Анализ стихотворения «Я тебя отвоюю…» (М.И. Цветаева)

Любовь бывает разной… Взаимная любовь – это прекрасное и окрыляющее чувство, способное вдохновить и подтолкнуть к свершению величайших дел. Безответная – это слёзы по ночам, тщетные попытки стать значимым в его или её жизни, это отсутствие сна и аппетита. Поэты и писатели в течение нескольких веков писали об этом загадочном чувстве. Марина Ивановна Цветаева не стала исключением. Многомудрый Литрекон предлагает Вам прочесть анализ стихотворения «Я тебя отвоюю…» и узнать, какой способна быть любовь М.И. Цветаевой.

История создания

Юная Марина Ивановна Цветаева была влюблена в А.А. Блока. С первых своих сборников поэтесса обращалась к лирическому «я» поэта. В стихотворении «Я тебя отвоюю…», написанном в 1916 году, лирическая героиня Цветаевой признаётся лирическому герою Блока в любви в своей особой манере.

В лирическом произведении есть отсылки к творчеству Блока. Например, цветаевская строка «Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой…» созвучна со строками из блоковского цикла «Кармен»:

«Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь…».

Строка «У всех золотых знамён, у всех мечей» тоже намекает на творчество Блока: он писал исторические поэмы и использовал средневековые символы времен героических песен.

В 1916 году личная жизнь Цветаевой была очень насыщенной. Она рассталась с Софией Парнок и считала это событие «катастрофой». Марина Ивановна вернулась к супругу, но ее сердце все еще жаждало страсти и вдохновения. Его она черпала в искусстве. Надо понимать, что Цветаева обращалась не к Блоку-человеку, а к лирическому герою его произведений.

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Я тебя отвоюю…» можно смело отнести к любовной лирике, так как лирическая героиня произведения рассказывает о своём чувстве к лирическому герою. Это признание, ведь здесь Цветаева открывает тайну своих желаний и намерений, рассказывает о том, как сильно она желает заполучить своего возлюбленного, обращаясь к нему.

Направление стихотворения, как и всей поэзии Марины Ивановны Цветаевой, определить затруднительно, так как традиционно ее творчество не относят ни к одному модернистскому течению периода серебряного века. Ее лирика — это чувства в истинном и ярком их проявлении, чувства на пике. Поэт пишет о них полно и честно.

Лирическое произведение написано дольником, который иначе называют паузником. Цветаева неслучайно использует именно этот размер, ведь он словно передаёт биение сердца лирической героини, его замирание при произнесении заветных слов своему возлюбленному.

Композиция

Стихотворение «Я тебя отвоюю…» состоит из четырёх катренов, которые условно можно разделить на две части:

  1. Первая часть (первый – третий катрен) – описание того, на что способна лирическая героиня ради любви, описание самой любви и её сущности.
  2. Вторая часть (четвёртый катрен) – препятствие на пути к полному поглощению возлюбленного. Здесь поэт рассказывает о том, что может помешать её любви к лирическому герою.

Образы и символы

С первой строчки Цветаева вводит в стихотворение два главных образа: лирическая героиня, выраженная личным местоимением «я», и лирический герой, выраженный местоимением «тебя».

Главным образом в первой части стихотворения является «лес». Он символизирует магическое и сверхъестественное начало лирической героини, которая стоит на земле «лишь одной ногой». Относящаяся к миру духов Цветаева способна чувствовать больше, чем другие люди, способна совершить больше во имя любви, чем обычный человек. Например, лирическая героиня может петь, «как никто другой», может быть вернее любого «пса», может поспорить и повоевать с самим Богом («У того, с кем Иаков стоял в ночи…»). Лирическая героиня на пути к своему счастью готова бороться, о чём говорит часто повторяющийся глагол «отвоюю». Образ «пса» в стихотворении является символом преданности, готовности защитить и порвать любого, кто хочет причинить вред любимому.

В первой части стихотворения также встречается образ «той одной». Вероятно, это настоящая возлюбленная лирического героя, воевать с которой готова Цветаева. Всё это показывает читателю, что лирическая героиня Марины Ивановны Цветаевой одержима своим возлюбленным, она не хочет делить его ни с кем. Она готова сделать его ничьим, если он не хочет принадлежать только ей.

Главным образом во второй части стихотворения является «мир». Он показывает читателю, что лирический герой и героиня разные. Она принадлежит «лесу», волшебству, магии, а он – «миру». Его крылья нацелены в эфир и относят его вдаль. Это символ свободы героя от любви его лесной обожательницы.

Темы, проблемы, настроение

Темой стихотворения «Я тебя отвоюю…» является любовь как желание обладать человеком. Лирическая героиня Цветаевой хочет не просто быть рядом с любимым, она хочет забрать его себе, поглотить его полностью. Она хочет, чтобы лирический герой принадлежал ей, даже против своей воли («И в последнем споре возьму тебя – замолчи!..).

Мотив борьбы прослеживается в каждом четверостишии. Страсть становится насилием, насаждением своей воли тому, кто вовсе этого не желает.

Отсюда вытекает и проблема стихотворения: возможно ли обладать любимым человеком без остатка? Цветаева с сожалением и злостью говорит: «Нет!»:

«Но пока тебе не скрещу на груди персты –
О проклятие! – у тебя остаёшься – ты…»

Обладать любимым человеком у лирической героини не получится, пока он жив. Лирический герой принадлежит жизни. Для того чтобы получить любимого, лирической героине придётся убить его. Автор показывает нам обратную сторону одержимой и страстной любви: она душит и убивает того, кому посвящена. Но два крыла, нацеленные в эфир, открывают тему свободы и непокорности героя: он избежит плена и растворения в любви.

Эта мысль придаёт всему произведению грустное настроение, смешанное со злостью и решительностью.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Я тебя отвоюю…» – невозможность обладать человеком полностью, пока он жив, несовместимость абсолютной любви и жизни. По М.И. Цветаевой, физическая смерть способна освободить от мирских оков и подарить человеку новое воплощение, в котором он будет счастливым и любимым. Любить полно и ярко невозможно при жизни, так как мир людей полон отвлекающих от чувств факторов. Правда, готов ли человек отказаться от себя в пользу всепоглощающей страсти? Нужна ли ему любовь-борьба, сравнимая с верным псом? Два крыла, упомянутые в финале, указывают на то, что герой отвергает дар дикого леса и устремляется в мир, к себе самому и всему многообразию свободы.

Смысл стихотворения «Я тебя отвоюю…» состоит в том, что ослепленный страстью человек, желающий отвоевать другого, убивает его своим напором, ведь лишает права выбора и личной свободы. Такая любовь обречена на трагический финал.

Средства художественной выразительности

Самым ярким средством художественной выразительности в стихотворении является анафора «я тебя отвоюю» в первых трёх катренов. Она словно заклинание должна подействовать на лирического героя и убедить его в искренности чувств и уверенности в намерениях лирической героини.

Используются в стихотворении и метафоры:

  1. «не скрещу на груди персты» означает не убью;
  2. «два крыла твои, нацеленные в эфир» означает ангела.
  3. Есть и метонимия: «У того, с которым Иаков стоял в ночи» (Бог)

Широкое использование глаголов («отвоюю», «закину», «возьму», «прогоню» …) и аллитерация на [р] («другой», «прогоню», «крыльца», «персты» …) помогают читателю ощутить напористость и готовность лирической героини к борьбе за любимого человека.

Культурные референции позволяют установить адресата послания.

«Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой»

Также используется прием антитезы: лес и мир противопоставлены в симметричных строках.

Автор: Дарья Барановская

Читайте также:

комментариев 11

  1. Леонид:

    Есть логика, но смысла никакого. Придуманного много, чего нет.
    Натянута опять сова на глобус.
    И бредом объясним потока бред.

    • Самый Зелёный:

      Весьма абстрактны Ваши обвиненья,
      Конкретики не видно никакой…
      У критиканства все шаблонны звенья,
      Доколе?)))))

      • Леонид:

        Доколе?)))…разговор пустой.
        У каждого на «это» точка зрения
        Найти поможет множество причин,
        Когда достаточно абстрактного суждения,
        Бред не цитируя, каконы соблюсти…

        • Самый Зелёный:

          Бред можно не цитировать, конечно,

          Ведь если Ваши аргументы — бред,

          То, надо полагать, во тьме кромешной

          Они едва ли проливают свет…)

          • Леонид:

            Для мудрости не нужен бо’льший свет,
            Достаточно подсветки зачастую.
            А в адрес свой забавно слышать «бред»,
            Про аргументы , что не существуют.

          • Самый Зелёный:

            Суть дела верно описали Вы:
            Нет аргументов, критик негодует
            В традициях озлобленной молвы,
            Которая без повода бушует.
            Коль скоро есть конкретные места,
            Которые ошибочны иль спорны,
            Их можно обозначить без труда,
            Не будучи при этом голословным.
            А что мы видим: это, мол, не то,
            Зато берем высокопарный тон…

  2. Аделаида:

    Так доконали эти пустословы!
    Ценителей шедевров нинче нет.
    Так узки ваши разума оковы!
    Я не для этого плачу за Интернет.

    • Самый Зелёный:

      Перевелись ценители шедевров,
      Но критик тоже «нинче» захудал)
      Платите, чтоб избавиться от нервов
      И не преумножать в сети скандал.

  3. Наталья:

    Та одна — это смерть. Я отвоюю тебя у смерти, потому что я здесь «одной ногой» и могу ходить на ту сторону. (сюда же образ крыльца как). И у Бога тебя тоже отвоюю, потому что я между мирами. Но в этом мире наш союз не возможен (пока не скрещу персты), потому что ты — активная сторона которая имеет свою волю, не совпадающую с моей.

    • Ирина:

      Заключительный комментарий самый правильный и есть, песня то о любви и Боге в любви, а может даже о любви к человеку как к Богу. И «скрестить персты»означало не только проводить в мир иной, а перекреститься, то есть прийти к Богу через любовь. Смыслов было много заложено

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *