Аргументы для сочинения 13.3: Жизненные ценности
Что такое жизненные ценности и в чем они заключаются? Мы нередко о них слышим, но порой затрудняемся с ответом. Но даже Многомудрый Литрекон не может ответить на вторую часть вопроса конкретно. Потому что жизненные ценности – это наши ориентиры в жизни. И у каждого они свои. Другими словами, мы сами выбираем, что для нас самое важное: любовь, карьера, саморазвитие, творчество, сострадание и т.д. Если взглянуть на примеры из литературы, они поразят разнообразием того, чем дорожат герои, каких правил и установок придерживаются. Благодаря жизненным ценностям мы формируем свои убеждения и находим место в обществе. Чтобы Вам было легче разобраться в этой теме, Многомудрый вновь подобрал лучшие аргументы из литературы, к изучению которых стоит приступить без промедления. Приятного просвещения!
Содержание:
Какие жизненные ценности важны?
В. Распутин «Уроки французского». Лидия Михайловна ответственно относилась к своей работе и старалась всегда помогать ученикам. Женщина демонстрирует свое неравнодушие к чужой беде, когда узнает, что один из ее учеников играет на деньги. Героиня не спешит его ругать. Она выясняет причину. Мальчиком двигал не азарт, а выживание. Учительница не может оставаться в стороне, однако ребенок от ее помощи отказывается. Тогда она делает рискованный шаг: сама начинает играть с ним на деньги. О ее поступке узнает директор. Женщине даже не дают объясниться, просто увольняют. Из этого примера можно прийти к выводу, что у главной героини очень светлые и важные жизненные ценности. Своим ориентиром в жизни Лидия Михайловна выбрала сострадание и доброту. Это самое важное для нее. Подтвердить такой вывод можно тем, что даже после увольнения Лидия Михайловна продолжила помогать мальчику и прислала ему посылку с едой. Если каждый из нас начнет дополнять свой список важных вещей каплей тех же качеств, что есть у главной героини, мир станет чище и добрее.
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Школьник Петя совершенно не думает об учебе. Скучные занятия, долгая домашняя работа. Герой отстает практически по всем предметам, пребывая в уверенности, что все успеет потом. Он такой не один. Помимо него, есть такие же ребята, которые ленятся и тратят свое время на малозначимые вещи. На этих героев и обращают внимание старые волшебники. Они забирают молодость ребят. Сами становятся юными, а дети обращаются в стариков. И только тогда Петя с ужасом понимает, как на самом деле ценно время. Лишь по счастливой случайности он узнает, как вернуть себе и другим прежний вид. Этот пример заставляет задуматься, что кроме времени и самой жизни нет ничего более ценного. Самое важное для всего живого – это время. Можно справиться с разбитым сердцем, найти работу, завести новых друзей. Самое глупое, что способен сделать человек – впасть в отчаяние, поддаться ему и бездумно проживать дни.
Нравственные ценности
Стивен Кинг «Буря столетия». В основе жизненных ценностей Майка Андерсона лежала его семья. Для него не было ничего важнее счастья, безопасности жены и сына. Он очень любил их, а они отвечали ему взаимностью. На плечах героя лежала и ответственность за порядок на острове, как единственного полицейского. Он прекрасно справлялся со своими обязанностями, предотвращал панику, даже когда остров накрыла буря. Но счастливого конца у этой истории нет. Лигоне, странный чужак, причинивший немало вреда жителям, пообещал уйти, если они выполнят его условие. Он заберет с собой ребенка. Если родители откажутся его отдавать, этого малыша он оставит, но заберет всех остальных. Майк еще до жеребьевки по глазам чужака понял, что рискует потерять сына именно он. К сожалению, изредка происходит так, что человек теряет все, чем дорожил. Но это не обесценивает его стремления и мечты. Именно высоконравственные ценности сделали героя таким честным и порядочным человеком.
А. Платонов «Юшка». Главный герой живет очень бедно. Каждый день окружающие насмехаются над нездоровым видом персонажа и его образом жизни. Юшка на злые языки не обижается, а порой и вовсе не замечает. Никто не знает, что этот человек ограничивает себя во всем, даже в сахаре. А все для того, чтобы помочь девочке-сиротке. Герой действительно был болен и остро сам нуждался в помощи. Но и этого он не замечал. Помочь другому – вот, что было важно для Юшки. В конце произведения Юшка умирает, но ни о чем не жалеет. Девушка, которой он помог – единственная, кто искренне оплакивает его. В дальнейшем героиня стала врачом и помогала людям. Это доказывает, что ценности Ефима были правильными: они привели к созданию чего-то по-настоящему стоящего.
Ложные ценности
Н. В. Гоголь «Мертвые души». Жизненные ценности у каждого свои. Для одних это любовь, дружба, семья. Для других – деньги, нажива, вечный поиск выгоды. Чичиков представляет вторую категорию. Детство у него было небогатым. И с ранних лет герой решил начать зарабатывать. Во время работы на таможне он провернул неудачную аферу. Но даже после поражения Чичиков не сдался. На новом месте он принялся скупать мертвых крестьян, живых в отчетности, чтобы заложить их в опекунский совет. Чичиков сильно рисковал, но возможность заработать была для него гораздо важнее. Последним делом он занимался довольно долгое время, так как находился в кругу разжиревших богачей, утративших способность мыслить и анализировать. Но все же герой оказался на грани разоблачения, однако сумел сбежать. Благодаря этому примеру мы можем поразмышлять о том, что не все жизненные ценности мы можем понять и принять. Деньги в качестве жизненного ориентира ведут человека на кривую дорожку, но счастья не приносят, в чем можно убедиться на примере судьбы Чичикова.
Н. В. Гоголь «Портрет». Чартков действительно хочет стать известным художником. Его талант многое для него значит. Художник постоянно совершенствуется и старается не унывать, хоть и живет бедно. Но вот он покупает странный портрет. Глаза изображенного на нем человека одновременно завораживают и пугают. Ночью герою снится сон, как из портрета выходит человек и роняет мешок с монетами. Утром художник действительно находит деньги. Сначала он покупает хорошие кисти и другие принадлежности. Теперь бедный художник богато одевается, заводит новые знакомства. Он все еще пишет картины, но теперь это исключительно безвкусные портреты на заказ. Чартков осознает свою ошибку лишь, когда видит картину бывшего однокурсника. Тот тоже был беден, но все годы он потратил на самосовершенствование и добился цели Чарткова: стал великим художником. Осознание роковой ошибки свело героя с ума. Этот пример заставляет задуматься о том, что человека могут сбить с пути ложные ценности.
Что нужно ценить в жизни?
А. Грин «Алые паруса». Артур Грэй родился в обеспеченной семье. Он мог бы безбедно жить, продолжив дело отца. Но с малых лет Грэю не нравились установленные порядки. Он был единственным ребенком в поместье и играл один. Когда Грэю было двенадцать, он увидел в библиотеке картину, на которой был изображен корабль в буре. Морская стихия поразила мальчика, и с этого дня он обрел мечту. Грэй грезил морем. В пятнадцать лет герой окончательно отказался от привилегий и сбежал из дома. Он устроился юнгой на один корабль, капитан которого был уверен, что изнеженный мальчик долго не протянет. Но Грэй приятно удивил его тем, что упорно трудился и не боялся тяжелой работы. Спустя время юноше написала мать с просьбой вернуться. Грэй отказался. Он просил понять его, ведь без моря жизнь теряла всякий смысл. Таким образом, к жизненным ценностям можно отнести реализацию мечты. Герой отказался от легкой судьбы, избрав свой собственный путь, который хоть и был полон трудностей, для героя являлся самым прекрасным выбором.
А. С. Грибоедов «Горе от ума». После обучения в Европе Чацкий возвращается домой. Герой получил хорошее образование, по-новому посмотрел на многие вещи, проанализировал жизнь людей на своей Родине. Крепостное право, коррупция и кумовство, галломания, невежество были герою противны. У него есть мысли, как улучшить жизнь в стране, как помочь ей сделать шаг вперед. Но Чацкий оказывается в фамусовском обществе, где все его взгляды, предложения и идеи надменно высмеивают. Даже возлюбленная героя оказывается «подмятой» под мнение большинства. Чацкий остается при своем мнении, но одиноким и отвергнутым. Этот пример говорит о том, что жизненные ценности героя можно назвать верными. Среди них мы видим семью, науку, патриотизм и искусство. И даже несмотря на неодобрение общества, Чацкий не отказывается от своих ориентиров, что заслуживает уважения.
Как формируются ценности?
Д. И. Фонвизин «Недоросль». С самого детства родители учат нас разделять плохое и хорошее. Тем самым они помогают формировать наши первые жизненные ценности. Так, Софье с малых лет привили тягу к знаниям, уважение к старшим. Для девушки обучение и способность прислушиваться к мудрым людям с опытом стали прекрасной основой. Героиня попадает к Простаковым, где царит хаос. Книги в этой среде не приветствовались, как и любое образование. Но Софья не поддалась дурному влиянию. Она всегда оставалась учтивой и кроткой, а так же продолжала развиваться. Сам автор активно продвигает такие жизненные ценности, как образование, самосовершенствование и мораль. Деспотичные и необразованные Простаковы в конце истории остаются ни с чем, в то время как Софья обретает свободу и вступает в счастливый брак. Из этого примера можно понять, что жизненные ценности закладываются воспитанием и средой.
Луиза Мэй Олкотт «Маленькие женщины». В семействе Марч четыре замечательных дочери. А Марми можно по праву назвать эталонной матерью. Она всегда поддерживала супруга, а детей воспитывала в любви и ласке, но никогда не изнеживала их. Но, что более важно, Марми никогда не старалась навязать им какие-либо жизненные ценности. Конечно, женщина пыталась вырастить дочерей добрыми, отзывчивыми, способными к состраданию. Это у нее получилось. Но сам метод воспитания интересен. Даже касательно сострадания Марми не давила, а обосновано давала понять, почему это качество полезно. И затем оставляла девочкам свободу выбора. Так же Марми не навязывала ценности семьи или карьеры. Она поощряла их все, но всегда напоминала девочкам, что каждая из них должна сама решить, что для нее важнее. А Марми примет любой их выбор и поддержит., Таким образом, этот пример – прекрасное напоминание о том, что наши ценности и представления о жизни формируются в семье.
А как же примеры из жизни? Они находятся вот тут.
Автор: Елизавета Гориславец