Анализ стихотворения «Золотистого мёду струя из бутылки текла» (О.Э. Мандельштам)

Осип Эмильевич Мандельштам прославился в двадцатом столетии как талантливый русский поэт. За свой творческий путь Мандельштам создал множество произведений. Одним из наиболее интересных является стихотворение Осипа Эмильевича под названием «Золотистого мёду струя из бутылки текла…». Рассмотрим анализ произведения по плану.

История создания

Работу над созданием своего известного произведения Осип Эмильевич завершил в 1917 году. Автор создавал свое произведение в Алуште. В основе стихотворения лежат впечатления Мандельштама от реальных событий.

Осип Эмильевич посвятил свое творение семейной паре. Это были Сергей и Вера Судейкины. Они снимали на даче комнату. Писателю посчастливилось однажды погостить у них. Как вспоминала сама хозяйка, они смогли угостить Осипа Эмильевича всего лишь чаем и медом, даже хлеба у них не было. По мнению некоторых литературоведов, в произведении рассказывается о беседе Осипа Эмильевича с Судейкиными.

Алушта славится своими виноградниками и, разумеется, вином. Вдохновившись местной атмосферой, Мандельштам не мог не сопоставить ее с традиционными древнегреческими мотивами, которыми пропитано его творчество. Поэт долгое время изучал литературу Древней Греции, поэтому часто оставлял в стихотворениях отсылки к этому историческому периоду. В частности, в этом произведении автор вспомнил миф об Одиссее и Пенелопе, ставший основой эпической поэмы Гомера «Одиссея».

А вот лирические нотки в стихотворении могли быть связаны со страстным романом Мандельштама и Марины Цветаевой. В 1916 году они были вместе, но их пара быстро распалась. Однако Мандельштам еще долго хранил это чувство и, возможно, мечтал о встрече с Цветаевой в Крыму, где она часто отдыхала.

Жанр, направление и размер

Лирическое стихотворение «Золотистого мёду струя из бутылки текла» относится к философской лирике. Однако здесь можно заметить и элементы пейзажной лирики.

Не секрет,  что на протяжении всего своего жизненного и творческого пути Мандельштам придерживался акмеизма. Этому модернистскому течению свойственны такие черты, как предметность и материальность образов, отточенность композиции и стиля, исторические отсылки, сохранение преемственности культурных традиций. Акмеисты не отрекались от наследия прошлого, а переосмысливали и использовали его. В их поэзии не найти мистицизма символистов и агрессивного новаторства футуристов.

Стихотворение «Золотистого мёду струя из бутылки текла» написано трёхсложным размером — анапестом.

Композиция

Стихотворение включает в себя шесть строф-четверостиший. Здесь автор воспроизвёл беседу, которую вели лирический герой и Судейкины, и показал ход своих мыслей. Поэт продемонстрировал, как хозяева передвигаются в замкнутом пространстве. Их путь перемещения заключается в следующем: дом-виноградник-дом. Однако даже здесь читатель может проследить за временем и пространством человеческой истории.

Поэт видит в этих местах наследие древней Эллады и отзвуки античной культуры. От настоящего (беседы) он движется к прошлому (легендам старины).

Образы и символы

Стихотворение «Золотистого мёду струя из бутылки текла», вероятнее всего, наполнено не символами, а подтекстами. Особую роль в произведении играют мифологические мотивы. Автор проводит некую параллель между беглецами, которые не по собственной воле живут в Тавриде, и Одиссеем, который не по своей воле странствовал 10 лет из-за того, что рассердил богов. Однако, в отличие от героя, вернувшего себе трон Итаки, герои произведения так и не смогли вернуться на Родину. Они отправились в 1920 году во Францию.

В своем произведении поэт также обратился к образу Пенелопы. Однако её имя в открытую Мандельштам не называет.  Её образ Осип Эмильевич сопоставляет с образом хозяйки комнаты. Она такая же красивая и «всеми любимая». Упомянул поэт и Елену — роковую красавицу из «Илиады». Она была самой красивой женщиной на Земле, и именно ее любовь Парис попросил у Афродиты в обмен на услугу. Из-за этого Менелай, муж Елены, напал на Трою.

Помимо этого, в стихотворении можно заметить миф об аргонавтах, которые путешествовали с целью добычи золотого руна. А художник, которого звали Сергей Судейкин, в 1906 году занимался оформлением журнала «Золотое руно». Так автор намекает и на род занятий собеседника, и на миф из Древней Греции. Вопрос «Золотое руно, где же ты, золотое руно?» означает тревогу поэта: во власти не было стабильности, многие СМИ закрывались, люди уезжали из-за страха, поэтому о спокойных временах 1906 года авторам оставалось только мечтать. Журнал с таким необычным названием стал неким символом прошлой беззаботной жизни. К нему же стремились герои мифа.

Читатель также замечает, что в произведении Осип Эмильевич упомянул культ Бахуса. Как известно, Бахус был богом виноделия. В произведении автор представил земные образы виноделия. Так, например, можно встретить катящиеся бочки, виноградники и так далее.

Интересен образ полотна. Пенелопа ткала его, а ночью распускала, чтобы тянуть время и не выходить замуж. А «корабль, натрудивший в морях полотно» означает нетерпеливое ожидание самого Одиссея вернуться домой. Он тоже ткал полотно, но в море.

В финале автор выражает надежду на то, что Судейкины и другие интеллигентные люди, как и Одиссей, смогут вернуться домой и взять власть в свои руки.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Золотистого мёду струя из бутылки текла» изложена в списке, как и проблематика:

  1. Важное место в произведении занимает тема судьбы человека. Как и Гомер поставил эту тему в основу своей поэмы, так и Мандельштам посвятил ей произведение. Герои стихотворения, как Пенелопа и Одиссей, борются с роком, не принимают поражения и остаются верны себе, ожидая перемен.
  2. Атмосфера и пейзаж пьянящего юга тоже стали темой стихотворения. Автор описывает, как медленно катятся спокойные дни, как вкусно пахнет молодое вино, как купаются в тумане горы.
  3. Преемственность поколений. Поэт видит в современных пейзажах отражение истории, картины далекого прошлого. Мифы живут среди нас, сюжеты повторяются, и Одиссей вновь спешит к своей Пенелопе, несмотря на злой рок.

Анализируемое произведение имеет важную отличительную особенность. Стихотворению «Золотистого мёду струя из бутылки текла» присуща особая звуковая мелодичность. Она начинается со спокойного замирания, а завершается оживающим движением. Именно это движение становится сосредоточением временной и пространственной составляющей.

Основная идея

В произведении можно увидеть замысел автора. Смысл стихотворения «Золотистого мёду струя из бутылки текла» заключается в том, что во времени и пространстве дублируются одни и те же сюжетные ходы, одни и те же волшебные ощущения. Как и герои стихотворения, Одиссей смотрел на эти годы и виноградники, пил молодое вино и любовался морем (если когда-либо вообще существовал). Изменились декорации, но не суть явлений. Люди борются с судьбой, не унывают и ткут полотно ожидания, чтобы обмануть злой рок.

Поэт утверждает, что в жизни существует немало драгоценных моментов, которые объединены пространством и временем с прошлыми эпохами. Такова главная мысль стихотворения «Золотистого мёду струя из бутылки текла».

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «Золотистого мёду струя из бутылки текла» позволили Мандельштаму максимально раскрыть тематику произведения:

  1. Особую роль в стихотворении играют эпитеты («огромный коричневый сад», «тяжёлые бочки», «белые колонны» и так далее).
  2. Благодаря различным метафорам в произведении возникают зрительные образы. Так, например, «сонные горы обливаются воздушным стеклом».
  3. В произведении присутствуют также олицетворения (например, «дни катятся» и другие).
  4. Инверсия: «а в комнате белой» и др.
  5. Метонимия: «Не Елена — другая, — как долго она вышивала?»
  6. Сравнение: «Как ресницы, на окнах опущены темные шторы».

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *