Анализ стихотворения «На птичку» (Г.Р. Державин)

Несмотря на то, что Гавриил Романович Державин занимал высокую и почётную должность, он никогда не забывал о своём призвании поэта. В поздний период своего творчества Державин создал небольшое стихотворение под названием «На птичку». В своём произведении автор поднял очень важную и серьёзную тему. Державин размышляет о свободе в творчестве. Многомудрый Литрекон приготовил для Вас подробный анализ данного произведения по плану.

История создания

Точная дата создания стихотворения Гавриила Романовича «На птичку» неизвестна. Согласно некоторым источникам, работу над ним Державин завершил в 1792-1793 годах. Зато в нашем распоряжении есть точная дата, когда напечатали произведение. Это произошло в 1827 году.

С этим текстом связана очень интересная история. Русская императрица Екатерина Великая поистине восхищалась поэтическим талантом Гавриила Романовича. Известно, что Екатерине поэт посвятил целую оду под названием «Фелица«. Императрица решила щедро наградить великолепного мастера. Она подарила Державину дорогие подарки. Однако главным поощрением стало то, что Екатерина приблизила Гавриила Романовича ко двору. Державин стал её придворным литератором. Этот чин был введен специально для него, он стал первым в истории придворным поэтом.

Екатерина Великая не раз говорила Державину, что с удовольствием бы ещё послушала посвящённые ей стихотворения. Восторг императрицы порой вызывал зависть со стороны других вельмож, что нередко приводило к интригам и заговорам. На Гавриила Романовича пачками сыпались доносы. Державин, оказавшись в плену монаршего благоволения, ощущал себя пойманной птицей. Впечатления поэта отразились в его стихотворении «На птичку».

Жанр, размер, направление

Произведение «На птичку» относится у жанру эпиграммы. Напомним, что эпиграмма представляет собой небольшое стихотворение с сатирическим смыслом. Основная цель данного жанра — осмеять кого-либо или что-либо.

В своём произведении Державин использовал литературный размер — четырехстопный ямб.

Направление творчества Державина — классицизм. На него указывают такие черты лирики поэта, как приоритет общественной проблематики, четкая принадлежность к определенному жанру и соответствие его критериям, строгая композиция, доминирующий конфликт страстей и долга, непоколебимая этическая и гражданская позиция автора.

Композиция

Перед нами очень короткое стихотворение, состоящее всего из одной строфы. Несмотря на такой маленький объем, Гавриил Романович с особым мастерством вложил в четверостишие глубокое философское содержание.

Вначале автор рассказывает о том, как дети ради развлечения поймали беззащитную птичку. Однако в этом моменте кроется очень важный смысл. Поэт утверждает, что птица уже не может так петь, как она это делала, будучи свободной. Условия жёсткого давления, к сожалению, не могут привести к возникновению красивой песни. Читатель искренне сопереживает бедной птичке, оказавшейся в неволе.

Образы и символы

Образ птички — главный в стихотворении. Птица является олицетворением поэта. Автор показал, как власть и цензура могут ограничить свободу творческой деятельности людей искусства.

Русская императрица желала услышать от Гавриила Романовича новые хвалебные стихотворения в её адрес. Но Державин разочаровался в политике правления Екатерины Великой, поэтому он не мог больше воспевать её в своих творениях. Писать сатирические произведения Гавриил Романович тоже не мог, ведь ему это не позволяло высокое общественное положение. Будучи чиновником, он много знал об изнанке системы правления в России и хотел бы высказаться, но тесные рамки искусства под игом государыни не позволяли ему откровенности.

Рука, которая сжимает птицу, символизирует жесткую цензуру. Как известно, в период правления Екатерины Великой существовали очень суровые запреты . Так, императрица лично читала все творения литераторов. От её мнения зависела дальнейшая судьба поэтов. При ней были отправлены на каторгу такие писатели, как Н.И. Новиков и А.Н. Радищев.

Писк вместо песни — таков приговор автора российской литературе того периода. Поэт, который боится расправы и находится в тисках цензуры, не может творить в полную мощь.

Темы, проблемы, настроение

Свобода творчества — такова основная тема произведения Державина «На птичку». Не секрет, что в прошлые времена, в том числе и в период правления Екатерины Великой, литераторам порой приходилось в своих произведениях поднимать такие темы, которые были им совсем не по душе. Поэты зачастую работали лишь по указке тех, кто занимал более высокое положение в обществе, чем они сами. Авторы лишь растрачивали свой талант на официальные поручения и не говорили о том, что их волновало на самом деле. Такие произведения поэтов и писателей оставляли читателей равнодушными.

Основная проблема — насилие над творчеством. Птичку поймали и сжали, ей не дают петь, но требуют невыполнимого. И вместо песни получается лишь жалобный писк.

Настроение стихотворения «На птичку» саркастичное. Мучители птички сами сжимают ей горло и сами же требуют песни как ни в чем ни бывало.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «На птичку» очевидна: не может птица петь, если ее горло сдавлено, а свобода ограничена. Автор рассказывает нам, как для творческого человека важна свобода и независимость. Державин утверждает, что всякие ограничения приводят к тому, что опытные литераторы лишь растрачивают свой талант на писк.

Стоит помнить, что только атмосфера полной свободы дарит поэту долгожданное вдохновение. Лишь в таких условиях может родиться настоящий шедевр. Талант не может терпеть никакого давления — вот главный смысл произведения «На птичку».

Средства художественной выразительности

В связи с тем, что Гавриил Романович создал очень маленькое по объёму стихотворение, в нем можно заметить мало тропов. Например, можно упомянуть эпитет «птичку голосисту», который приобрел «народный» оттенок благодаря своеобразному склонению.

Иносказание — главный художественный приём, который поэт применил, создавая свое произведение. Образ беззащитной испуганной птички олицетворяет образ самого Державина. Не секрет, что поэту пришлось творить в условиях гнёта и жёсткой цензуры.

Для простоты и выразительности языка автор вводит междометие «ну», что является новаторской чертой для официальной и вышколенной лирики классицизма.

Особую выразительность четверостишию придаёт приём аллитерации (многократное повторение одинаковых согласных звуков).

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *