Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» (А.С. Пушкин)

Александр Сергеевич Пушкин — один из главных писателей и поэтов первой трети девятнадцатого столетия. Благодаря выдающемуся автору в отечественной литературе были заложены основы реалистического направления. Одним из известнейших произведений Александра Сергеевича является стихотворение под названием «Пора, мой друг, пора». Оно представляет собой прекрасный образец философской лирики. Для Пушкина текст был очень личным и сокровенным, поэтому при жизни поэта он нигде не был опубликован. Многомудрый Литрекон подготовил для вас подробный анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора».

История создания

Александра Пушкина нередко называли вольнодумцем. Он действительно позволял себе критиковать власть и сочинять эпиграммы, высмеивая конкретных чиновников. И этот факт очень не нравился императору Николаю 1. Правитель был серьёзно обеспокоен свободомыслием, которое позволял себе поэт в произведениях. После восстания декабристов царь стремился уничтожить свободу печати и загнать СМИ в узкие рамки цензуры. В связи с этим Николай 1 не упускал случая напомнить Пушкину о том, где его место. Когда правителю стало известно, что Александр Сергеевич уехал из северной столицы, он произвёл поэта в камеры-юнкеры. Пушкин теперь был обязан хоть изредка, но все-таки ходить на службу. На тот момент Александру Пушкину уже исполнилось тридцать пять лет. Новое назначение для поэта было довольно оскорбительным, ведь, как правило, это звание получали юноши. Столь скромный чин едва ли соответствовал заслугам Пушкина. Он сделал для России намного больше тех, кто подтрунивал над его неудачами.

Вполне понятно, что поэт чувствовал усталость от придворной жизни, ему очень хотелось обрести тишину и спокойствие, поэтому решил уехать из шумного города и уединиться в родной деревне. Но попытка Александра Сергеевича уйти в отставку не увенчалась успехом.

Известно, что работу над созданием стихотворения «Пора, мой друг, пора» Пушкин завершил в 1824 году. Произведение поэт посвятил своей любимой супруге Наталье.

Жанр, направление, размер

Перед нами философское стихотворение «Пора, мой друг, пора» с элементами элегии. Оно написано в духе реализма, но в нем можно заметить и признаки романтизма: усталость от окружения, пессимизм («на свете счастья нет»), стремление к свободе.

Произведению присуща особая ритмичность. Здесь нельзя заметить пропусков ударении.

Литературный размер стихотворения «Пора, мой друг, пора» — шестистопный ямб. Создавая текст, Александр Сергеевич использовал парную рифму.

Композиция

Произведение «Пора, мой друг, пора» является небольшим по объёму — оно включает в себя всего две строфы. На первый взгляд, читателю может показаться, что они по смыслу мало связаны между собой. Многие отмечали, что это связано с тем, что автор не закончил свое произведение: планировалось написать три строфы, но поэт написал только две.
Однако и в этом варианте можно заметить, что в основе композиции стихотворения лежит антитеза «жизнь-смерть».

В начале стихотворения лирический герой размышляет о бренности бытия. Он также заявляет о своём желании отдалиться от светской жизни и уединиться с адресатом послания на лоне природы. Можно предположить, что кульминацию произведения должен был составить эпизод, когда главный герой отправляется с женой в деревню, где он мог бы радоваться каждому моменту жизни до конца своих дней.

Образы и символы

Автор создал несколько образов в стихотворении «Пора, мой друг, пора», позволяющих максимально точно раскрыть его основную мысль.

Образ лирического героя является основным в произведении. Это зрелый человек, уставший от суеты и жаждущий покоя. Можно заметить, что жизнь его уже порядком разочаровала: «На свете счастья нет» — говорит он. Поэтому он желает стремиться к достижимым идеалам — покою и воле. В этом ему поможет «мой друг» — адресат послания. Понимая, что время быстротечно, герой не желает терять ни минуты. Он хочет отправиться в «обитель дальную трудов и чистых нег» (видимо, имеется в виду деревня, где Пушкин всегда был особенно продуктивен). Сам себя герой называет «уставшим рабом», что говорит о его отношении к жизни и окружению. Раб бесправен и угнетен непосильной работой. Видимо, атмосфера при дворе была такой гнетущей, что герой просто не мог ощущать себя иначе.

Образ возлюбленной очень важен в анализируемом произведении. Настолько известно, автор обращается к своей жене Наталье Гончаровой, но при этом не называет её имени. «Мой друг» не имеет даже пола. Без посвящения мы бы не могли утверждать, что речь идет о жене поэта. Возможно, такое нейтральное обращение подчеркивает универсальность жизненной позиции автора: коротать свои дни в покое и на воле можно с любым человеком, главное — чтобы он был близким по духу. С главной героиней стихотворения поэт делится самыми сокровенными мыслями. «Пора, мой друг, пора!», — именно так лирический герой обращается к супруге. Самая заветная мечта Пушкина — уединиться с женой в родной деревне.

Образ деревни также один из главных в стихотворении. В обители дальней «трудов и чистых нег» мечтает оказаться поэт вместе с семьёй. Образ этого покойного и вольного края в произведении выступает своеобразным символом домашнего уюта, тепла, безопасности. Только наедине с близкими людьми и природным раздольем можно чувствовать себя свободным и отдохнувшим.

В основе анализируемого произведения лежит антитеза — противопоставление жизни и смерти. В начале произведения автор заявляет о тленности всего сущего, но затем рассказывает нам о размеренности бытия, о котором так мечтает поэт.

Интересно, что «раб» замыслил именно «побег», то есть его что-то удерживает и не отпускает. Разгадку этого слова мы находим в биографии поэта. Светское общество действительно требовало слишком много внимания к себе и усилий от Пушкина. Он вечно был в долгах и трудах, чтобы обеспечить тот уровень жизни, который предписывало ему окружение. Нельзя было жить в городе и воздерживаться от ненужных трат на поддержание дворянского статуса. Суета высшего круга вынуждала Пушкина тратить уйму времени и денег на балы, приемы и другие мероприятия. Такая жизнь отвлекала его от творчества и семьи.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема произведения «Пора, мой друг, пора!» — бренность бытия. Автор доказывает, что жизнь быстротечна, а планы людей весьма условны. Поэтому нужно дорожить временем и отдавать предпочтение покою и воле, а н бессмысленным химерам вроде счастья. Тематика и проблематика произведения изложены в списке:

  1. Тема освобождения от суеты. Герой ощущает себя в рабстве и чувствует усталость от той жизни, которую ведет. Спасение он видит в бегстве в те края, где господствуют труд и чистая нега.
  2. Тема жизни и смерти. Поэт предается глубоким размышлениям о естественном течении жизни. Поэт утверждает, что молодость проходит незаметно, уступая место старости и смерти.
  3. Проблема тщетности человеческих замыслов. «Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем» — в этой фразе поэт сконцентрировал всю нестабильность нашего бытия. Мы не можем сказать, сколько нам отведено, поэтому строить планы порой не имеет особого смысла.
  4. Проблема разочарования. Герой замечает мимоходом, что счастья нет, а значит, он уже пережил испытания и трудности, которые его в этом убедили.

Знакомясь с произведением, читатель замечает, что оно пронизано мотивами грусти и печали. И это весьма не удивительно, ведь во время написания стихотворения Пушкин переживал непростой период в своей жизни.

Основная идея

Автор неспроста написал стихотворение «Пора, мой друг, пора». Главная мысль текста — необходимость освобождения, решительного шага навстречу покою и воле. Герой ассоциирует себя с уставшим рабом и грезит о свободе и отдыхе. В этих ипостасях он видит единственную альтернативу несуществующему счастью.

Поэт предпринимает попытку осознать свое эмоциональное состояние. Оно подавленное и требует перемен. Именно в этом и заключается смысл стихотворения «Пора, мой друг, пора».

Средства художественной выразительности

Для того чтобы создать определённое настроение в произведении, Александр Сергеевич использует различные тропы.

  • В стихотворении можно встретить олицетворение («покоя сердце просит»).
  • Особый драматизм придают эпитеты («завидная доля», «чистых нег»).
  • Помимо этого, в стихотворении присутствуют метафоры («дни летят», «усталый раб» и другие).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *