Конфликт поколений — аргументы для итогового сочинения
Конфликт поколений – одна из вечных тем в мировой литературе. Писатели во все времена стремились к осмыслению проблемы взаимоотношений «отцов» и детей» и к поиску возможных путей её решения. Можно подобрать немало примеров литературных произведений разного рода, где так или иначе затрагивается проблема конфликта поколений. Эта тема часто встречается и на школьных экзаменах. Многомудрый Литрекон предлагает свою подборку аргументов из литературы на тему «Конфликт поколений». Приятного просвещения!
«Отцы и дети»
Конечно, первое произведение, которое приходит в голову, когда мы слышим словосочетание «конфликт поколений» – роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Эта история полностью посвящена идейному противостоянию старшего и младшего поколений, выразившемуся в постоянных спорах Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, главных героев произведения. Евгений Базаров – убеждённый нигилист, отрицающий все общепринятые принципы. Он считает, что любое человеческое чувство может и должно быть подчинено разуму, а аристократические «принсипы» Павла Петровича – признак ретроградства и пережиток прошлого. Его идейный противник яро защищает культуру и умозрительную философию, так любимые аристократами, но ненавистные нигилистам. Очевидно, на чьей стороне в этом конфликте автор произведения. Теория Базарова об отрицании всего умозрительного и о подчинении чувств разуму не выдерживает проверку любовью – влюбляясь в Одинцову, Базаров сам становится живым опровержением своей теории. Герой умирает быстрой и нелепой смертью, осознав, что нигилизм чужд российскому обществу. В этом конфликте «отцы» во главе с Павлом Петровичем Кирсановым одержали победу.
Избежать конфликта отцов и детей полностью сложно, но стремление к взаимопониманию может смягчить противоречия, что наглядно показывает роман Тургенева «Отцы и дети». Аркадий, обладая мягкостью характера, поддерживает близкие отношения с отцом, находя компромисс между старым и новым мировоззрением. Напротив, нигилистические убеждения Базарова приводят к острому разрыву с родителями, которые искренне любят сына, но не могут понять его идей. Тургенев показывает, что конфликты возникают из-за различий в ценностях и устремлениях поколений, однако уважение к личным убеждениям и открытость к диалогу способны превратить непонимание в основу для сближения и роста, пусть даже ценой уступок.
«Гроза»
Ещё одно произведение, в котором затрагивается проблема конфликта поколений – драма А.Н. Островского «Гроза». Здесь противостояние выражается в запутанных отношениях членов семьи Кабановых. Марфа Игнатьевна Кабанова, она же Кабаниха, – редкий образец самодурства, жестокости и беспросветного невежества. Она держит в страхе не только всю свою семью, но и всех жителей Калинова – небольшого города на Волге, в котором происходит действие драмы. Сын Кабанихи Тихон – слабовольный человек, не способный постоять ни за себя, ни за сестру Варвару, ни даже за свою жену Катерину. Катерине особенно достаётся от свекрови – Кабаниха ненавидит девушку за то, что она приехала в Калинов из другого города и кардинально отличается от всех местных жителей. Этот конфликт основан не столько на идейном противостоянии, сколько на ненависти «отцов» к «детям». Самодурство Кабанихи и её соседа Дикова приводит город в упадок, превращает его в настоящее «тёмное царство», а Катерину и вовсе толкает на самоубийство. Лишь после смерти жены Тихон наконец решается высказать матери всё, что он о ней думает. Однако дальнейшая судьба героев нам неизвестна.
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» дурное влияние старшего поколения на младшее становится одной из ключевых причин трагедии. Кабаниха, воплощая тиранию и жестокость патриархальных устоев, подавляет не только свою невестку Катерину, но и собственного сына Тихона, заставляя его жить по её воле. Вместо поддержки и воспитания в духе свободы и уважения она внушает страх и зависимость, формируя поколение, неспособное к самостоятельным решениям. Катерина, страдая от давления и отчуждённости, решается на бунт ценой собственной жизни, что показывает, как подавляющее влияние старших может сломить судьбы молодых и привести к трагическим последствиям.
«Недоросль»
В пьесе Фонвизина «Недоросль» мудрая родительская любовь проявляется в отношении родителей Софьи, которые воспитали её в духе скромности, добродетели и уважения к учению. Благодаря их усилиям девушка выросла умной, благонравной и способной противостоять несправедливости, что становится очевидным на фоне её общения с окружающими. В то же время пример Митрофана показывает противоположное: избалованность и потакание его капризам со стороны госпожи Простаковой привели к его лености, невежеству и бесчувственности. Контраст между Софьей и Митрофаном подчёркивает, что истинная родительская любовь — это не слепое потворство, а мудрая забота о нравственном и интеллектуальном развитии детей.
Конфликт поколений интересовал деятелей литературы ещё с XVIII века, когда господствующим литературным направлением в России считался классицизм. Так, эта тема затрагивается и в комедии Дениса Фонвизина «Недоросль», где в качестве «отцов» выступают Простаковы, а в качестве «детей» – Милон и Софья. Невежество и самодурство Простаковых не знает границ. Сын семейства Митрофанушка воспитан в том же духе, и потому вырос грубияном и невежей. Однако в доме Простаковых никто не смеет идти против барской воли и высказать этим людям всё, чего они заслуживают. «Лучами света» в этом беспросветном царстве невежества выступают юные Милон и Софья – персонажи комедии, которые здраво оценивают происходящее и испытывают друг к другу чувство искренней, чистой любви. В финале комедии, как и полагается в классицизме, победу над злом одерживает добро – Простаковы пожинают «злонравия достойные плоды», оставаясь у разбитого корыта, а Милон и Софья играют счастливую свадьбу наперекор всем попыткам госпожи Простаковой расстроить их счастье и выдать Софью замуж за Митрофанушку.
«Бесы»
Роман Фёдора Михайловича Достоевского – произведение, не входящее в классическую школьную программу. Однако для тех, кто действительно интересуется литературой, эта книга станет кладезем мыслей и идей. В нём также поднимается проблема конфликта поколений. Пётр Степанович Верховенский – главный антагонист романа, нигилист, начисто лишённый каких-либо моральных принципов. Для продвижения своих аморальных идей он основывает кружок революционеров и, дабы скрепить союз кровью, толкает членов сообщества на убийство ни в чём не повинного студента Шатова. Степан Трофимович Верховенский, отец Петра, предстаёт перед читателями как носитель либеральных взглядов, а в сущности – человек безвольный и слабый, способный только на произнесение красивых слов, но не на решительное действие. Ближе к финалу романа читатель узнаёт, что суть конфликта Петра с отцом кроется в глубокой травме сына, которого Степан Трофимович бросил на руки первой жены и ушёл из семьи. Лишённый отцовского тепла и мужского воспитания, Пётр вырос беспринципным и безнравственным человеком, в глубине души затаившим обиду на отца. Став взрослым, Пётр готов идти по головам родных и близких, а также ни в чём не виноватых людей ради достижения собственных грязных целей.
Родителей нужно уважать, потому что их любовь и забота — это бесценный дар, который часто остаётся незамеченным. На примере Николая из произведения Ф.М. Достоевского «Бесы» видно, как эгоизм и равнодушие к матери делают его слепым к её переживаниям и готовности прощать. Варвара Петровна искренне любит сына, переживает за него и стремится наладить с ним отношения. Даже когда люди начинают говорить о его странностях и осуждать его поведение, героиня защищает ребенка до последнего и стремится помочь ему преодолеть духовный кризис. А Николай не способен оценить самоотречение и сострадание Варвары Петровны, потому что погружен в себя и оторван от окружающих. Материнская любовь, которая проявляется в её терпении и искреннем желании помочь, достойна благодарности, а не пренебрежения. Уважение к родителям — это не только моральный долг, но и возможность сохранить тёплую связь, построенную на понимании и взаимной поддержке, которые могут стать основой для более гармоничной жизни.
«Горе от ума»
Проблема отцов и детей вечна, потому что каждое поколение имеет свои взгляды на жизнь, которые часто вступают в конфликт с устоявшимися традициями. В пьесе «Горе от ума» Чацкий становится символом нового времени: его прогрессивные идеи и стремление к переменам сталкиваются с консервативными устоями фамусовского общества. Фамусов и его сторонники не желают менять свой уклад, даже если он не сулит развития. А Чацкий понимает, что будущее требует выхода из этого комфортного застоя. Это противостояние показывает, как трудно найти общий язык между молодостью, жаждущей свободы, и старшим поколением, цепляющимся за привычные нормы. Разница в ценностях, опыте и восприятии делает такие конфликты неизбежными, но именно в диалоге между поколениями лежит возможность роста и взаимопонимания.
Произведение, где конфликт поколений на идеологической почве достигает поистине глобальных масштабов, – комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». В ней главный герой – юный Александр Чацкий – в одиночку идёт против всего известного ему московского общества, не желая отказываться от своих революционно-демократических идей в пользу праздного бездействия. Приехав в Москву после обучения за границей, Чацкий сразу попадает на светский вечер в доме Павла Афанасьевича Фамусова, богатого барина, который когда-то был другом его отца. Получив неожиданно холодный приём, юноша перестаёт отдавать себе отчёт в том, что, где, когда и кому он говорит. На светском рауте, куда люди приехали выпить, поесть и отдохнуть, он начинает приставать ко всем со своими социал-демократическими идеями, поднимая на смех хозяина дома и всех его гостей. Разумеется, Фамусов не может это стерпеть, и к концу вечера уже каждый его гость уверен в том, что Чацкий попросту безумен. Проблема Чацкого не в том, что он осуждает фамусовское общество – ведь осуждает, в общем-то, справедливо. Однако для декламации своих революционных идей он выбирает не то место, не то время и не тех слушателей – по сути, он мечет бисер перед свиньями, пытаясь достучаться до тех, кто не способен его понимать и очевидно не настроен с ним соглашаться. Горе Чацкого – в его чрезмерно развитом уме и абсолютно отсутствующей житейской мудрости.
Какое произведение стоило бы добавить? Делитесь идеями в комментариях!
Автор: Фаина Пастернак