Анализ стихотворения «Золотая рыбка» (К. Д. Бальмонт)

Константин Дмитриевич Бальмонт – интересный поэт, яркий представитель Серебряного века. Первый свой сборник автор издал в 1890 году, но его не принято включать в общий список книг автора, отсчет начинается со сборника «Под Северным небом», изданного в 1894 году. А в 1900 году выходит сборник «Горящие здания», благодаря которому Бальмонт становится очень популярным в России и сохраняет лидирующие позиции среди поэтов ещё целое десятилетие. Стихотворение «Золотая рыбка», которое Многомудрый Литрекон подверг полному анализу по плану, входит в сборник автора «Только любовь». Этот сборник считается одним из лучших сборников поэта. 

История создания

В 1901 году Константина Дмитриевича лишают возможности проживания в некоторых городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Такое наказание последовало за публичным чтением стихотворения «Маленький султан», в котором автор выражает своё несогласие с деятельностью Николая Ⅱ. 

После данного происшествия поэзия К. Д. Бальмонта меняется. Она уже не похожа на первые сборники поэта, но в ней ещё нет нот рациональности, как в последних книгах. Этот период ознаменован творческим взлётам автора.

В 1903 году Бальмонт возвращается в Москву. В это же время выходит сборник «Только любовь». Он зарождается на берегах Балтийского моря. Здесь же создаётся стихотворение «Золотая рыбка». 

Примечательно также то, что в феврале 1903 года, в Зимнем дворце, состоялся костюмированный бал, гости которого были в одеждах допетровской эпохи. Возможно это событие подарило сюжет, точнее панораму бальмонтовскому стихотворению «Золотая рыбка». 

Сборник «Только любовь» стал будто бы глотком свежего воздуха для России, которая переживала нелёгкие времена. Произведения из данной книги несут в себе гармонию, любовь, надежду, всё то, чего не хватало тогда человеку. 

Жанр, направление, размер

Данное лирическое произведение относится к такому жанру как элегия. Нет, стихотворение «Золотая рыбка» совсем не печальное, но оно повествует о сокровенном, о волшебном, близком каждому из нас, о мимолётном и чудесном.

Бальмонт – поэт-символист. В его поэзии ярко просматривается тенденция бегства от реальности, стремление в прекрасное царство мечты. Как и все символисты, он выражает невыражаемое в своих произведениях, но, в отличии от них же, он пишет не о «человеческом», а об общем, то есть о мечте, о чуде, о вечности, о мгновении… 

«Чрезвычайно чуткий и нервный, любознательный, добродушный, увлекающийся, легкий на подъем, склонный к аффектации и самолюбованию, он нес в душе нечто очень непосредственное, нежное, детское» — так сказал о К. Д. Бальмонте поэт Н. В. Банников. 

Многие современники поэта утверждали, что он уже рождён был символистом. 

Размер стихотворения «Золотая рыбка» интересный, распевный: чередуются четырёхстопный и трёхстопный хорей. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Золотая рыбка» состоит из 8 строф. Композиционно произведение можно разделить на четыре части.

  1. 1-я часть – это 1-я строфа, в которой автор знакомит читателя с происходящими событиями, с особенностями ландшафта. Всё вполне естественно, обычно. Нет предчувствия чего-то необычного.
  2. 2-я часть – это 2-я, 3-я и 4-я четверостишия. Данная часть начинает окутывать читателя волшебной дымкой. Уже самые обычные вещи не кажутся обычными. Все действия приобретают флёр таинственности: «кружились… опьянённые весной, бабочки…», «пруд качал в себе звезду», «гнулись травы гибко». Причём примечательно то, что последняя строка во 2-й и 4-й строфе «Золотая рыбка», что добавляет уверенности читателю в том, что действительно происходит что-то чудесное. 
  3. 3-я часть – 5-я, 6-я и 7-я строфы, в которых волшебство ощутимо, в которых на глазах случаются чудеса. Никто рыбку не видит, но чувствуют её: «но от рыбки, от нее, музыка звучала», «золотая рыбка промелькнет… меж гостей улыбка», «и в сердцах любовь журчит, и весна смеется».
  4. 4-я часть – заключительная 8-я строфа, которая является выводом из всего случившегося. «…так светло и зыбко, оттого что там в пруду — Золотая рыбка» — эти строки наполнены радостью и надеждой, неописуемым чувством, которое заполняет всю грудь опьяняющим дымком, когда мы верим и даже знаем, что желаемое несомненно исполнится, когда мы этого очень ждём.

Образы и символы

«Я всему молюсь» — эпиграф к сборнику «Только любовь», который был взят автором из романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Сборник стихов «Только любовь», куда входит произведение «Золотая рыбка», характеризуется направленностью автора к новым впечатлениям и чувствам.

Путь лирического героя данного цикла – это часть пути всеобщего, мирового. Лирический герой находится в духовном поиске, стремится к познанию, к приобщению к вечному через творчество и любовь.  

Лирическим героем стихотворения «Золотая рыбка» является сам автор, от чьего лица ведётся повествование, кто впускает нас в чарующий мир чудес и волшебства. 

Золотая рыбка является основным образом произведения. Она исполнительница желаний. Рыбка является символом просветления, символом новых возможностей, начинаний. 

Золотой цвет также символичен. Он является цветом мудрости, цветом солнца. Солнце часто встречается в произведениях автора. Оно для поэта ассоциируется с недосягаемой мечтой. 

Также в стихотворении присутствует образ луны. Луна – это зеркало, которое отражает солнечный свет. 

«И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьяненные весной,
Бабочки ночные.» 

В контексте данного стихотворения луна является отражением волшебства; именно при лунном свете природа раскрывает свой сокровенный смысл, своё чарующее нутро. При лунном свете природе не страшно раскрыть себя, луна является защитой, покровом. 

Всё творчество Бальмонта отличается особой музыкальностью. Музыка для автора – это особая суспензия, которая заливает, заполняет каждое произведение поэта, в ней растворяются все другие ингредиенты, объединяются, создавая совершенно новый, единый, гармоничный продукт на выходе.

Очень символично то, что в данном произведении «звучит музыка» и от скрипок, и от самой рыбки. Скрипка, которую считают самым «тонким», чувственным инструментом, издаёт приятные звуки, сплетающиеся с музыкой от рыбки, то есть музыкой чудес, музыкой души, бесшумной, но волнующей. Нередко, описывая чувственные переживания человека, упоминают о струнах души, что даёт основание уверенно провести параллель между душой и скрипкой. Данное предположение придаёт стихотворению дополнительный сакральный смысл.

Тема, проблемы, настроение

Бальмонтовский сборник «Только любовь» отличается воздушностью. Этот сборник пропитан солнечным светом. Автор рассуждает о возвышенных чувствах, о тонких материях, о мечтах, фантазиях, о вечности. Именно на эти «бестелесные явления» поэт обращает внимание читателя. 

В основу стихотворения «Золотая рыбка» положена мечта и вера в её исполнение. Это и есть основная тема произведения.

Проблемой, затронутой автором в данном стихотворении, можно назвать неумение, или же невозможность подмечать волшебство вокруг себя. Это проблема всех проблем! Она вечна! Затронув её, автор указал путь, «подвинул» всё человечество ближе к миру и гармонии, ближе к счастью. 

Настроение стихотворения «Золотая рыбка», как бы тавтологично не звучало, чудесное, волшебное. Произведение окрыляет, придаёт сил, питает надежды.

Основная идея

Данным стихотворением поэт хотел донести до нас такую простую, но такую сложную мысль, что чудеса повсюду, только руку протяни, поверь! Это и есть смысл стихотворения «Золотая рыбка».

«Наша жизнь есть чудо в вечном Чуде,
Наша жизнь — и здесь, и вечно там.» (К. Д. Бальмонт)

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «Золотая рыбка» перечислены в списке:

  1. Аллитерация: в 1-й, 2-й и 7-й строфах повторяются звонкие звуки, подобные звукам упомянутой скрипки. 
  2. Эпитеты: «весёлый бал», «лёгкие качели», «гнулись гибко».
  3. Метафора: «сладостный бред», «золотая рыбка», «опьянённые весной, бабочки ночные», «взор ко взору шепчет»
  4. Олицетворение: «любовь журчит», «весна смеётся», «ветерок качал», «пела скрипка», «пруд качал», «гнулись травы гибко»
  5. Сравнение: «точно вырезные… бабочки ночные».
  6. Метонимия: «меж гостей улыбка».
  7. Анафора:

 «И в сердцах любовь журчит,
И весна смеется.»

  1. В произведении не часто, но встречается инверсия.

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector