Анализ стихотворения «Март» (Б.Л. Пастернак)

Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию анализ стихотворения «Март» Бориса Леонидовича Пастернака. Это одно из самых ярких стихотворений писателя, запечатлевшее момент пробуждения природы после холодов. В произведении использованы самые разнообразные средства художественной выразительности, на которые стоит обратить внимание. Приятного просвещения!

История создания

Стихотворение «Март» было написано в 1947 году и, как отмечают исследователи, оно примечательно тем, что отражало состояние автора после кровавых событий Великой Отечественной войны. Это была вторая весна под мирным небом.

В письмах-воспоминаниях Лидии Чуковской можем найти ужасные воспоминания о дне, когда в редакции познакомились со стихотворением Бориса Леонидовича. Оно было показано 28 января, зимой. Пастернак в тот период жизни выглядел ужасно: постаревший, седой, облезший. Чуковская отвечает, что лицо его было одним сплошным ртом, уже не глазами. Выглядел поэт безумным от горя. У него совсем не было денег.

Стихотворение никому не понравилось. Лидия Чуковская была в нем совершенно уверена, а в ответ услышала – невозможно, издевательство. «Март» не хотели печатать из-за навоза.

В 1946 году, за год до описываемых событий, начались ожесточенные нападки на Пастернака и его творчество. В 1947 году, в мае, произошло самое горькое событие в жизни писателя – разлад с Константином Симоновым, отказ печатать стихи в журнале «Новый мир». Далее, в 1948 году, двадцатипятитысячный тираж избранных стихотворений писателя будет уничтожен.

В эти же годы Борис Леонидович занимается одним из главных своих произведений – пишет «Доктора Живаго». Несмотря ни на что, он продолжает творческую деятельность.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Март» по жанру примыкает к пейзажной лирике. Оно похоже на легкую и яркую зарисовку природы, ее красоты и богатства. Размер, к которому обращается автор – пятистопный хорей, перекрестная рифма.

В стихотворении «Март» нет персонифицированного лирического героя, им выступает сам автор, который наблюдает за прекрасными картинами весны. Композиция у «Марта» замкнутая: что в первой, что в последней строфе звучит одно и то же настроение – радость при виде отступления холодов и приближения весны и тепла.

Первые стихотворения Бориса Леонидовича были написаны в рамках футуризма. Его можно охарактеризовать новаторским, ярким, и писатели, творившие в нем, создавали сложный язык, полный новых слов – неологизмов – и необычных стилистических, лексических, синтаксических форм. В послевоенные годы писатель тяготеет к другому настроению, его заботят совершенно другие вещи. Становится важным то, что окружает человека, спокойствие жизни и красота природы без войны. Именно поэтому стихотворение «Март» можно отнести к периоду, когда в творчестве Пастернака начинают преобладать реалистические тенденции, и некоторые его тексты можно отнести к направлению реализм.

Смысл названия

Название стихотворения «Март» никак не упоминается в содержании произведения. Автор как будто намеренно избегает этого. Для передачи соответствия содержания стихотворения с его названием он воссоздает атмосферу весны, из которой как раз-таки и угадывается, что речь пойдет именно о марте.

Март – первый месяц весны. Он связывается у писателя с моментом обновления, отступления холодов, наступления тепла и рассвета жизни. Именно месяц март угадывается в чахнущем снеге, синеющих жилах веток и дроби капели.

Образы и символы

Стихотворение «Март» является описанием природы, поэтому оно наполнено именно природными образами и пейзажными зарисовками. Самые яркие из них:

  1. Символ и образ оврага. Овраг, как что-то расположенное ниже общего уровня земли, становится настоящим символом жизни. В нем бушуют звуки, он буквально одурел, как выражается сам автор.
  2. Образ скотницы. Дюжая скотница из стихотворения соотносится с весной. Это время года так же трудолюбиво, так же заботливо. От весны зависит то, как будет развиваться жизнь в другие месяцы после марта. Именно в нее начинается обновление.
  3. Образ хлева. Хлев, описанный автором, становится таким же источником жизни, как и овраг. Он противопоставляется холоду и синеве веток своим теплом и здоровьем. Именно в хлеву появляется навоз, который может оживить мир вокруг.

Темы, проблемы, настроение

Главная тема стихотворения «Март» – весеннее пробуждение жизни после долгих холодов. Автор искренне радуется природе, видит в ней живительную силу всего сущего. Он искренне восхищается солнцем, хлевом, ручейками тающего снега.

Также в стихотворении звучит тема полноценной радости самому существованию. Автор восхищается не только днями, но еще и ночами, и ничто не способно его расстроить. Даже худосочные ветви деревьев не расстраивают его, а ободряют, вселяют радость и надежду.

Как таковой в стихотворении проблематики нет, так как оно является зарисовкой-описанием природы. Но можно попробовать вычленить тему из того, что противоположно содержанию произведения.

Как нам кажется, основная проблема, которая волнует автора, — равнодушие человека к красоте окружающей его природы и неумение увидеть великолепие в мелочах. Пастернак не зря так много раз акцентирует внимание на живительной силе природы – именно она способна вернуть к жизни еще и человека, который выстраивает новый мир после войны. Таким образом, писатель учит читателя видеть прекрасное в обыкновенном и всегда надеяться на лучшее.

Смысл

Основная идея стихотворения «Март» – отразить великую силу жизни и природы. Весна становится олицетворением всего божественного, того, что может повлиять на окружающий мир.

Пастернак стремится донести до читателя главную мысль – в неприглядном и неживом всегда скрыта самая главная живительная сила. Так, тот самый навоз, который критиковали во время редакции произведений писателя, становится главным движущим звеном текста, его основным составляющим.

Смысл в том, что иногда человеку стоит оглянуться вокруг себя и обратить внимание на то, что происходит в мире. Возможно, он теряет самые прекрасные мгновения своей жизни.

Чему учит?

Пастернак учит читателя ценить природу, любить ее, видеть в ней будущую жизнь. Он как будто смещает фокус восприятия действительности, примечая все мелкие детали и придавая им живые свойства.

Таким образом, писатель показывает, что жизнь – самое ценное, что у нас есть. Нужно ценить каждое мгновение.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Март» очень много ярких средств художественной выразительности, которые позволяют автору реалистично воссоздать атмосферу весеннего пробуждения жизни.

Например, очень много олицетворений (чахнет снег, здоровьем пышут зубья вил, сосулек худосочье и т.д.). Эпитеты и метафоры позволяют «нарисовать» Пастернаку прекрасные картины природы и весны (бессильно синие жилы, бессонные ручейки и т.д.). Также в стихотворении есть устойчивые выражения, которые сближают описание с восприятием читателя (до седьмого пота, пышут здоровьем и т.д.).

Интересно, что в последней строфе происходит перенос свойства одного предмета на другой – это запах навоза свежим воздухом. Так автор добивается связи между тем и другим, делает навоз впитывающим жизнь. Он приобретает новые, символические черты.

Автор: Дарья Манько

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *