Анализ пьесы «Бедность не порок» (А.Н. Островский)

Островский Александр Николаевич был великим драматургом, творчество которого стало новым уровнем в развитии русского национального театра. Он отразил жизнь своего времени и место купечества в нем в одной из своих самых знаменитых пьес «Бедность не порок», анализ по плану которого хочет предложить Вам Многомудрый Литрекон. 

История создания

Роли героев этой пьесы были распределены между актерами ещё до того, как она была написана. Ведь Александр Николаевич даже посвятил её своему доброму другу, Прову Михайловичу Садовскому, который мог лучше всех выйти на сцену в амплуа Любима Торцова. 

История написания произведения «Бедность не порок» начинается в июле 1853 года, тогда оно еще должно было называться «Гордым Бог противится». В августе Островский начал над ним работу и закончил в конце того же года. 

Эта работа автора написана под серьезным и весьма очевидным влиянием его друзей-славянофилов. Именно по этой причине многие из них узнали в ней себя. Также на комедию повлияло то, что драматургу пришлось оставить высшее образование и поступить на службу в суд. Купеческое сословие особенно часто обращалось в суды, оттого оно и было так хорошо знакомо Александру Николаевичу, именно из этого жизненного опыта он и взял персонажей, достойных войти в его библиографию. 

Жанр, направление 

«Бедность не порок» принято относить к жанру комедии в трех действиях. В этом произведении нас окружают комические характеры, забавные ситуации. Также этому драматургическому жанру присуща положительная развязка, где обязательно победу одержит добро. Что и происходит, когда Любим помогает брату сбросить с себя ужасное наваждение. 

В этой своей работе Александр Николаевич умело сочетает романтизм и критический реализм. Первый характеризуется утверждением самостоятельной ценности жизни одной единственной личности, её зачастую бунтарских страстей и чувств. Второй же вскрывает то, как влияет социальная среда на обстоятельства жизни человека и его психологию.

Смысл названия

«Что он беден-то! Эх, кабы я беден был, я бы и человек был. Бедность не порок», — говорит Любим брату уже ближе к концу пьесы. Он имеет в виду то, что если бы не было у него тех денег, не пропил бы он их и не стал бы последним пьяницей. 

Также не нужно забывать, что изначально мы встречаемся с двумя персонажами-антиподами. С одной стороны Митя – добрый, любящий душою и сердцем и Любовь, и Пелагею, её мать, но без гроша в кармане. С другой стороны – старый, толстый и губастый Коршунов, жадно позарившийся на молодость и красоту купеческой дочери, хитрый, высокомерный, но зато богатый. 

Таким образом, получается, что смысл названия прост: бедность не порок, а порок есть пьянство, гордость, жадность, злоба и хитрость. 

Композиция

Произведение «Бедность не порок» тянется медленно, мы знакомимся с персонажами, одним за другим, узнаем, что Митя и Любовь Гордеевна друг r другу неравнодушны, и все никак не можем понять, в чем же заключается конфликт пьесы «Бедность не порок». Завязка настигает нас только в десятом явлении второго действия: Гордей Карпыч, несмотря на все чаяния молодой барышни, решил выдать её за старого фабриканта Африкана Савича. 

Дальше дело развивается стремительно, Митя порывается уехать, порывается забрать с собой возлюбленную, но она отказывается. В другую сторону и за другую нежную ладошку её тянет ненасытный Коршунов, описывая, сколько ей выгоды принесет этот брак, что она будет, как сыр в масле. И вот, мы уже долистали до десятого явления третьего действия, кульминации. Как помолвили двух нелюбимых и не любящих будущих супругов, так и «размолвили» волей Торцова. 

Остается только одно дело: устроить помолвку Мити и Любви по взаимному чувству, а не фабриканту назло. Тут сюжет берет в руки Любим Карпыч, русло сюжета и поворачивает в самую, что ни на есть, лучшую сторону. И приводит молодых за ручку к счастливой развязке, как и положено в комедии. 

Суть: о чем рассказ?

Пьеса «Бедность не порок» начинается с того, что Митя узнает, что купец Гордей Карпыч Торцов, на которого он работает, поссорился со своим братом, так как тот напился и стал творить странные и забавные вещи при приглашенных гостях, чем опозорил Гордея и тем самым нанес сильную обиду. 

Дальше приезжают супруга и дочь вышеупомянутого купца. Первая жалуется приказчику на мужа, из-за того, что он стал общаться с Африканом Савичем Коршуновым, и дружба с ним оказала большое влияние на него: «Теперь все ему наше русское не мило». Также женщина переживает за дочь, так как её уж пора замуж выдавать, но отец все говорит «нет ей ровни». 

После её ухода Митя жалуется Гуслину на хозяина, который «все бедностью попрекает», но не прибавляет жалования, несмотря на то, что молодой человек очень старается и посылает все деньги маме в деревню. Но это все ещё не самое ужасное, потому что Митя посмел полюбить его дочь. Тем временем к Торцовым приходят подруги Любови, и, после короткого перешептывания с Анной Ивановной, Разлюляев веселит девушек, все пускаются в пляс и незаметно покидают комнату. И Анна её запирает, оставив безнадежно влюбленного юношу с Любовью. 

Приказчик читает ей стихи собственного сочинения о ней, о любви. В ответ купеческая дочь пишет ему прозой и просит прочесть его только после её ухода.  

Второе действие начинается с того, что Митя находит Любу и молит её сказать, правда это или насмешка. Девушка открывает ему свои чувства, и они порешили идти завтра к Гордею Карпычу, дабы просить у него благословения. 

Пелагея Егоровна созывает всех девушек по соседству. Все собираются в доме Торцовых и начинают веселиться. Пелагея руками слуг угощает гостей патокой и мадерой – она получает удовольствие от наблюдения за пляшущей молодежью. Но вся радость и довольство тут же гаснут, стоит только появиться Гордею в сопровождении Коршунова. Хозяин крайне неудовлетворен тем, что увидел, ведь жена устроила святки «на мужицкий манер». Поэтому он тотчас приказывает принести шампанского и зажечь свечи, а затем пройти Африкану Савичу в гостиную. Когда гость остается с купеческой дщерью один, Африкан дарит ей сережки с бриллиантами, а затем просит любить его. 

В то же время Гордей Карпыч говорит супруге, что хочет переехать в столицу, так как здесь все из своего невежества не способны его понять. На новом же месте жительства их семейству подсобит будущий зять, Африкан Савич. Весть о свадьбе, которая уже вот-вот состоится, шокировала весь дом, дочь и жена бросаются ему в ноги, просят изменить волю, но гордый купец слов назад не берет.

В третьем же действии появляется Митя, он, услышав о помолвке Любови Гордеевны, решил отправиться к маме в деревню навсегда, и приходит попрощаться с Пелагеей Егоровной. Она ему в ответ жалуется, он говорит, что не знает он, как это можно – добровольно отдавать дочь за нелюбимого. Приказчик признается ей, что воспылал чувствами к Любови, и это взаимно. Предлагает её дочери бежать с ним, но она отказывается, такова её судьба: страдать от воли отца, против которой она не может пойти. 

После ухода Мити, Любу находит Коршунов и снова описывает преимущества брака с ним. Он признается, что в прошлом его браке любви не было, а вот новую жену он обещает на руках носить. Тем временем пьяный Любим снова приходит к Торцовым, разгоняет гостей, начинается ссора между братьями. Он недоволен поступком брата, а также обвиняет Африкана Савича в мошенничестве. Это оскорбляет фабриканта, за такое оскорбление он требует Гордея преклонить колена перед ним. Конечно же, ударившие прежде по рукам мужчины разрывают помолвку после подобного. Назло Коршунову хозяин дома готов отдать Любовь Гордеевну за первого встречного, которым волей случая оказался Митя. Но этот герой, что только что выиграл джек-пот, не хочет «назло», он хочет благословения с любовью, от всего сердца. Но Гордей Карпыч тут же напоминает молодому человеку о статусе, ставя на место. И тут свою решающую роль играет Любим Карпыч, что встает на колени за молодых, обещая у них стать нормальным человеком. Своей пламенной речью он открывает брату глаза, тот смягчается и обнимает их искренне. Рассудок купца прояснился, теперь все могут просить всего, чего душа желает, пьеса кончается веселой свадебной песней. 

Главные герои и их характеристика

Главных героев и их подробную характеристику Многомудрый Литрекон отразил в таблице:

Главные герои Характеристика героев
Гордей Карпыч Торцов богатый купец, гордый, строгий, имеет крутой характер, мужчина почти шестидесяти лет, «зверем смотрит» на свою жену. 
Пелагея Егоровна жена Торцова, усталая на старости лет женщина, умеющая быть благодарной за то, что дано. Однако очень слабохарактерная, при всей своей любви к дочери, не предпринимает никаких попыток остановить самодурство мужа. 
Любовь Гордеевна дочь Торцова, красивая, молодая, нежная особа, страстно влюбленная в Митю, но покорная девушка, а потому не может пойти против воли отца. 
Любим Карпыч Торцов брат Гордея, промотавшийся, пьяница, пропил все наследственные деньги, часть денег потерял из-за обмана Африкана Савича, теперь вынужден побираться, однако по натуре очень добрый и честный человек. 
Африкан Савич Коршунов фабрикант, англоман, москвич, старый, толстый, губастый, жадный, высокомерный, хитрый, похотливый, обманул Любима на большую сумму, а молодую жену замучил ревностью.
Митя приказчик Торцова, молодой, добрый, честный, щедрый юноша, страстно влюбленный в Любовь Гордеевну, заботливо относящийся к её матери и к своей, которой посылает в деревню жалованье. 
Яша Гуслин племянник Торцова, хороший музыкант, веселый, добрый друг Мити, хочет жениться на Анне Ивановне.
Гриша Разлюляев молодой купчик, из семьи богатых и добрых людей, любит веселиться, песни петь да плясать, простой, за что и просит девушек его полюбить.
Анна Ивановна молодая вдова, веселая и простая, любит сплетни и всякие шутки с подругами делать, хочет замуж за Гуслина
Маша и Лиза подруги Любови Гордеевны, очень приличные и стеснительные девушки.
Егорушка мальчик, дальний родственник Торцова, смешлив
Арина няня Любови Гордеевны, жалостливая русская женщина, к ней изволит приставать Разлюляев.

Темы 

«Бедность не порок» полюбилась всем современникам именно по той причине, что она, словно цветок — лепестки, аккуратно открывает нам правдивые личности русских, изображая тех, кто ещё сохранил любовь к России, а вместе с ней и внутренний стержень. Образом, отражающим все это в идеальном комплексе, любимым персонажем, зрители и читатели всегда выбирали честного пьяницу, Любима Карпыча. Тематика пьесы такова:

  1. Любовь. Автор напоминает читателю, что чувства между людьми возникают без материальной выгоды. Искренние чувства способны победить пороки людей и приблизить их к совершенству. Так, любовь молодой пары помогла семье купца наладить отношения.
  2. Семья. Материальные выгоды не стоят того, чтобы причинять боль своей семье. В попытках завязать выгодные связи купец решил пожертвовать благом дочери и спокойствием жены. Однако лишь близкие люди в трудные минуты помогли ему и поддержали.
  3. Быт и нравы купечества. Автор описывает забавы и традиции купцов, передает их речь без прикрас и недомолвок. В его пьесах сословие представляется с разных сторон: и плохих, и хороших. Купцы близки к народу и русскому духу, гостеприимны, добродушны, но в то же время их часто обуревают жадность, корысть и гордыня.

Также пьеса затрагивает то, как влияет благосостояние на отношение людей друг к другу. Как скупы, высокомерны, подозрительны те, что придают большое значение чужому и своему материальному достатку. И как добры, щедры, нежны и трогательно чувствительны те, кто придает большее значение душевной составляющей человека. 

Проблемы

Также в пьесе «Бедность не порок» присутствует определенная нравственная проблематика:

  1. Проблема выбора будущего – Любовь Гордеевна выбирает свое неблагоприятное будущее под давлением отца, но Гордей Карпыч вовремя отменяет свадьбу.
  2. Проблема уважения к старшим – Любовь стоит перед тяжелым выбором, но благодаря своему уважению к старшим и к их воле, не противится выбранной ими судьбе. 
  3. Проблема послушания – Пелагея и её дочь разрываются между личным счастьем и хорошими отношениями с главой семьи, послушание не дает им разрушить последнее. 
  4. Проблема любви – чувства Мити к Любви Гордеевне, чувства между Гуслиным и Анной Ивановной, отсутствие таковых в первом браке Коршунова, все это относится к любовной проблематике.
  5. Проблема алчности. Любовь к деньгам и жадность приводят купца к отречению от собственного брата и едва не заставляют его сломать жизнь родной дочери. Тяга к деньгам способствует деградации человека и разрушению его семьи.
  6. Проблема подражания западным тенденциям. Автор сатирически описал стремление купцов перенять иностранную моду, совсем не понимая ее.

Основная идея 

Главная мысль пьесы «Бедность не порок» проходит протоптанной тропинкой через все повествование, мы следуем за её поворотами, впитывая мудрость пьесы. Смысл её таков: русских человек далек от идеала – он ошибается, часто греховно тратит всю свою жизнь на беспутство, но все же способен признать, что оступился, а это, как известно, означает, что он наполовину вернулся на путь истинный. 

Идея пьесы заложена и в самом названии: нельзя считать бедность пороком и судить людей по материальному состоянию. Отец Любови едва не принял в семью мошенника, ориентируясь только на деньги. Финансовый успех легко может обмануть человека, за ним может скрываться лживый и порочный путь. А вот бедные люди — это еще не значит «плохие». Они еще могут честно заработать себе на жизнь, поэтому нельзя вычеркивать их из окружения, не давая шанса показать всего себя.

Чему учит?

Чему учит «Бедность не порок»? О чем заставляет задуматься? Какие нравственные уроки пьеса нам преподает? Для того чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно обратить пристальное внимание на фабулу комедии. После чего нам становится очевиден следующий вывод: мода никогда не сможет ужиться в нашей среде, никакие её взгляды и принципы, если они идут вразрез с нашими знаниями о мире, с велениями нашего сердца, со здравым смыслом. 

Мораль пьесы Александра Николаевича – деньги никогда не перевесят жизнь по чести у достойного русского человека.

Критика

Седьмая по счету работа Островского и вторая, вышедшая отдельным изданием, была и остается одной из самых известных. Конечно, многие критики не упускали возможность обсудить её художественные особенности:

Н. Г. Чернышевский: «Мы не можем найти эпитета, который бы достаточно выражал всю фальшивость и слабость новой комедии… <…> Поэтому скажем только: новая комедия г.Островского слаба до невероятности.<…>

Что могло придать этим неосторожным поклонникам слабой комедии такую смешную смелость? Только имя г.Островского, как автора «Своих людей». Блеск его так ослепил их, что они не могут видеть прискорбного различия между первою комедию г.Островского и его последними произведениями. <…> Только подпись одного имени на обоих произведениях убеждает нас, что оба они писаны одним и тем же человеком. <…>

…в «Бедность не порок» все фамилии лиц «заимствованы» от их качества: Коршунов (фабрикант свирепого нрава), Гуслин (русский виртуоз), Разлюляев (то есть гуляка и весельчак). И надобно сказать, что это чрезвычайно прилично новой комедии г.Островского, столь же неумеренной в неудачной идеализации. <…>

Коршунов мелодраматический злодей — это дурно; но еще хуже то, что все остальные лица (под конец пьесы даже злочинствующий сначала Гордей Карпыч) облиты тою патокою, с которою Егорушка пляшет на святочном вечере… <…> В особенном изобилии пролита она на Любима Торцова, который, по собственным словам (истинная скромность!), «пьяница, но лучше всех», и на Митю, подслащенных до совершенного искажения действительности.

В двух своих последних произведениях г.Островский впал в приторное прикрашиванье того, что не может и не должно быть прикрашиваемо.»

Кроме довольно строгих и резких заявлений о пьесе «Бедность не порок», Александр Николаевич также слышал огромное количество похвал, она имела просто колоссальный успех. Большое количество фанатов комедии ходили на неё не один раз в театр, и даже не два. Некоторые даже говорили, что Россия обрела своего Шекспира, другие – что родная страна переплюнула его великие произведения (например, «Оттелло) в лице Островского. Очевидно, что это произведение автора получило должное внимание ещё при его жизни.

Как бы там ни было, данная работа драматурга оказала влияние на отечественный театр, а также продолжает поучительно влиять на умы молодежи нашего времени. 

Автор: Екатерина Вельмакина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector