеро» опустело, липы, которые постояли не один век, погибли из-за того, что герой ради наживы ободрал с них всю кору. Разве все это — поступки хозяина? Если бы каждый из нас обращался к своей собственности так, то мы бы все потеряли и остались нищими. Значит, люди для природы — не владельцы, которые заботятся о своих угодьях и всячески оберегают их, а лишь паразиты, умеющие лишь наживаться на том, что плохо лежит. Для того чтобы быть хозяином мира, необходима не только сила, но и ответственность, сострадание, рвение помогать и оберегать. А человек пока что — это лишь малая часть природы, которая чаще всего рушит ее и уничтожает.
- М. А. Булгаков «Собачье сердце». Профессор Преображенский взял Шарика с улицы, чтобы повести на нем необычный эксперимент: превратить пса в человека. Однако результат получился неожиданным даже для самого ученого. Шариков перенял только худшие человеческие качества. Ему были знакомы лишь цинизм, грубость, жадность, похоть и ненависть. Потому что то, что делает нас людьми, невозможно пересадить даже с помощью самых продвинутых технологий. Об этих качествах мы узнаем в детстве и приобретаем их по мере взросления. Преображенский же потерпел неудачу и был вынужден вернуть Шарику его первоначальный вид. А также профессор вспомнил о том, что человеку не следует вмешиваться в естественный ход вещей, соперничать с природой и пытаться использовать ее в совсем уж немыслимых целях. Даже такой умный и прогрессивный герой признал, что не является властелином окружающего мира и не претендует на роль вершителя его судеб.
- А. И. Куприн «Олеся». Главная героиня сильно отличалась от жителей деревни. Ее обучением особо никто не занимался, девушка выросла в лесу. Именно благодаря отдалению от цивилизации и близости к природе Олеся выросла свободной, доброй личностью, способной искренние чувства и подлинный гуманизм. Героиня помогала лесным жителям, ей были знакомы все плоды и травы. Благодаря своим знаниям Олеся могла излечить животных от многих болезней, а природное чутье развило в ней экстрасенсорные способности. На примере Олеси мы убеждаемся, что природа — это наша вторая мама. Мы учимся у нее мудрости, узнаем, как радоваться жизни, и что такое свобода. Поэтому глупо утверждать, что человек правит ею. Он — такая же ее часть, как лесная зверушка или цветок. Человек и природа тесно связаны. Окружающая среда нас кормит, одевает, поит, учит, обегает, и у человека нет над ней никакой власти. Ведь никто из деревенских жителей не смог остановить бурю, которая уничтожила все посевы. А значит, никто не имеет права величать себя хозяином природы. Зато каждый может приобщиться к ее мудрости, как сделала это Олеся, и узнать чуть больше о мире, где мы живем.
- Ф. И. Тютчев «С поляны коршун поднялся». В стихотворении представлены два противоположных образа: коршун, который олицетворяет мир природы, и лирический герой – отражение человеческого рода. Мать-природа одарила птицу мощными крыльями, которые позволяют ей в несколько взмахов подняться ввысь и скрыться за небосклоном. Человек же «прирос к земле». Тютчев подчеркивает, что у коршуна перед нами есть преимущества. У нас нет всех способностей, которыми обладают многочисленные живые организмы. Природа гораздо сильнее и могущественнее тех, кто мнит себя ее хозяевами. И даже сам лирический герой зовет себя «царем земли», однако дает понять, что эта ирония далека от действительности. Человек перед лицом окружающего мира – маленькая кроха, но уж никак не властелин.
- А. Н. Островский «Гроза». В своей пьесе автор затрагивает важную тему — уязвимость человека в отношениях с природой. Механик Кулигин просит у купца денег на возведение громоотвода, потому что ежегодно сотни домов сгорают из-за ударов грома и молнии. Но Дикой верит предрассудкам больше, чем здравому смыслу. Он отказывается финансировать борьбу с катаклизмами и сам ставит себя в рискованное положение. Ведь гроза может ударить и по нему. Никто из героев не защищен от гнева стихии, случайного, но жестокого. Природа намного сильнее человека, от одного ее каприза может пострадать не один Калинов. Однако люди мнят себя мудрецами и отказываются от изучения тех сил, которые им угрожают. Это и делает их игрушками в руках проведения и стихии. Властелин тешится иллюзией контроля ровно до тех пор, пока в его дом не ударит молния.
Автор: Елизавета Гориславец