Анализ повести «Вий» (Н. В. Гоголь)

Николай Васильевич Гоголь – самый загадочный русский писатель XIX века. Его имя постоянно ассоциируется с мистикой и загадочностью, а произведения считаются «нечистыми» и проклятыми. Однако именно этот факт рождает неутолимый интерес к нему, и заставляет его творчество жить вместе с нами. Самой пугающей и загадочной работой автора считается повесть «Вий»

История создания

В 1835 году Николай Гоголь издал сборник «Миргород», состоящий из четырёх произведений, одним из которых являлась повесть «Вий». Она названа именем жуткого существа, способного убить взглядом. По словам и заметкам автора, в основу образа этого чудовища легли народные предания и мифология.

Стоит отметить, что само слово «Вий» неоднозначно. Многие связывают его с созвучными украинскими словами, обозначающими веки и ресницы. Данная версия наиболее вероятна, ведь описанным магическим воздействием обладали именно глаза персонажа.

Эта работа имела большое значение для писателя и занимала важное место в его творчестве. Он неоднократно возвращался к наработкам своих сочинений этой повести. При жизни Гоголя «Вий» переиздавался дважды.

Жанр, направление

Как отмечалось ранее, жанр произведения – повесть. Исходя из содержания работы, можно смело добавить, что повесть мистическая. В отечественной литературе это не самое распространённое направление, однако, именно это добавляет таким литературным произведениям вкуса. Также в повести достаточно много мифологических замечаний, основанных на поверьях народа.

Направление творчества – мистический реализм.

Суть

Сюжет повести продуман до мелочей, данный факт придает убедительности всей изложенной истории. Всё начинается со знакомства читателя с тремя студентами киевской бурсы. По воле случая они заблудились и были вынуждены искать ночлег. Им подвернулась возможность сыскать приют на отдалённом хуторе. Хозяйка-старушка не отказала замученным странникам. Одним из них – Хомой Брутом, кстати говоря, она заинтересовалась больше других. Ему был приготовлен отдельный ночлег в хлеву. Но увидеть в нём сны ему было не суждено. С наступлением ночи ему пришлось столкнуться с деяниями хозяйки, точнее ведьмы. Вскочив на него, она поскакала с ним по полям. Будучи обескураженным, Хома испуганно начал читать молитвы, которые в тот момент и спасли ему жизнь. Ослабив чары ведьмы, он добил ее снопами, и тут случилось неожиданное – старуха превратилась в молодую девушку.

После таких приключений Хома бежал обратно в Киев и пытался забыть произошедшее. Но у нечистых сил на него были другие планы. Ему было назначено отпевание молодой панночки, погибшей от побоев. Каков был страх и ужас Хомы, когда он узнал в ней знакомую ведьму. Будучи заключённым с ней в церкви, он пытался всячески обезопасить себя – читал молитвы, чертил защитный круг. В первую же ночь девушка восстала из мёртвых и попыталась отомстить своему обидчику. Две ночи судьба была на стороне живого. На третью, последнюю для Хомы, ночь панночкой был призван сам «Вий». Нечеловеческий страх и смертельный взор чудовища убили героя.

Главные герои и их характеристика

  1. «Вий» — олицетворение демона, сатаны, нечистой силы. Персонаж, сочетающий в себе все ужасы и страхи народа. Большинство людей умерло не от его рук, а от животного страха перед ним, их сердца просто разрывались.
  2. Приспешницей чудовища была и молодая панночка. Как отмечали сельчане, она была «девочкой с чертинкой».
  3. Хома же был типичным представителем тогдашнего общества. Он сочетал в себе леность и безалаберность. Любую тревогу заглушал алкоголем и веселой компанией. Такими же были и двое других студентов, отправившихся с ним в путешествие.

Темы и проблемы

Как бы не была завуалирована повесть мистическими событиями, основная проблематика очень насущна – противостояние добра и зла. Но в данном случае она рассмотрена под необычным ракурсом – борьба этих сил за душу человека. Зло побеждает, потому что личность не находит в себе силы и веры противиться ему.

Основная тема книги – народные предания, одно из которых было реализовано в этой истории. Автор детально изобразил злые силы и все, что известно о способах борьбы с ними. По сути, они и есть главные герои повести. Писатель, обращаясь к этим древним образам, продемонстрировал свое уважение к народной культуре.

Главная мысль

Основным посылом является показ роли и значимости личности в борьбе добра и зла. Если он ничего собой не представляет, просто плывёт по течению, то нечисти ничего не стоит заполучить его душу. Даже если за него вступаются светлые силы, им необходимо желание и помощь человека, исходящее из его сердца. Он должен бороться сам за себя, но Хома не смог этого сделать, и пал жертвой злых чар.

В фольклорных образах читатель видит соблазны, окружающие всех людей вне зависимости от их местоположения. Они и есть представители темной стороны, магниты, притягивающие души. Герой был легкой добычей для порока, а потому попал в его силки и не смог выбраться.

Критика

Неоднозначное произведение вызывает неоднозначное восприятие. Кто-то видит в «Вие» только неприсущее тому времени откровенное изображение нечисти. А кто-то смотрит глубже и видит отражение целой эпохи.

Например, в работах Ю. В. Манна, В. А. Зарецкого, А. В. Моторина описано мнение, что Гоголь в повести «Вий» показал отечественное общество с его пороками. Страна, разъеденная злом, в которой царит социальное неравенство и беззаконие.

Автор: Карина Великая

Читайте также:

комментариев 11

  1. Саламандра Зеленая:

    Должен всех поправить. Вы дурачье! «Вий» — это не повесть, о существовании нехорошей нечистой силы. Это не фантастика, а правда жизни. Это повесть о жажде старого тела любви от молодого тела. Основные элементы повестим Вий – народные предания, мифы. Кто-то видит в «Вие» только изображение нечисти. А кто-то смотрит глубже и видит отражение скрытых пороков человека даже после в смерти.

    • Самый Зелёный:

      Мы не можем опубликовать Вашу историю полностью, возрастной ценз. Но она очень занимательная, конечно, как и интерпретация книги. Ведь, как известно, у Гоголя были проблемы с личной жизнью, более того, отсутствие оной. Возможно, он выразил свою неудовлетворенность.

  2. Дмитрий:

    Чтобы прояснить смысл этого произведения, следует спросить себя :» Я поблагодарил Хому за спасение села от нечистой силы ? Ценой жизни! Или может учитель литературы на уроке , или кто-то из класса выразил благодарность герою ?»
    Никто. А если бы Хома Брут спас не село , а город, а если страну, а если весь мир? Так же, молитвами , и ценой своей жизни ? Его так же и считали бы молодым разгильдяем?
    Вот что значит труд писателя! Подвиг Хомы на виду, но кто из читателей говорит о подвиге? Кто заметил? Одни развлекаются страшилками другие наслаждаются слогом автора . Третьи ищут деревню , где произошла история. Николай Васильевич пошутил. Остроумно, и незло пошутил, с пользой пошутил . В его время все наизусть знали билейские истории . Учили в школе.
    Молились в церкви по воскресеньям . А если истрия Христа пройдёт у них перед глазами ?
    Заметят ? Вот повторится библейская история , сосед окажется спасителем , увидят? Хорошо учили ? Вот об этом и произведение .

  3. Дмитрий:

    По каким знакам такой вывод следует сделать? Что Хома Брут наделён силой и избран для спасения человечества? Знаков таких в повести много. Например. Послала за ним паночка, для отпевания. Мы читая , сразу понимаем : жаждет отомстить мерзкая ведьма . Неправильно мы понимаем. А вдруг отпоет ? Поленом сразил и отпеть может , мало ли. Надёжнее быть отпетой местным дьячком для галочки , это неопасно для нее и найти Хому позже и наказать.Расстояния для нее не преграда, летает будь здорова.
    Вывод таков — его звала отпевать не ведьма , ведьму он вышиб из паночки поленом , панока его звала. Звала не отомстить ему , избавить паночку от ведьмы. Все село избавить от ведьмы и паночку избавить от той что внутри нее.

  4. Дмитрий:

    Потому что больше никто не может . Дьячок не справится . Нужен сверхчеловек. Так Хома Брут обнаруживает что он выдающаяся личность , спаситель. Он и сам этого не знал .
    Вот только теперь начинает понимать , что на нем миссия.

  5. Дмитрий:

    Несколько слов о ведьме. Как мы с вами изобразим ведьму для сказки? Тетка. Живет на краю села, нелюдимая , ее побаиваются , хата старая , двор зарос , ходят слухи , что ведьма , а может и не ведьма . На всякий случай дом обходят стороной. Гоголь как изобразил? У него ведьма — это самая лучшая девушка на деревне. Она же дочь главы поселения , она обязана быть примером всем девушкам . И именно такая девка- ведьма! Слишком запутано задумано для сказки. Смесь кристальной чистоты и самой отвратительной нечисти в одной девушке. Зачем? Ответ лишь один. Чтобы показать как чистая душа борется с нечистью в одном человеке. Это про всех, все страдают этим , все мучаются своими грехами и просят помощи . Это обобщение религии . Вот страдает от грехов кто-то , вот обращается за помощью к великой личности. Чтобы победить нечисть в себе. Вот за этим и задумана паночка автором повести , Николаем Гоголем.

  6. Дмитрий:

    Кем же выступает отец, пан сотник по этой версии? Он отец, он власть, он батька для жителей … в его власти также Хома . Через образ пана сотника автор рисует образ Бога из библейской истории Иисуса Христа .

  7. Дмитрий:

    И долгожданный вопрос : кто же этот
    загадочный Вий , если Гоголь действительно маскирует библейскую историю? Давайте попробуем выяснить. Да, Вий страшен , к его помощи прибегает зло в крайнем случае, как к самому сильному . Но чем же он страшен. Не так и страшен . Он беззащитный. Сам не ходит , сам даже не может глаза открыть . Но самое интересное- Вий не все видит. Вот тут повнимательнее! Вий видит только того, кто хочет сам себя ему показать . В отношениях людей такая особенность называется «доверие». Вий не способен наблюдать за кем бы то ни было . Общаться может, когда собеседник сам захочет посмотреть на него , а если не захочет , а если пнет вия со спины , он этого не увидит и не предотаратит. Он способен видеть , когда этого хочет другой. Это литературное изображение доверия . Вий подкупает своим доверием к окружающим, притягивает к себе. И что он делает дальше? Он показывает пальцем на того , кого он привязал своим доверием , то есть предаёт . Вий -таким образом это литературный прием для описания предательства . Вий — это замаскированный Гоголем Туда, предатель.

  8. Дмитрий:

    Вий — Иуда

  9. Марина Зуева:

    Какие замечательные комментарии! Такого Вам на литературе не расскажут

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *