Анализ рассказа «Свечка» (Л.Н. Толстой)

Рассказ «Свечка» — одно из малоизвестных произведений Л.Н. Толстого, которое призвано учить простой народ жить согласно нравственным принципам. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

История создания

В 1882 году Толстой участвовал в переписи населения в качестве работника-волонтера, и именно тогда он увидел всю тяжесть жизни простого народа: нищету, порабощённость, нравственную и фактическую необразованность. Под воздействием этих впечатлений и понимания то, что «уже давно в Европе у нас пишутся книги для поучения народа труду и смирению (которого терпеть не могут поучающие), а народ, по-старому, читает не то, что мы хотим, а то, что ему нравится», писатель решает создавать поучительные, а главное — понятные для простых крестьян рассказы.

Рассказ «Свечка» был написан в 1885 году. В его основу легли личные убеждения автора, а также традиционный фольклорный мотив божественной кары.

Жанр, направление

«Свечка» — небольшой рассказ, своим назидательным посылом напоминающий притчу. В произведении описаны быт и нравы крестьян, процесс их работы. Приближенность изложенных событий к действительности определяет направление рассказа — реалистическое.

Композиция и конфликт

Особенность композиции рассказа «Свечка» заключается в освещении сразу нескольких позиций по одному и тому же вопросу. В тексте, исходя из личных убеждений, друг другу противопоставлены два героя: Василий Минаев, к которому приказчик относился с особой жесткостью и даже «жену у него отбил, к себе в кухарки взял», и «смирный» мужик Пётр Михеев. Также существует третья сторона — позиция Михаила Семёныча. Приказчик становится объектом всеобщего негодования, а также представляет стороннее зло, ставшее причиной распрей между крестьянами.

Динамика произведения идёт по нарастающей: от описания жестокости приказчика, разговоров и споров мужиков, сцены со свечкой и до кульминации — смерти Михаила Семёныча. Автор намеренно ставит рядом две эмоционально противоположные друг другу ситуации: смиренное спокойствие Петра Михеева и болезненное осознание своей неправоты приказчиком. Так, используя приём контраста, Толстой раскрывает многообразие чувств, сопутствующих разным событиям в жизни людей.

Смысл названия

Почему Толстой так назвал свой рассказ? Свечка в рассказе является символом нравственной чистоты и спокойствия. Работая во время церковного праздника, Пётр Михеев, в отличие от других мужиков, остаётся непоколебимым и смиренным:

«Подъехал ближе, смотрю – свечка восковая пятикопеечная приклеена к распорке и горит, и ветром не задувает. А он в новой рубахе ходит, пашет и поет стихи воскресные. И заворачивает и отряхает, а свечка не тухнет. Отряхнул он при мне, переложил палицу, завел соху, все свечка горит, не тухнет!».

В этом чуде — непрерывном горении свечи — отразился и образ самого Петра Михеева: стойкого и верящего в нравственные идеалы.

Необыкновенная картина, которую застал староста (а затем рассказал о ней приказчику), стала причиной осознания Михаилом Семёнычем его самодурства и жестокости.

Суть

На примере истории приказчика и его крестьян Толстой показал необходимость непротивления злу силой. Автор подчёркивает, что нужно поступать по совести, но не брать грех на свою душу.

Жестокость и самодурство приказчика должны были быть наказаны. Мужики планировали устроить расправу над Михаилом Семёнычем сами. Но воля случая или, как считает автор, божественная сила разрешили ситуацию раньше. Такое завершение рассказа утвердило и эпиграф рассказа:

«Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому».

Главные герои и их характеристика

Главными героями рассказа являются Михаил Семёныч, Василий Минаев и Пётр Михеев. Два мужика представляют разные позиции, противоположные друг другу. Приказчик же является сторонним злом, вокруг действий и характера которого разгораются споры. Многомудрый Литрекон объединил их в одной таблице:

Василий Минаев Важным героем рассказа является один из мужиков, работающих в господском имении, — Василий Минаев. «Пуще всех он был зол на приказчика», — так описывает автор настрой Василия. Именно он предложил покончить с господским беспределом: «Зарыть где, как собаку, и концы в воду. Только уговор: всем стоять заодно, не выдавать!». Позиция Минаева весьма однозначно: грехом будет не убить столь жестокого, вредящего крестьянам человека.
Пётр Михеев Не менее важен и образ Петра Михеева — крестьянина в господском имении. Именно в словах Петра отражается авторская позиция: «Кабы нам показано было зло злом изводить, так бы нам и от бога закон лежал; а то нам другое показано. Ты станешь зло изводить, а оно в тебя перейдет. Человека убить не мудро, да кровь к душе липнет. Человека убить – душу себе окровенить».
Михаил Семёныч Олицетворением жестокости в рассказе выступает приказчик: «Сам он был человек семейный – жена и две дочери замужем – и нажил уж он денег: жить бы да жить ему без греха, да завидлив был и завяз в грехе». Мужчина гнал крестьян на работу и в праздники, и в выходные, заставлял их трудиться днями напролёт. Михаил Семёныч сознавал нелюбовь своих подчиненных к своей личности, но не считал нужным исправлять положение: страх и безысходность, сковавшие мужиков, не давали выбора — им приходилось работать в ужасных условиях.

Стоит отметить, что приказчик осознал свою неправоту только в критической ситуации — когда все ополчились против него, и только лишь Пётр Михеев сохранял смиренность и спокойствие. Именно поведение Михеева послужило причиной перелома в судьбе Михаила Семёныча. Мужчина решил исправить ситуацию и даже направился к своим крестьянам, однако судьба всё решила иначе.

Жена Михаила Семёныча Супруга приказчика — женщина средних лет — упоминается в рассказе лишь однажды. Однако реакция Михаила Семёныча на её слова как нельзя точно характеризует самого мужчину: «Не принял Михаил Семеныч жениных речей, только засмеялся на нее.

– Али давно, – говорит, – по тебе плетка не гуляла, что ты больно смела стала, – не в свое дело вяжешься?».

Супруга приказчика просила отпустить мужиков «для великого дня, праздника господня», упоминая, что ей снился нехороший сон. Таким образом, автор показывает, что жестокость не зависит от сословия. Женщина, будучи выше всех по положению, сочувствует простому народу и просит мужа не брать грех на душу.

Темы

Тематика в рассказе «Свечка» интересна и современным читателям. Затронуты несколько важных тем: тема рока, тема жестокости власти, тема роли Бога в судьбе человека.

  1. Тема рока в произведении раскрывается на примере судьбы Михаила Семёныча. Будучи жестоким и несправедливым, приказчик встречает сопротивление со стороны своих же крестьян. Несмотря на то, что мужики хоть планировали скорую расправу над Михаилом Семёнычем, но не успели это сделать, жизнь наказала его по-своему: «… не попал на седло, а перевалился пузом на частокол. Один был только в частоколе кол, завостренный сверху, да и повыше других. И попади он пузом прямо на этот кол. И пропорол себе брюхо, свалился наземь». Мотив неизбежности судьбы в рассказе подчеркивает важность принятых каждым из героев решений: зло будет наказано злом, а добро — поощрено добром.
  2. Жестокость власть имеющих — довольно распространённое явление для русского общества. Самодурство и неприкрытое превышение своих полномочий — то, что отличает Михаила Семёныча. Пользуясь боязливостью и невыгодным положением своих крестьян, приказчик заставляет их работать сверх нормы, трудиться в праздники: «Забрал приказчик власть и сел на шею мужикам». Также несправедлива и власть на более высоком уровне: крестьяне ходили в Москву жаловаться на приказчика помещику, но тот своего решения не поменял и оставил мужиков ни с чем. И лишь в самом конце, узнав об участи Михаила Семёныча, барин «от греха отпустил мужиков на оброк». Тема жестокости власти призвана обратить внимание читателей на тяжелое положение крестьян.
  3. Тема роли Бога в судьбе человека затронута Толстым в рассказе неспроста: противостояние двух позиций по одному и тому же вопросу всё равно сводится к божественному началу. Василий Минаев считает, что грехом будет не наказать такого ужасного человека, который впоследствии может нанести ещё больше вреда. Пётр Михеев же говорит, что Бог сам рассудит крестьян и приказчика, а обагрять свою душу чьей-то кровью — непростительная ошибка. Их размышления, а также сам эпиграф рассказа заставляют читателя задуматься над вопросом роли Бога в человеческой судьбе: будут ли злодеи наказаны? Будет ли безгрешность поощрена? Должны ли люди следовать Божьим заповедям, веря в справедливость Господа и надеясь на изменения? Развязка произведения — смерть приказчика — показывает, что зло наказуемо. Богом ли, судьбою ли — каждый решает для себя сам.

Проблемы

В рассказе «Свечка» внимание читателей обращено к проблеме мщения. Точнее — к проблеме правомерности мщения с точки зрения божественных законов. Толстой приводит противоположные позиции двух людей, как пример добра и пример зла, правильного и неправильного из возможных мышлений. Будучи глубоко верующим человеком, автор (через реплики Петра Михеева) отстаивает свою позицию: совершение кровавой мести противоречит законам Господа, вершение правосудия должно оставаться на усмотрение владыки.

Толстой, рассматривая проблему мщения, укрепляет свою позицию громким финалом рассказа: смерть — расправа Бога — настигает приказчика до встречи с крестьянами, которые хотели сами его убить. Таким образом, автор подчёркивает превосходство Божественной власти над человеческой, в который раз утверждая правоту обозначенного в начале произведения принципа: не отвечать на зло встречным злом.

Основная идея

Смысл рассказа «Свечка» заключён в словах Петра Михеева: «Душу погубить – великое дело. Чужую душу погубить легко, да своей-то каково?». Крестьянин смиренно стоит на том, что мщение принесёт ещё больше бед, а главное — осквернит судьбу самого «мстителя», подвергнув его непростительному греху.

Главная идея произведения «Свечка» — нужно поступать по совести, но не противореча законам Божьим. Основная идея рассказа состоит в том, что люди не должны брать на себя обязанности Господа, верша правосудие, которое подвергнет их души нравственному разложению.

Чему учит?

Толстой стремился научить простой народ жить по законам морали. Целью рассказа было показать неправоту как жесткого приказчика, так и стремящихся убить его крестьян. Автор всецело стоит на стороне терпимости и смирения, которые обязательно будут вознаграждены.

Читатели должны были увидеть в произведении важнейший принцип, которым должны руководствоваться все, — принцип неприкосновенности человеческой жизни. Справедливость или несправедливость поступков человека будет рассматриваться лишь Богом. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Свечка».

Критика

Толстой написал рассказ «Свечка» на основе услышанной им однажды истории об ужасной смерти приказчика. Изначально рассказ предполагал концовку, в которой приказчик умирает по нелепой случайности (это и есть наиболее распространённая версия произведения). Однако такой финал показался товарищам писателя, а также литературному критику Н.Н. Страхову, неуместным. Дело в том, что трагическая смерть должностного лица могла не пройти цензуру того времени. Более того, как писал близкий друг и редактор произведений Толстого В.Г. Чертков, завершение рассказа противоречило всему его содержанию. Приказчик, осознавший и принявший свою ошибку, едет на примирение с крестьянами, но всё равно умирает. Подобная несправедливость, неразрешённость проблемы оставляет читателя в недоумении.

Именно В.Г. Чертков предложил Толстому написать иную версию финала рассказа. Мужчина предоставил писателю две редакции рассказа: одна была составлена А.М. Калмыковой (сотрудницей журнала «Посредник», в котором работал Толстой на момент написания рассказа), другая — самим Чертковым по материалам как Толстого, так и Калмыковой. Несмотря на настойчивость Черткова и наличие нескольких вариантов, писатель не смог изменить финал произведения. Лишь позднее он напишет вариант рассказа с иным окончанием, и тогда «Свечка» продолжит своё существование в виде двух разных редакций.

Рассказ был опубликован в 1886 году в «Книжках недели», а затем в журнале «Посредник» под названием «Свечка или как добрый мужик пересилил злого приказчика».

Автор: Татьяна Булычева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *