Анализ стихотворения «Кто создан…» (М.И. Цветаева)
Читая стихотворения Цветаевой, в каждом можно увидеть ее. В каждой строке, каждом слове она говорит с читателем, делится не только моментами жизни, но и чувствами, эмоциями, ощущениями от каждого мгновения. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ стихотворения «Кто создан…», который позволит Вам быстро ознакомиться идейно-тематическими особенностями произведения.
Содержание:
История создания
Жизнь Марины Цветаевой непосредственно показывается буквально в каждом ее произведении, она будто старалась документировать каждой строкой историю своего существования. Возможно, именно поэтому такому огромному количеству людей ее творчество откликается, они находят в нем себя. Свои чувства и эмоции, пережитое горе и минуты счастья.
Говоря конкретно о данном произведении, стоит упомянуть, что написано оно в 1920 году, когда поэтесса находилась в очень тяжелом состоянии, как моральном, переживая личные драмы, так и в материальном. Новая власть не приняла ее лирику, да и сама поэтесса не приняла революцию. Ей были чужды пролетарские лозунги и новое искусство. Ее произведения не печатались, она писала практически «в стол», но, тем не менее, писала. Именно в творчестве, в строках, наполненных горем и отчаянием, силой жизни и верой в лучшее, верой в саму себя, Цветаева старалась пережить сложный жизненный период. Данное стихотворение, о котором сейчас идет речь, вошло в сборник стихов «Версты», который был издан в 1922 году небольшим тиражом.
Жанр, направление и размер
Стихотворение «Кто создан…» можно охарактеризовать, как лирическое стихотворение. Оно очень напоминает оду, но не в честь кого-то другого, а в честь самого себя. Цветаева в этом своем произведении будто кричит всему миру о том, что справится, что она сильная. Это легко прослеживается в строках «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье». Она здесь не бросает вызов кому-то, она направляет энергию на себя. Здесь Цветаева — и враг самой себе, и друг, она и поддерживает себя, и укоряет.
Размер этого стихотворения — амфибрахий, который представляет собой такое построение строфы, при котором ударение падает на второй слог. Подобный размер очень часто придает стихотворению плавность, размеренность, но и в данном случае Цветаева доказала, что является прекрасным поэтом — она играет с нами, показывая сначала резкость и определенную обрывочность строк, а затем умело добавляя им легкости и уверенности.
Композиция
В композицию стихотворения «Кто создан…» входят четыре строфы, две из которых начинаются одинаково «Кто создан из…». Подобная анафора делает стихотворение похожим на балладу, придает ему певучесть и некую народность. Однако уже во второй строке все это разбивается о силу слова Цветаевой, ее восклицания и противопоставления, которыми, кажется, и живут ее произведения. Вот и это не исключение — оно построено на противоположности не только в метафорах, которых здесь достаточно много, но и на ее характере, с которого писалось данное произведение. Это непостоянство, ее противоположность прослеживается с первых строк «Кто создан из камня, кто создан из глины, — а я серебрюсь и сверкаю!». Здесь не просто показан характер, здесь ярко читается вызов обществу, которое бросало вызов ей. Она отвечает всем тем, кто хотел ее сломить, а именно, советской власти, которая не признавала Цветаеву, не позволяла ей печататься большими тиражами.
Образы и символы
Данное стихотворение — знакомство. Главный герой его — сама автор, она и не пытается это скрыть. Ее имя, Марина, переводится как морская, и именно на этом построено все стихотворение. Каждая строка здесь — о ней, в каждом слове она выражает себя, погружаясь в язык аллегорий.
Цветаева сравнивает здесь себя с морской пеной, говоря об этом прямым текстом в строке «Я — бренная пена морская». Она не просто рассуждает о своей судьбе, здесь для банального рассуждения слишком много восклицаний, она хочет доказать, что права. Во всем: в своих суждениях, мыслях, поступках. Но еще ей страшно, она не уверена. Слишком уж эмоционально написано, даже для того человека, который живет чувствами. А если брать в расчет то, что она переживала не только разлуку с мужем, жившим в эмиграции в то время, но и смерть маленькой дочери, то данное стихотворение можно даже расценивать, как крик о помощи.
Морская пена породила на свет Афродиту, богиню красоты в древнегреческой мифологии. Видимо, поэтому сравнение себя с нею весьма лестно для лирической героини. Пена на языке символов — это изменчивость, непостоянство, легкость и эфемерность. В то же время она порождается сильной и могучей морской стихией — капризной владычицей Земли. Сочетание силы и слабости, вечности океана и бренности пены — это есть противоречивый характер Цветаевой,
Темы и проблемы
- Основная проблема стихотворения «Кто создан…» – это противостояние. Не просто поэта, здесь она не зависит от своего призвания, здесь она личность, человек, женщина. Автор не ставит себя в один ряд со всем обществом, она считает себя выше, особенной. Она говорит «меня…земною не сделаешь солью», пытаясь таким образом показать, что она не станет смиряться и покоряться судьбе, не станет прогибаться ни под новое правительство, ни под желания основной массы.
- Призыв к протесту — основная тема стихотворения. Она хочет быть уникальной, это сквозит в каждой фразе стихотворения, читается между строк. Говоря «дробясь о гранитные ваши колени, я с каждой волной воскресаю…», она прекрасно отдает себе отчет, что говорит уже не с теми, кто требует ее не печатать, она говорит со всем народом, будто призывает сделать также, выступить против. Стать ею.
- Индивидуальность — это тоже тема для размышления автора. Цветаева описывает уникальность своей личности и противопоставляет ее унификации пролетарской морали.
Основная идея
Марина Цветаева будто бы всю жизнь боролась не только с режимом, но и со всем миром. Она бросала ему вызов, проверяя на прочность не только моральные устои общества, но и собственную силу воли, силу характера. Она жила каждым моментом, каждую секунду жизни готова была превратить в стихотворение, наполнить до краев, увековечить. И всегда писала. Смысл стихотворения «Кто создан…» заключается в обозначении этого кредо: Цветаева противопоставляет индивидуальность безликой толпе.
Поэтесса не боялась, сметая на своем пути преграды из чужого осуждения, предательств, страха перед неизвестностью. Только ее самоубийство дает понять, что этот страх все же был, захлестывал ее с головой, но она выплывала. Не выплыла лишь в год своей гибели, захлебнулась в ужасе войны и крови, в страхе за саму себя и близких. Она сломалась, но тогда, в 1920 году, она еще держится, стараясь держать голову высоко, а спину – ровно. Тогда она еще уверена, что справится, что выстоит, даже если останется совсем одна. Она говорит: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье», и верит в это. Или хочет верить, кто знает? Такова главная мысль стихотворения «Кто создан».
Средства художественной выразительности
Тропы в стихотворении «Кто создан» подчеркивают авторский стиль М.И. Цветаевой:
- Произведение построено на анафоре «Кто создан» и олицетворении. Лирическая героиня ассоциирует с себя с пеной и присваивает ей человеческие черты.
- Здесь очень много метафор: «гранитные колена», «пена морская». По большей части, на метафорах и построено все стихотворение, потому что оно само — метафора. Автор хочет показать себя в этом стихотворении, стать олицетворением написанных строк.
- Но для этого одних метафор мало, и Цветаева прибегает к помощи эпитетов: «бренная пена», «беспутные кудри», «высокая, веселая пена». Все это — издевка, попытка доказать, что она не сломлена, что ее нельзя сломать. Вот только правда ли это? Ведь в 1941 году она все-таки признает, что сломлена, предпочитая закончить жизнь самоубийством.
Автор: Елена Ковальчук