Анализ романа «Обрыв» (И.А. Гончаров)

Заключительная часть трилогии «Три О» вышла в свет в 1869 под заголовком «Обрыв» и с подписью автора – Иван Александрович Гончаров. Произведение считается самым сложным в трилогии и занимает особое место в русской литературе XIX века. Читатель, вступающий на страницы «Обрыва», оказывается в атмосфере напряжения и неопределенности. Здесь, в тихой идиллической провинции, куда приезжает художник Райский, кипят страсти, рушатся идеалы и зарождаются новые веяния, предвещающие грядущие потрясения. Гончаров не дает однозначных ответов, он лишь пристально наблюдает за своими героями, обнажая их слабости, противоречия и искреннее стремление к истине. Подробнее с сюжетом Вы можете познакомиться на сайте: Многомудрый Литрекон уже писал краткое содержание каждой из пяти частей, а сегодня предлагает Вам прочитать полный анализ романа «Обрыв» и узнать интересную информацию.

История создания

Замысел «Обрыва» зародился у Гончарова в Симбирске в 1849 году, где его поразило столкновение старого и нового укладов жизни. Писатель долго обдумывал идею романа о провинциальной России, увиденной глазами столичного жителя. В разные периоды произведение называлось по-разному, а работа над ним продвигалась неспешно, прерываясь на создание «Обломова» и кругосветное плавание. Сложность характеров персонажей порой заставляла Гончарова задумываться о том, чтобы начать все заново.

Процесс написания «Обрыва» был осложнен конфликтом с Тургеневым. Гончаров, поделившись своим замыслом с коллегой, позже обвинил его в плагиате после публикации «Дворянского гнезда». Судебное разбирательство признало лишь случайные совпадения, обусловленные общей темой и временем, но Тургенев все же внес правки в свой роман. К моменту публикации «Обрыва» в 1869 году Гончаров, утомленный долгой работой, уже не испытывал былого энтузиазма.

«Я слишком долго носил его под ложечкой… Я его переносил» (письмо к А.А. Фету)

Жанр, направление

Литературное направление романа «Обрыв» Ивана Гончарова – реализм, поскольку перед нами объективное отражение действительности, типические характеры в типических обстоятельствах и социальный детерминизм, внимание к деталям и историзм.

Роман И.А. Гончарова «Обрыв» – это психологический роман, раскрывающий внутренний мир персонажей и его трансформацию под воздействием жизненных событий и окружающей среды.

Композиция

Композиция романа Гончарова «Обрыв» достаточно сложная и многоплановая, отражающая глубину и многогранность авторского замысла. 

В основе сюжета лежит конфликт между старым и новым, между традиционными устоями патриархальной жизни и новыми веяниями, которые проникают в российскую провинцию. Этот конфликт отражается во взаимоотношениях персонажей и их внутренних переживаниях (Татьяна Марковна и внуки).

Роман не имеет единой сюжетной линии. В нем переплетаются несколько сюжетных линий, связанных с разными персонажами и их судьбами:

  1. Любовная линия Райского и Веры.
  2. История Марка Волохова и его влияние на Веру.
  3. Жизнь и мировоззрение Татьяны Марковны.
  4. Размышления Райского о искусстве и жизни.

Принцип контраста: Гончаров часто использует принцип контраста для раскрытия характеров и идей романа. 

Роман содержит множество вставных эпизодов и отступлений, которые расширяют кругозор читателя и позволяют глубже понять характеры и мотивы персонажей. Например, рассуждения Райского об искусстве, описание природы, воспоминания о прошлом.

Финал романа остается открытым, не давая однозначных ответов на вопросы о будущем героев. Это позволяет читателю самостоятельно осмыслить прочитанное и сделать собственные выводы.

Смысл названия

В ранних замыслах «Обрыв» назывался «Художник», подчеркивая центральную роль Райского. Этот персонаж – своего рода «лишний человек» своего времени, подобно многим скитающийся в поисках счастья за границей.

В целом название романа Гончарова «Обрыв» многозначно: оно отражает как внутренний кризис, борьбу героев с сомнениями и страхами, так и необходимость сложного выбора, неизбежно встающего перед каждым человеком. К тому же дом Татьяны Марковны в Малиновке находился неподалёку от обрыва, ведь там происходят основные сюжетные линии.

Суть: о чем?

Во время петербургской светской жизни художник Борис Райский получает письмо из Малиновки от двоюродной бабушки, Татьяны Бережковой. Она управляет его имением и заботится о своих двоюродных внучках, Вере и Марфеньке. В поисках уединения и простоты Борис Павлович решает оставить столичную суету и отправиться в деревню.

Приехав в Малиновку, он встречается с товарищем Козловым, общается с простодушной Марфенькой и знакомится с находящимся под надзором полиции вольнодумцем Волоховым. Наибольший интерес у Райского вызывает его троюродная сестра Вера, отличающаяся холодностью и решительностью. Попытки Райского завоевать её расположение оказываются тщетными. Вера выбирает Марка, с которым её связывают сложные отношения. После их расставания Волохов признается Вере в своих чувствах, но для неё эта связь оборачивается глубоким душевным потрясением. В поисках поддержки Вера обращается к бабушке, которая открывает ей тайну своей молодости.

Главные герои и их характеристика

Вот главные герои романа «Обрыв»:

  1. Райский Борис Петрович – молодо выглядящий господин лет 35. Приходился родственником Беловодовой Софье Николаевне и её тёткам. Сирота. «Сам он был не скучен, не строг и не богат. Старину своего рода он не ставил ни во что, даже никогда об этом не помнил и не думал»
  2. Беловодова Софья Николаевна – родственница Райского. 24 года. Вдова. От мужа осталось 7 тысяч дохода. Красивая и богатая невеста. Из рода Пахотиных. «… она уже вдова, женщина; но на открытом, будто молочной белизны белом лбу ее и благородных, несколько крупных чертах лица лежит девическое, почти детское неведение жизни»
  3. Николай Васильевич – отец Софьи, «Пальмерстерон». После смерти жены почувствовал холостяцкую жизнь и наделал долгов. 
  4. Ивлевы Анна и Надежда Васильевны – две старухи, тётки Софьи и сёстры Николая Васильевича. Райский и Аянов любят их обыгрывать в карты. Имеют 60 тысяч дохода. Надежда Васильевна страдает тиком.
  5. Paul Беловодов – умерший муж Софьи. Жил в Париже, потом приехал в Петербург, через Анну и Надежду Васильевных сделал Софье предложение. После они уехали за границу.
  6. Анна Петровна – актриса, знакомая Райского и Аянова. Милая и хитрая женщина. «Себе на уме в своих делах». Из рассказа героев: хотела бенефис, но не было драматургов, поэтому решила написать пьесу сама (не закончила).
  7. Наташа – одна из возлюбленных Райского. Молодая белокурая женщина с горячим, но сухим взглядом, с жаркими губами, но тоже сухими. Умерла от болезни. Райский считал себя виноватым.
  8. Семен Семеныч Кирилов – ещё один знакомый Райского. «Нечёсаный такой». Настоящий и глубокий художник. Маленький, сухощавый. Весь спрятавшийся в бакенбарды, усы и бороду. Считал, что у Райского есть талант, но нет упорства, из-за чего талант гибнет.
  9. Бережкова Татьяна Марковна – двоюродная бабушка Райского. Высокая, не полная и не сухощавая, живая старушка (лет 50). Красавица. Жила в маленьком родовом имении у Волги и обрыва вместе с двумя двоюродными внучками (сиротами) – от умершей любимой двоюродной племянницы. Гордилась тем, что внук умеет рисовать и играть на инструментах, но мечтала, чтоб тот стал офицером и женился на богатой девушке, так как быть артистом – срам. Имела слишком консервативные взгляды.
  10. Вера (Верочка) Васильевна – двоюродная внучка Татьяны Марковны, сирота. Имеет чёрные, вострые глаза и смуглую кожу. Упрямая. Молчаливая. При первом упоминании 6 лет. Настоящая тайна и загадка. Сильная личность, которая защищает традиционные устои: веру, любовь до гроба, брак. Вступает в конфликт с нигилистом Волоховым, пытается вернуть его на стезю добродетели и истинных ценностей, но сама оказывается в водовороте страсти и вступает в незаконную связь.
  11. Марфа (Марфенька) Васильевна – двоюродная внучка Татьяны Марковны, сирота. Беленькая, красненькая и пухленькая. При первом упоминании 5 лет. Любит плакать. Имеет переменчивое настроение. Любит художества Райского. Уже подросшая – идеал жены и матери.
  12. Николай Андреевич Викентьев – «Колчинский барчонок», возлюбленный Марфы. По её мнению, он является единственным хорошим молодым человеком в городе, уважаем губернатором, но при этом шаловлив и много ест. Марья Егоровна – его мать.
  13. Савелий – пожилой (где-то 45 лет) мужик с широкими костями, мрачным лицом и нависшими бровями. Медленный во всём. Мысленные работы совершались у него тяжело. 
  14. Марина Антиповна – жена Савелия. Дочь Антипа – золотого мужика.
  15. Марк Волохов – «чудо нашего города». Любил брать книги и из прочитанных страниц делать самокрутки. Его никто не любит и все боятся. Вечно во вражде с полицией. Нигилист, исповедует и проповедует свободную любовь, отказ от условностей, победу разума над чувствами. Вступает в идеологическое противостояние с Верой. Он восхищается ее умом и силой, хочет построить с ней отношения по своим лекалам, но после краткосрочной победы терпит поражение: Вера отказывает ему, хотя он уже готов жениться.
  16. Опенкин Аким Акимыч – знакомый Татьяны Марковны, пьющий. Вечно рассказывал о своём житье-бытье.
  17. Дядя Иван Кузьмич – родственник, который привёз для Татьяны Маркова с востока старинную шаль стоимостью триста червонных.
  18. Василиса – горничная Татьяны Марковны. Только её барыня называла полным именем.
  19. Ватутин Тит Никоныч – старинный и лучший друг, собеседник и советник Татьяны Марковны. Джентльмен по природе. 250-300 душ, которым разрешал делать, что хотят, и платить оброку столько, сколько им захочется. Учтив и сдержан в словах и жестах. Где-то 50 лет. Всё при нём. Глаза приветливы. Ходил слух, что в молодости родители не разрешили им с Татьяной Марковной пожениться. «Несмотря на свои ограниченные средства, он имел вид щедрого барина…»
  20. Машутка, Матрёшка, слепая Агашка, Пашутка – служанки/дворовые девки Татьяны Марковны. С детства служили ей, потом их отправляли на более серьёзную работу.
  21. Ферапонт, Пантелеймон, Егорка, Еремка, Кирюшка, Илюшка – дворовые мужики барыни. Их полностью по имени называла только в случае, если «над ним собралась гроза».
  22. Яков – дворецкий Татьяны Марковны.
  23. Степан Васильев – староста Татьяны Марковны.
  24. «Меланхолиха» – баба из городской слободы, которая простыми средствами лечила «людей» и как рукой снимала всякие недуги. «Бывало, после ее лечения, иного скоробит на весь век в три погибели, или другой перестанет говорить своим голосом, а только кряхтит потом всю жизнь; кто-нибудь воротится от нее без глаза или без челюсти – а все же боль проходила, и мужик или баба работали опять»
  25. Кузьма Федотыч – торговец в городе. Татьяна Марковна часто у него бывала в своё время. Продавал сукна, материи, сыр, леденцы, пряности и даже бронзу.
  26. Нил Андреевич – председатель палаты, важный человек, которого все в городе боятся. Добрый, но не без греха. Татьяна Марковна о нём: «Слава богу, что не вывелись такие люди, что уму-разуму учат! Зато как лестно, когда кого похвалит! Набожный такой! Одного франта так отделал, узнав, что он в Троицу не был в церкви, что тот и язык прикусил»
  27. Попов – губернатор города, который не хотел посещать Татьяну Марковну. Она презрительно называла его «губернатор Васильев… или Попов какой-то», хоть и прекрасно знала его фамилию.
  28. Княгиня матушка – старая княгиня, знакомая Татьяны Марковны. Востроносая и худенькая старушка. Барыня к ней возила Райского – хотела показать, какой у неё талантливый внук.
  29. Крицкая Полина Карповна – молодая барыня, местная львица. Тоже знакомая Татьяны Марковны, только вот о ней было негативное мнение: «бесстыдница, беспутная!» Пыталась флиртовать с Райским.
  30. Мишель – кадет, поклонник Полины Карповны.
  31. Старички Молочковы – знакомые Татьяны Марковны, лет 80 оба. Миленькие и добрые – просто старички.
  32. Леонтий Козлов – товарищ Райского по университету, забитый бедностью и робостью, «первый ученик», сын дьякона, не разбирающийся в современной жизни. Устроился в родном для Райского городке (благодаря другу) и стал учителем.
  33. Ульяна Андреевна – жена Леонтия Козлова. Хитрая и обаятельная. Леонтий видит в ней отголоски античной красоты.
  34. m-r Шарль – любовник Ульяны Андреевны.
  35. Иван Иванович Тушин – «лесничий»: «он жил в самой чаще леса, в собственной усадьбе, сам занимался с любовью этим лесом, растил, холил, берег его, с одной стороны, а с другой – рубил, продавал и сплавлял по Волге».
  36. Мешечников Гаврила Иванович – чиновник, который пишет все бумаги для Татьяны Марковны.
  37. Наталья Ивановна – подруга Веры.
  38. Пеэра и Педотти – кондитеры, которых в университете посещал Райский.
  39. Ельнин – один из учителей Софьи Николаевны. «был очень… очень… мил, хорошо и… благовоспитан». Читал ей и аккомпанировал на скрипке. «Но он был, кажется, очень добр и несчастлив: у него не было родных никого». 

Темы и проблемы

«Обрыв» – многогранный роман, который можно рассматривать как роман о художнике, антинигилистический роман и «эпос любви». Гончаров исследует различные грани любви, показывая сложность взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Три основных темы: личность художника (Райский), «эпос любви» и отношения Веры и Волохова. Райский и Волохов выступают как соблазнители, а любовь становится полем идейной борьбы.

Во-первых, роман связан с «Обломовым» через образ «проснувшегося», но сохранившего черты «лишнего человека» Райского. Провинция в «Обрыве» предстает как положительное начало, в отличие от других романов Гончарова.

Во-вторых, в романе присутствует идея прогресса через «просвещение девушки молодым человеком». Линия Веры и Волохова – центральная, демонстрирующая «любовь нигилиста», и название романа связано именно с ней. При этом сталкиваются разные взгляды на любовь и свободу: Волохов предлагает свободную любовь, а Вера связывает ее с долгом и браком. Гончаров показывает, что истинная свобода предполагает ответственность.

В-третьих, Райский пытается убедить бабушку в новых взглядах, но она, с ее традиционным мировоззрением, остается непреклонной. Гончаров оценивает взгляды с точки зрения их влияния на человека. Важно, какой тип личности формируют те или иные взгляды. В итоге провинция (Вера и бабушка) одерживает победу над столичными представителями (Райским и Волоховым).

Основная идея

Главная мысль романа «Обрыв» – критика революционного нигилизма и утверждение, что революция не является универсальным решением социальных проблем. При этом автор также обличает социальную несправедливость и чиновничий произвол.

«Обрыв» призывает ценить настоящее, стремиться к внутренней и внешней гармонии, избегать разрушительного влияния нигилизма и направлять усилия на созидание. Таков смысл романа И.А. Гончарова.

Чему учит?

Роман «Обрыв» Гончарова учит многому, вот основные нравственные уроки:

  • Ценить традиции и историю: роман показывает важность сохранения связи с прошлым, уважения к традиционным ценностям и опыту поколений. Бабушка Бережкова является воплощением мудрости, основанной на вековых устоях.
  • Критически оценивать новые идеи: «Обрыв» предостерегает от слепого следования модным теориям и идеологиям, особенно революционным. Важно подвергать все сомнению, анализировать последствия и соотносить с реальной жизнью.
  • Ответственности за свои поступки: свобода без ответственности ведет к разрушению и хаосу. Каждый должен осознавать последствия своих решений и быть готовым нести за них ответственность.
  • Истинной любви и самопожертвованию: мы видим, что любовь – это не только страсть и влечение, но и готовность к самопожертвованию, к преодолению эгоизма и личных амбиций ради другого человека.
  • Поиску гармонии и баланса: «Обрыв» учит находить гармонию между старым и новым, между разумом и чувством, между личным и общественным. Важно стремиться к балансу во всех сферах жизни.
  • Осмыслению смысла жизни: роман побуждает к размышлениям о смысле жизни, о своем месте в мире, о ценностях, которые действительно важны.
  • Осторожности в выборе жизненного пути: роман показывает, что не всегда то, что кажется привлекательным и прогрессивным, является истинным и ведет к счастью. Важно обдуманно выбирать свой жизненный путь.
  • Сочувствию и пониманию: роман призывает к пониманию других людей, к сочувствию их боли и страданиям, даже если их взгляды и поступки кажутся неправильными.

В целом «Обрыв» – это сложное и многогранное произведение

Критика

Первые отклики на «Обрыв» появились еще во время публикации в «Вестнике Европы». Рядовые читатели обсуждали судьбы героев, а критики – «антинигилистический слой». Вскоре появились резко отрицательные рецензии во влиятельных изданиях. Салтыков-Щедрин в «Отечественных записках» обвинил Гончарова в том, что он «бросил камень» в ищущих знания. Николай Шелгунов в журнале «Дело» заявил, что тема «Обрыва» не нова, и задался вопросом о «пределе литературной продажности».

Александр Скабичевский в «Отечественных записках» упрекнул Гончарова в полном непонимании… законов творчества, назвав роман сумбуром.

«Вестник Европы» откликнулся статьей Евгения Утина, которая, по мнению исследователей, была предельно обтекаемой и избегала критики.

Гончаров болезненно реагировал на критику. В письме 1870 года он признавался, что чувствует себя преследуемым. Общий ответ критикам он дал в заметках «Лучше поздно, чем никогда», где рассказал о своем отношении к героям «Обрыва» и причинах долгой работы над романом.

Автор: Анастасия Александрова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *