Анализ повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)

Творчество Валентина Распутина, выдающегося советского и российского писателя, прославлено глубокими социальными и психологическими портретами сибирской провинциальной жизни. Его произведения, такие как «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», являются отражением боли и трагедии сибирского народа, погружая читателей в атмосферу утраты, одиночества и борьбы за выживание. Распутин с проницательностью и эмпатией описывает внутренний мир своих героев, обращая внимание на их душевные страдания, моральные дилеммы и внутренние конфликты. Многомудрый Литрекон представляет анализ повести «Прощание с Матерой» по плану. Приятного просвещения!

История создания

Повесть «Прощание с Матерой» была создана Валентином Распутиным в 1976 году и опубликована в журнале «Наш современник». Источником вдохновения для этого произведения послужили собственные воспоминания и опыт автора. Он провел им детство и юность в сибирской деревне. Распутин сроднился с тяжелой судьбой простых людей, их упорством, верой и надеждой на лучшее, несмотря на трудности и лишения. В повести он передал атмосферу сибирской провинции, а также показал внутренний мир главных героев, их душевные терзания и поиск смысла жизни. 

«Прощание с Матерой» стала одной из самых известных работ Валентина Распутина и получила высокую оценку как критиков, так и читателей благодаря своей глубокой эмоциональной проникновенности и правдивому отражению человеческой драмы. Интересно, что у Матеры есть прототип — село Горный Куй, затопленное в результате строительства Братской ГЭС. Так что не правы те критики, которые говорят о надуманности и фантастичности поставленных социальных проблем. Они взяты из жизни. Правда, село Аталанка (не Атаманка!), где вырос автор, существует до сих пор и никто его не затапливал (информацию об этом тоже можно найти на просторах интернета).

Кроме того, автор черпал вдохновение в журналистской работе Бориса Ротенфельда, известного советского журналиста, который побывал на месте строительства Усть-Ислимского водохранилища и изучил условия переселения жителей. Выяснилось, что за эту операцию было затрачено много государственных денег, однако лишь малая толика была потрачена на благоустройство людей. Новый поселок имел все те минусы, которые были так красочно описаны в повести. Обратить внимание общественности на эту проблему помогли не только очерки журналиста, но и художественное произведение писателя.

Жанр, направление

Жанр произведения — повесть. Оно состоит из 22 объемных глав, но количество героев и спектр проблем указывают на стандарты повести, а не романа.

Валентин Распутин представлял деревенскую прозу — течение в советской литературе, которое по содержанию полностью соответствовало названию. Писатели обращали внимание на быт и нравы деревенских жителей, писали о проблемах советской глубинки, ведь и сами родом были оттуда. К этому течению в рамках направления реализма можно отнести такие громкие имена, как Василий Шукшин и Виктор Астафьев.

Конфликт

Автор акцентировал внимание читателя на нескольких конфликтах. Во-первых, противостояние городского и деревенского образа жизни. Дарья выступает сторонницей традиционного быта, а ее невестка Соня, например, ценит и любит городскую среду нового поселка, где нет печи, ухвата и самовара, зато имеется магазин напротив и школа-десятилетка. 

Во-вторых, конфликт поколений: пожилые люди привязаны к своему дому, а молодежь стремится открыть для себя весь мир и отказаться от старого. Дарья и вовсе считает, что принадлежит к миру мертвых больше, чем к живому и существующему. Интересна позиция Павла: он, мужчина 50-ти лет, стоит на распутье между старым и новым, не может решить для себя точно. А вот внук Андрей окрылен молодостью и мечтает посвятить себя новым начинаниям. 

В-третьих, это конфликт отношений к природе. Дарья и другие старушки очень любят природу, преклоняются перед ней, ведь прежняя жизнь очень сильно от нее зависела. А вот Андрей уже придерживается другого мнения. Он верит в силу человека и считает его венцом природы.

Суть: о чем?

Село Матера находится на острове в реке Ангаре. На этой реке собираются строить ГЭС. Для этого нужно затопить остров. Жителей принудительно переселяют. Старушки вроде Дарьи против переезда. Новый поселок и правда имеет много недостатков: подвалы затоплены, лестницы крутые и неудобные, дом на две семьи, бани нет и места под скотину тоже. Но еще больше героини переживают из-за памяти: на острове прошла вся их жизнь, там могилы их родственников, которые никто не собирается перевозить. Прямо на их глазах рабочие разоряют кладбища, уносят кресты и оставляют могилы на произвол судьбы. Нужно менять не только землю, но и образ жизни: старикам не по душе город, где даже своего огорода нет.

Трагедия обретает голоса в одной семье, разделенной переездом. Дарья, старуха неопределенного возраста, не хочет переезжать. Павел, ее пятидесятилетний сын, колеблется. Его жена Соня мечтает о городе и проклинает деревню. Их сын Андрей, внук Дарьи, и вовсе собирается работать на ГЭС и поддерживает затопление. На протяжении всей книги мы наблюдаем за спорами и сборами этой семьи. Дарью и ее подруг Павел собирается вывозить в самый последний момент, когда острову уже грозит вода.

Вот более подробное краткое содержание по главам.

Главные герои и их характеристика

Главные герои повести «Прощание с Матерой» представлены в списке. Там же Вы найдете их характеристику.

  1. Дарья Пинигина (возраст неизвестен). Пожилая женщина с сильным характером и непростой судьбой. У нее шестеро детей, троих из которых уже нет в живых. Ее муж в возрасте 50 лет пропал без вести в тайге. У нее болела свекровь, она долго за нею ухаживала. Дарья всю жизнь трудилась от зари до зари в колхозе. И вот на старости лет ей пришлось бросить все нажитое и переехать в поселок городского типа. Дарья против переезда. Ей свойственны настойчивость, сила воли, смелость, глубокий ум. Она даже нападает на рабочего, разворотившего деревенское кладбище.
  2. Павел Пинигин (50 лет). У него есть жена Соня и четыре сына. Работает бригадиром, живет в новом поселке, но всю жизнь до этого он жил на Матере. У него нет четкой позиции по поводу переезда. Душой его тянет к родной земле, тяжело с ней расставаться, но умом он понимает, что нужно жить «сегодняшней правдой», а она на стороне всего нового. Колебания Павла отражены в его образе жизни: он постоянно мотается между Матерой и новым поселком.
  3. Андрей Пинигин. Совсем еще молодой парень 20-ти лет, недавно вернулся из армии и немного поработал на заводе. Хочет участвовать в стройке ГЭС, потому что это новое дело, для которого люди живут. Там много молодежи, он стремится туда. К Матере его не тянет, он хочет посмотреть мир и попробовать свои силы. Считает, что человек — венец творения, ему все по плечу.
  4. Серафима — жена Павла. Женщина ценит город, не любит деревню и в восторге от переезда. Она всю жизнь завидовала сестре, которая жила в квартире и была богата по советским меркам. Правда, в городе Соня быстро поправилась и обрюзгла.
  5. Настасья — соседка Дарьи, старушка лет семидесяти. Она потеряла всех своих детей и немного повредилась в уме, поэтому постоянно рассказывала небылицы про своего мужа и неверно оценивала реальность. Беспомощная, но добрая и щедрая женщина, которая в финале берет соседку жить к себе, да еще и с ее внуком.
  6. Егор — муж Настасьи. Строгий и сильный человек, который был надломлен переездом и умер в первые же недели новой жизни от тоски.
  7. Сима — старушка лет 70 из Матеры, приехала в нее из другого города во время эвакуации. Тихая, обидчивая и приниженная, ведь ей негде жить. Ее немая дочь родила невесть от кого внука Кольку и сбежала. Симе приходится содержать ребенка, но ей и самой некуда деться. Она мечтает найти деда и поселиться у него.
  8. Катерина — старушка из Матеры, несчастная женщина. Она родила ребенка от женатого человека и всю жизнь провела без поддержки. Ее избранник погиб на войне. Сын Катерины вырос непутевым и эгоистичным, пил и оставлял мать без копейки. Но она все равно его любила и мечтала, чтобы он исправился.
  9. Петруха — урожденный Никита, Петруха — его прозвище. С детства непутевый малый, никого не слушает, пьет и проматывает деньги. Готов даже спалить свой собственный дом ради денег. О матери не заботится, живет сегодняшним днем.
  10. Воронцов — председатель, представитель местной власти. Демагог, который не думает о людях и отдает приказы, не совместимые с реальностью.

Темы

Тематика повести «Прощание с Матерой» тоже составляет часть разбора:

  • Основная тема — попытка пожертвовать прошлым ради светлого будущего. Молодые считают, что жертва оправдана — им жить. Но позицию стариков и автора выразила Дарья: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».
  • Противостояние поколений. Дарья защищает Матеру, не хочет переезжать. Она принадлежит к миру мертвых значительно больше, чем к миру живых. Павел находится посередине: ему понятно, что нужно идти в ногу со временем, но душа его противится этому. Андрей на стороне будущего, он сам хочет работать на ГЭС и искренне верит в необходимость потопа. Ему не жалко деревню, но он сочувствует бабушке.
  • Сравнение города и деревни. Автор описывает два образа жизни. Городской комфортнее, современнее, но он же губителен для людей, ведь в суете они быстро теряют силы. Та же Соня в городской среде становится менее здоровой, хоть ей и нравится поселок. А в деревне много труда, очень тяжел быт, но там душа чувствует себя свободнее, ощущается связь с корнями.
  • Природа и человек. Андрей считает, что человек — венец природы, а Дарья думает, что люди себя переоценивают и не управляют жизнью, в том числе и природной. Сцена избавления от царского лиственя — одна из самых эмоционально острых в повести. Это настоящее варварство.

Проблемы

Не менее злободневна проблематика в повести «Прощание с Матерой»:

  • Несвобода. В каждом диалоге читатель увидит горестное переживание человека о том, что от него ничего не зависит, его ни о чем не спрашивают. В этом контексте жутко смотрится предложение Дарьи вписать в паспорт дату смерти человека, чтобы и умирать нужно было по графику. Андрей легко представил такую отметку и даже развил мысль: чиновник может не дать человеку жениться или устроиться на работу, видя дату смерти. Эта фантазия воплощает всю суть отношений человека и советской власти: люди вообще ничего не решают, не контролируют и поступают так, как приказано, даже если дело касается личной жизни. Поэтому уверенности в завтрашнем дне нет ни у одного героя. «Он думает, он хозяин над жизнью, а он давно-о-о уж не хозяин. Давно из рук ее упустил. Она над им верх взяла, она с его требует, че хочет, погоном его погоняет. Он только успевай поворачивайся» — говорит Дарья.
  • Человек не живет, а представляется. В одном из разговоров Дарья заметила, что человек, сжатый тисками обстоятельств, не живет, это вовсе не он. Люди из ее круга ничего не решают и не выбирают, а лишь представляются. Они делают то, чего не хотят. Поэтому мечтают стать другими: «Человек сотворен, жить пущен, а ему, ишь, другого себя подавай».
  • Тяжелая доля народа. Жизнь деревенских людей полна трагизма. Из шестерых детей Дарьи в живых осталось только трое. Один из них погиб на лесоповале, другой — на войне, еще одна дочь умерла от родов. У Настасьи и вовсе погибли все дети. У этих людей и так все отняли, но даже дома им пришлось лишиться на старости лет.
  • Неблагополучие семьи. Катерина воспитала сына без отца, он отбился от рук и стал вести себя непорядочно. Женщина живет впроголодь, сын пропивает все и совсем о ней не заботится. И самое ужасное, что Дарья, привыкшая осуждать и поучать подругу, поняла: она и сама бы ничего не смогла поделать, если бы у нее был такой сын.

Основная идея

«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни» — таков смысл повести «Прощание с Матерой». Задача жизни состоит в том, чтобы выстроить свою линию в бесконечной стене опыта человечества. А если нет стены прошлого, на чем строить будущее? Как удержать настоящее? В силу молодости некоторые герои осознали, что без исторического основания своего народа, своей семьи все их начинания обречены на неудачу. Как сказала Дарья, Бог не создавал ничего лишнего, и не человеку здесь и сейчас решать, нужен остров или не нужен. Все мы — всего лишь гости на планете Земля, нам предстоить отдать ее другим поколениям в целости и сохранности, иначе они вправе обвинить нас в эгоизме.

Главная мысль повести выражена и в этой цитате Дарьи:

Я не знаю ишо такого человека, чтоб его не жалко было. Че говорить – сила вам нонче большая дадена. Ох, большая!… И отсель, с Матёры, видать ее. Да как бы она вас не поборола, сила-то эта… Она-то большая, а вы-то как были маленькие, так и остались.

Действительно, вся мощь прогресса вручена в руки морально неокрепших людей вроде Воронцова, которые не думают о других, а работают только напоказ комиссиям и начальникам. Возможности большие, а люди маленькие — это очень верно подмечено!

Чему учит?

Произведение «Прощание с Матерой» заставляет задуматься о том, как важно построить общество и государство, где у человека будет реальное право голоса. Герои страдают потому, что власть решает за них абсолютно все: где им жить, как поступить с могилами их родителей, стоит ли им заводить огород и резать корову в этом году. От людей и правда ничего не зависит. При таком тотальном контроле невозможно жить полноценно, ведь у героев последовательно и методично отбирают все то, что они любят и ради чего живут. При этом их мнение никому не интересно. В обществе нет дискуссии, все решено сверху.

В центре повести лежит тема человеческих отношений с природой и себе подобными, а также проблемы современного мира, который отдалился от корней и ценностей. Прощание с Матерой поднимает вопросы о значимости родных мест, о сохранении культурных традиций, о связи поколений. Работа также говорит о невозможности избежать старости и смерти, о невозможности сопротивления природным законам.

Таким образом, «Прощание с Матерой» Валентина Распутина учит читателя о важности сохранения корней, о ценности человеческой жизни.

Критика

Многие критики по сей день изучают сюжет книги и анализируют поставленные в ней проблемы:

«Прощание…» — книга об острове, о времени и реке, о земле, воде, огне и воздухе. В деревушке на Ангаре завязываются узлы мировых проблем и конфликтов. Герои постепенно становятся участниками большого «сократического» диалога о последних вопросах бытия» (Сухих, И. Однажды была земля (1976. «Прощание с Матерой» В.Распутина)

Процитируем еще одно мнение:

«В восточно-христианской культуре остров по-прежнему выступает хранителем прежде всего духовных сокровищ, а всяческий прогресс — это удел как раз большой земли, жестко противопоставляемой святому острову» (Бражников, И. Эсхатологический хронотоп в повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой»)

Мы бы привели больше, но анализ и так затянулся. Делитесь своими мнениями в комментариях)

Читайте также:

комментария 2

  1. Hm:

    Жена Павла Соня, а не Сима

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *