Краткое содержание повести «Портрет» и отзыв для читательского дневника (Н.В. Гоголь)
Сюжет повести «Портрет» разворачивается вокруг таинственной картины, приносящей своему владельцу несчастье. Основные события дополняются красочными и подробными деталями, делающими чтение произведения очень интересным. Однако если у Вас нет времени, чтобы прочитать повесть полностью, Многомудрый Литрекон предлагает Вам её краткий пересказ, где в сокращении изложено содержание произведения, а также представлен отзыв для читательского дневника.
Часть 1
Перед картинной лавочкой на Щукином дворе, где продаются безвкусные, однотипные художественные произведения и лубки, всегда скапливается много народу — и лакеи, и мастеровые, и торговки, и кавалеры. Большинство из них только смотрит на картины, восхищаясь ими каждый по-своему, но ничего не покупая.
Однажды около лавочки остановился художник Чартков. Это был молодой человек в старой шинели и «нещёгольском платье», что показывало, что он «с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде». Разглядывая «уродливые картины», он подумал, что они как будто созданы автоматом. Продавец начал предлагать задумавшемуся художнику купить что-нибудь. Чарткову было неловко уйти ни с чем, после того как он долго простоял перед лавкой, и он попросил у хозяина посмотреть старые потёртые картины, которые лежали в углу на полу и считались хламом. Молодой человек слышал, что в маленьких картинных лавочках иногда находили творения великих художников.
Действительно, Чартков обнаружил портрет, который его впечатлил. На нём был изображён загорелый старик в азиатском костюме, написанный очень живо. Больше всего поражали его глаза — «они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью». Сторговавшись с продавцом, Чартков купил портрет за двугривенный, однако тут же пожалел об этом, так как вспомнил, что это были последние остававшиеся у него деньги.
В мрачном расположении духа художник пришёл к себе в квартиру, состоявшую из холодной передней и большой, но низкой комнаты. Его слуга Никита рассказал, что приходил хозяин с квартальным и требовал заплатить за квартиру, в противном случае грозил выселением. Но Чартков равнодушно воспринял эту весть, находясь в апатичном расположении духа.
Далее автор рассказывает более подробно о личности Чарткова. Это талантливый начинающий художник. Его профессор часто повторял, что главное для него — не растерять свой талант и не стать «модным живописцем», делающим портреты плохого качества на заказ. Чартков в целом следовал заповеди своего профессора. Хотя иногда ему хотелось покутить, он умел сдерживать себя, и когда брался за кисть, то забывал обо всём. Его художественный вкус постепенно развивался. Однако, когда художник находился в особенно бедственном положении, он начинал завидовать живописцам, которые, угождая вкусам публики, быстро скапливали денежное состояние.
Такие же мысли возникли у него и сейчас. Он в отчаянии произнёс пламенную речь о том, что мог бы быть таким же богатым, как другие живописцы, если бы не стремился развивать свой талант, и вдруг ощутил на себе грозный взгляд чьих-то глаз. Взгляд исходил от купленного им портрета. Глаза казались не нарисованными, а настоящими, человеческими, и вызывали «какое-то болезненное, томительное чувство». Художника начал пугать этот взгляд, который как будто преследовал его. Он боялся даже двигаться и сидел в уголке, не шевелясь. Наконец Чартков решился всё же лечь спать, но прежде закутал портрет простынёй.
Улёгшись на кровать и погрузившись в мысли, художник вдруг увидел, что портрет открыт, старик на портрете пошевелился, вылез из рамы, подошёл к ширме, закрывавшей кровать, и сел «почти у самых ног его». Молодой человек не мог даже вскрикнуть от ужаса. Старик же вытащил из-под складок своей одежды мешок и начал доставать оттуда свёртки с золотом, на каждом из которых было написано «1000 червонных». Один свёрток откатился от других и оказался совсем рядом с Чартковым. Тот не смог удержаться и схватил его. Старик, кажется, ничего не заметил и, спрятав обратно оставшиеся свёртки, ушёл. Однако через некоторое время художник вновь услышал его приближающиеся шаги. Он напрягся и приготовился бороться, но проснулся. Тем не менее, скоро его снова начали мучить кошмары. Только после того, как Чартков встал и открыл форточку, свежий воздух привёл его в себя. Он лёг и проспал спокойно до утра.
Чартков проснулся поздно и не мог отделаться от ощущения, что ночные кошмары были действительностью, ему казалось, что он чувствовал, как держал в руке свёрток с золотом. Вскоре к нему пришли хозяин дома и квартальный с требованием заплатить за квартиру. Квартальный, осматривая картины, случайно задел раму портрета старика и оттуда выпал свёрток с надписью «100 червонных», такой же, какой Чартков видел во сне. В ответ на недоумение квартального Чартков поспешил объяснить, что этих денег он не хотел трогать и поэтому не платил, но теперь вечером же заплатит и съедет с квартиры. Удовлетворившись этим объяснением, хозяин и квартальный покинули жилище художника.
Оставшись один, Чартков с трепетом развернул свёрток и действительно обнаружил там деньги. Он чуть не сошёл с ума от неожиданной находки и тут же стал строить планы, как ими распорядиться. Его первой мыслью было расположиться в спокойной обстановке и теперь уже со всеми удобствами на новой квартире, «запереться в комнату, работать». Так, по его расчёту, он через три года мог бы стать «славным художником». Однако вверх взяли молодость и желание наконец-то начать жить полной жизнью, поэтому Чартков провёл день в бездумном растрачивании денег: тут же купил себе новый модный костюм, принарядился, пообедал в дорогом ресторане, просто так прокатился по городу в карете.
Вечером Чартков, как и собирался, переехал на новую квартиру. Из-за неожиданного богатства и последовавшей за ним свободы в художнике проснулось честолюбие. Ему захотелось стать знаменитым живописцем, и, чтобы привлечь клиентов, он заказал статью о себе. В этой статье Чартков был представлен как талантливый портретист, и вскоре это дало результаты: на следующий же день к нему пришли дама с восемнадцатилетней дочерью, чтобы заказать портрет девушки. Художник вдохновенно принялся за работу, однако только он начал входить во вкус, как дамам надо было уезжать. Пришлось прерваться. Художник с сожалением подумал, что раньше его никто не прерывал во время работы, однако комплименты «аристократической дамы» и её приглашение на обед совершенно очаровали его.
Во время следующего сеанса, которого Чартков ждал с нетерпением, он испытал разочарование: даме не понравилось, что художник изобразил некоторые несовершенства лица дочери, и она заставила его убрать их, хотя, по мнению художника, именно благодаря этим небольшим изъянам образ девушки получался приятным и лёгким. После ухода дам художник достал неоконченный им когда-то портрет Психеи и попробовал ему придать те черты, которые уловил в образе юной барышни. Несколько дней он занимался этим портретом, и когда дама с дочерью в третий раз пришли на сеанс, они подумали, что Психея — это и есть портрет молодой девушки. Чартков решил с ними не спорить и, дописав некоторые черты, отдал готовый портрет.
Творение молодого художника произвело большое впечатление как на дам, так и на аристократические круги Петербурга в целом. Все начали заказывать у него портреты. Сначала художник ещё пытался соблюдать сходство, но потом понял, что это бесполезно и никто от него этого не ждёт, и стал писать так, как хотели заказчики. Постепенно он «сделался модным живописцем», начал ездить на балы, вращаться в высшем обществе и уже с презрением относился к бедным художникам, которые долго работали над картинами. Писать однотипные портреты ему вскоре надоело, и он уже делал это автоматически, без энтузиазма, большую часть портретов предоставляя заканчивать ученикам.
Его талант начал угасать, однако Чартков не замечал этого, погружённый в светскую жизнь. Он растолстел, перестал верить в силу вдохновения, заменив его холодным расчётом, его главной страстью сделалось золото. Однако один случай вновь оживил его.
Однажды Академия художеств попросила его, как заслуженного её члена, высказать своё мнение по поводу новой картины русского художника, присланной из Рима. Этот художник был в молодости знаком с Чартковым, потом на много лет удалился в Италию и там, не заботясь об общественном мнении, оттачивал своё мастерство. Картина произвела на всех собравшихся удивительное впечатление: «Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло… произведение художника». Оно сразу пробудило в Чарткове все его забытые мечты, и он, не в силах ничего сказать, выбежал из залы.
Только теперь Чартков осознал, что напрасно растрачивал свой талант все эти годы. Он потребовал вынести из своей мастерской написанные им модные портреты и попробовал приняться за настоящую работу: изобразить падшего ангела. Однако из-под его кисти выходили одинаковые, заученные формы. Он понял, что потерял талант навсегда.
Тогда в Чарткове проснулась зависть ко всем одарённым художникам, и он стал мстить им страшным образом: скупал все лучшие картины и уничтожал их, разрывая на части. Скоро он начал сходить с ума, ему повсюду мерещились ужасные портреты, вперившие в него глаза, к тому же он заболел жёлтой горячкой, и, наконец, умер. После его смерти нашли остатки испорченных им портретов и поняли, на что он потратил своё богатство.
Часть 2
Много людей собралось, чтобы поучаствовать в аукционе, проводимом после смерти богатого коллекционера — «любителя искусств». Здесь были всевозможные картины, книги, мебель, скульптуры. Однако наибольший ажиотаж вызвал портрет «какого-то азиатца в широком платье, с необыкновенным, странным выраженьем в лице». За него состязались два богатых коллекционера, однако их спор вдруг прервал молодой человек, «художник Б.», который сказал, что имеет больше прав на эту картину, чем кто-либо из присутствующих. В ответ на удивление окружающих он рассказал следующую историю.
Эта история произошла во время правления Екатерины Второй и началась в Коломне. Коломна — одна из частей Петербурга, словно отъединённая от него. Там проживают небогатые люди, которым часто приходится брать деньги в долг, и поэтому там много ростовщиков. Из них особенно выделялся один: в азиатском наряде, смуглый, высокий. Однако все, кто брал у него деньги, «оканчивали жизнь несчастным образом». Рассказчик приводит несколько примеров: молодой меценат, покровитель возвышенного искусства, получивший хорошую должность при Екатерине, сделался «преследователем развиваюшегося ума и таланта», как только взял деньги у ростовщика. В результате его сместили с должности и, не выдержав всеобщего презрения и «обманутого честолюбия», он сошёл с ума и умер. Благородный и великодушный молодой князь полюбил прекрасную и телом, и душой девушку, которая отвечала ему взаимностью. Чтобы жениться на ней, он взял деньги в долг у ростовщика и после свадьбы сразу сделался ревнивым и капризным мужем, который бесчеловечно обращался со своей женой и чуть не убил её — его удержали от этого, и он направил нож против самого себя. Были и другие подобные истории.
Дальше рассказчик говорит о своём отце: он был художником-самоучкой, «отыскавший сам в душе своей, без учителей и школы, правила и законы, увлеченный только одною жаждою усовершенствованья». Он брал за картины немного денег и часто работал над заказами для церкви, отличался честностью и прямотой. Однажды к нему пришёл тот самый ростовщик и потребовал написать его портрет, так как он скоро умрёт, а ему бы хотелось остаться жить хотя бы в картине. Отец согласился и начал писать, стараясь передать образ максимально достоверно, однако как только он начал работать над глазами, то почувствовал тревогу и отвращение. Он хотел бросить писать портрет, но ростовщик кинулся ему в ноги, умоляя закончить, потому что «он чрез то не умрет совершенно», а ему необходимо присутствовать в этом мире. Эти слова показались художнику очень странными, а ещё страннее было то, что на следующий день ростовщик прислал портрет назад, сказав, что он ему не нужен, а вечером он умер.
С этих пор характер художника переменился. Он начал завидовать своему ученику, который должен был написать картину для недавно построенной церкви, добился того, чтобы был организован конкурс, сам написал картину, которая оказалась «одним из лучших его произведений», однако она не победила, так как лица святых обладали каким-то дьявольским выражением. В гневе художник хотел сжечь портрет ростовщика-азиата, который, по его мнению, был виновен в том, что глаза получились дьявольскими. Однако за этим занятием его застал приятель-живописец, который уговорил его отдать портрет ему. После его ухода художник почувствовал облегчение, помирился со своим учеником и вернулся в своё обычное спокойное расположение духа.
Тем не менее, через некоторое время приятель снова зашёл к художнику и рассказал, что портрет пришлось отдать племяннику, так как от него исходила какая-то тоска, но и племянник долго не выдержал и продал портрет коллекционеру. Узнав о том влиянии, какое портрет оказывал на людей, художник понял, что часть души ростовщика действительно осталась в картине, и это произошло при его содействии. Кроме того, внезапно умерли его жена, дочь и маленький сын. Восприняв это как знак, художник, когда его сыну — рассказчику, — исполнилось девять лет, отдал его в Академию художеств, а сам постригся в монахи. Там он со всей строгостью соблюдал монашеский устав. Настоятель просил его написать главную икону для монастыря. Но художник отказался, считая себя ещё не готовым к этому. Только после того, как он в течение многих лет подвергал себя всевозможным лишениям и ограничениям, он, наконец, решил, что готов, и написал картину, изображавшую Рождество Иисуса. Картина поразила монахов святостью образов: «чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери», «глубокий разум» Иисуса, «святая, невыразимая тишина» чувствовались в творении.
В это время рассказчик окончил Академию и перед своей поездкой в Италию приехал попрощаться с отцом. Тот предстал перед ним как «прекрасный, почти божественный старец». Отец дал ему наставление — не растерять свой талант и больше всего стремиться «постигнуть высокую тайну созданья». Кроме того, он просил сына, если ему когда-нибудь попадётся на глаза созданный им портрет, уничтожить его. Пятнадцать лет рассказчик не встретил ни одной картины, напоминавшей ту, о которой говорил отец, но сейчас, на аукционе, ему казалось, что он нашёл нужное произведение искусства. При этих словах молодой человек поднял глаза, чтобы ещё раз взглянуть на портрет, но тот бесследно исчез.
Отзыв
Мне понравилась повесть Гоголя «Портрет». Главная мысль этого произведения заключается в том, что стремление к прибыли и славе уничтожает в человеке творца и делает его простым ремесленником.
Особенно хорошо это видно на примере первой части. Под влиянием золота талантливый и чуткий художник Чартков превращается в чёрствого эгоиста, пишущего однотипные картины, как автомат, не вкладывая в них душу. Моё отношение к этому персонажу (как, безусловно, и у любого другого читателя) менялось от сочувствия к неприязни и даже омерзению. Автор заставляет задуматься над тем, что богатство может сделать с человеком, ставит вопрос, а смогли бы мы остаться верны своему призванию в подобном случае? Во второй же части мы узнаём о создании портрета, знакомимся с человеком, который послужил для него прототипом, и понимаем, что в некотором роде он является воплощением дьявольского начала, которое через его изображение передаётся другим людям.
С одной стороны, может показаться, что в духовной деградации тех, кто связался с ростовщиком и его портретом, виноват только ростовщик — ведь именно его деньги или приобретение его портрета меняли характер человека в худшую сторону. Однако мысль автора, безусловно, глубже такого простого объяснения и имеет другую мораль. Портрет ростовщика у Гоголя — это не просто воплощение дьявола, который совращает людей с их истинного пути, это метафора искушения, которое возникает в жизни любого человека. Один раз поддавшись на соблазн, будь то деньги, слава или отказ от своих принципов, можно раз и навсегда загубить жизнь — вот чему учит автор в повести «Портрет». Что касается меня, то моё мнение полностью совпадает с этим взглядом.
В целом, моё впечатление от повести «Портрет» — очень яркое и сильное. Я считаю, что Гоголь великолепно передал проблему выбора пути света или тьмы, с которым сталкивается каждый человек.
Автор: Мария Тихомирова