Анализ стихотворения «Молитва» (М. Цветаева)

Марина Цветаева – необыкновенный талант в русской поэзии. Уже в шесть лет она начинает писать свои первые стихи не только на русском, но ещё и на немецком и французском. После выхода первого сборника стихов произведения замечают такие поэты, как Гумилёв, Брюсов, Волошин. Исключительное знание иностранных языков позволило ей работать с переводами. Николай Гумилёв оценил одобрительно первый сборник Цветаевой «Вечерний альбом». Русский поэт писал в сборнике статей «Письма о русской поэзии» о новом таланте: «Марина Цветаева внутренне талантлива, внутренне своеобразна…эта книга не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов». Стихотворения Марины Цветаевой наделены острыми переживаниями и глубоким смыслом. Рассмотрим анализ стихотворения «Молитва» по плану от Многомудрого Литрекона.

История создания

Работу над стихотворением Марина Цветаева завершила в 1909 году, будучи совсем юной девушкой: на тот момент ей было всего семнадцать лет. Цветаева не хотела, чтобы родители узнали, чем занимается их дочь, поэтому опубликовала сборник за свой собственный счёт, втайне от родителей.

Произведение вошло в первый сборник под названием «Вечерний альбом». В стихотворении «Молитва» лирический герой беседует с Богом и просит его дать ей лишь одного – смерти. Этот сюжет — дань декадентской моде того времени. Философия упадка вдохновляла многих творческих людей.

Жанр, направление, размер

Произведение «Молитва» представляет собой лирическое стихотворение и передаёт личные переживания автора через беседу с Богом и Христом.

Стихотворение «Молитва» состоит из пяти строф, в каждой из которой по четыре строки. Ямб четырёхстопный (ударение на каждом втором слоге). Цветаева при написании произведения использует самый распространённый вид рифмы – перекрёстный (цыгана-разбой-органа-бой).

Критики считают, что творчество Марины Цветаевой было свободно от заимствований. Чаще всего начинающие поэты попадают под влияние представителей определённого направления и заимствуют чужие образные находки. Но влияние модернистов на творчестве юной Цветаевой почти не сказалось. Ее лирику традиционно не относят ни к одному из известных поэтических течений.

Образы и символы

Поэт в своём произведении раскрывает нам образ лирической героини – молодая девушка, только ступившая на порог взрослой жизни. Грань между детством и взрослой жизнью пока ещё не стёрта: героиня вспоминает своё детство и благодарит Бога за то, что Он подарил ей такие счастливые годы её жизни. Однако она же просит о смерти, пока «вся жизнь как книга для меня». Это можно трактовать так: пока человеку бытие кажется таинственной непрочитанной книгой, которую так и хочется начать читать, ему лучше покинуть этот мир, чтобы не видеть разочарований скучного чтива. Такая максималистская позиция свойственна декадентам.

Нежелание открывать книгу связано и с тем, что героиня не может определиться с выбором жизненной тропы: «Я жажду сразу — всех дорог!». Ее влекут противоположные вещи, часто взаимоисключающие. Автор блестяще передал состояние девушки в 17 лет:

Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый день!

Система образов стихотворения показывает, какой жизни жаждет героиня. Ее характеризуют странствие («с душой цыгана идти под песни на разбой») и свобода («За всех страдать под звук органа и амазонкой мчаться в бой»). Исходя из третьей строфы, мы видим, что девушка пылкая и свободолюбивая, она не хочет быть ограниченной бременем взрослой жизни.

Жизнь лирического героя равна жизни самой Цветаевой. В произведении поэт описывает нам свои желания, надежды и мечты. Это, безусловно, сближает читателя и автора, будто мы заглянули в самые сокровенные уголки души творца.

Темы, проблемы, настроение

Антитеза жизни и смерти представляют собой основную тему произведения «Молитва». Философские размышления на эту тему занимают большой пласт в русской поэзии. Лирическая героиня Марины Цветаевой находится в страхе перед неизвестным будущим.

Не менее важна тема взросления и смены жизненных ориентиров. Почему же лирическая героиня так жаждет покинуть этот мир? Какова же причина? Ее тяготит новое восприятие мира, уже не теми детскими и беспечными глазами, к чему девушка так привыкла. Лирическая героиня совершенно не готова видеть всю злую сущность этого сурового мира, поэтому пока «вся жизнь как книга для меня», девушка не желает оставаться в этой реальности и разочаровываться.

Противоречивость человеческой натуры — еще одна тема стихотворения. Лирическая героиня испытывает тревогу и страх, ведь дорога, по которой она двигается, туманна, и девушка не знает, чего ей ожидать от жизни. Тут заметна и юношеская пылкость – она хочет всего и сразу, не сковывая себя бременем взрослой жизни: «с душой цыгана идти под песни на разбой» — то есть дышать полной грудью, без ограничений. Но в следующей строфе героиня уже мечтает о детям и спокойной жизни за стенами башни.

Основная проблемы произведения «Молитва» состоит в эмоциональной незрелости героини. Она не готова распрощаться с детством и определить свою дорогу. Находясь на распутье, она пребывает в растерянности и желает вовсе не начинать сложный путь.

Настроение стихотворения «Молитва» восторженное, экзальтированное. Героиню бросает из крайности в крайность, мы физически ощущаем ее внутреннее напряжение.

Смысл

Основная идея стихотворения «Молитва» состоит в том, что героиню охватило чувство страха перед неопределенным будущим: весёлое детство закончилось, перед взрослой девушкой лежит туманная дорога («Вся жизнь как книга для меня»). И она не хочет тянуть этот жребий, так как предчувствует разочарование.

В произведении лирический герой Марины Цветаевой благодарит Бога за беспечное детство и требует, чтобы он забрал её жизнь. Юная девушка уверена в том, что Бог не станет её осуждать. Она показывает, что ещё не готова столкнуться с жестокостью этого мира, посмотреть на него другими глазами, поэтому не хочет идти дальше. Она не в силах определить направление в жизни, ей хочется всего противоположного и взаимоисключающего. Поэтому предпочитает не выбирать ничего. Такова главная мысль стихотворения «Молитва». Текст оказался пророческим в какой-то мере. Автор этих строк не смог пережить испытания и свел счеты с жизнью.

Средства художественной выразительности

В своём произведении Марина Цветаева использует такие тропы, как:

  1. Особую выразительность стихотворению придают анафоры: «Чтоб был легендой — день вчерашний, Чтоб был безумьем — каждый день!».
  2. В стихотворении присутствуют и сравнения, например: «Вся жизнь как книга для меня»
  3. В стихотворении используется такое стилевое средство, как аллитерация на звук «р» (в словах «Христос», «теперь», «страдать», «крест» и другие): лирический герой показывает, как сильно она хочет, чтобы Бог забрал её жизнь.
  4. Метафоры: «Я жажду сразу — всех дорог!».
  5. Гипербола: «Чтоб был легендой — день вчерашний, Чтоб был безумьем — каждый день!»

Автор: Анастасия Занько

Читайте также:

1 комментарий

  1. Валерон Нотэс:

    Супер! Спасибо Вам большое!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *