Анализ стихотворения «Любить иных …» (Б. Л. Пастернак)

Людей творческих профессий, или тех, чей талант ещё не обрамлён, очень часто называют незаурядными личностями, то есть не рядовыми, необычными.… Хотя, что значит «быть обычным»? Творческие люди способны «видеть невидимое», читать между строк жизни. В общении такие личности не очень просты и понятны, хотя они увлекают и увлекаются, что не может не вдохновлять, не манить. В большинстве случаев (хотя лучше сказать «в половине случаев») брак с такими людьми «обязывает» возложить свою жизнь и интересы на пьедестал интересов супруга (супруги), что не всегда может быть удобным, приятным… Это выматывает, давит психологически, особенно если «творческий человек» не замечает твою «жертву». Поэтому такие браки распадаются…А если два творческих человека вступают в отношения? «Главной причиной трудности совместного существования отца и матери была страстная посвященность их обоих своему искусству, то есть именно то, что было для обоих оправданием существования и душевно их сближало» — писал сын Пастернака о своих родителях. Именно этой проблеме посвящено стихотворение «Любить иных …», анализ которого предлагает Многомудрый Литрекон

История создания

В 1929 году Пастернак впервые увидел Зинаиду Нейгауз. Ему было почти 40 лет, в семье ссоры стали частым явлением… Ей всего 33 года, у неё два сына, прекрасные отношения с мужем…

«Он зашел в кабинет к Генриху Густавовичу, закрыл двери, и они долго беседовали. Когда он ушел, я увидела по лицу мужа, что что-то случилось… Генрих Густавович сказал, что ему надо серьезно со мной поговорить. Оказалось, Борис Леонидович приходил сказать ему, что он меня полюбил и что это чувство у него никогда не пройдет. Они оба сидели и плакали, оттого что очень любили друг друга и были дружны» (из описания Зинаиды Николаевны Пастернак)

В 1932 году Пастернак и Нейгауз узаконили свой брак. Стихотворение «Любить иных…» было написано поэтом в 1931 году и посвящено Зинаиде Николаевне. Оно входит в сборник стихотворений «Второе рождение».

Данную книгу современники поэта, литературоведы назвали самой «зрелой». Несмотря на то, что во «Втором рождении» также нет единого образа, единой темы, основы сборника, как и в предыдущих книгах, каждое стихотворение само по себе, они не сливаются в единую поэзию, но в сборнике уже нет места наивности и недоумениям, лирический герой «повзрослевший».

Знатоки – литературоведы неоднозначно отзываются о творчестве Бориса Пастернака, хотя всегда отдают должное его мастерству, его необъяснимому, необыкновенному для поэтов стихосложению. Бесспорно – Пастернак величайшая фигура в поэзии, чьё творчество обсуждается, не оставляет места безразличию, оно увлекает и заинтересовывает, вгоняет в недоумение.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Любить иных …» – элегия. Поэт рассуждает на тему любви, кого сложно любить, а кого любить легко, увлекательно.

Н. В. Гоголь говорил, что элегия – это сердечная история, что такое произведение может быть и длинным, и коротким, что она (элегия) может переполняться различными образами, метафорами, а может быть скупа на слова, может касаться одного интересующего объекта, а может нескольких, но, в основном, элегия всегда имеет меланхоличную окраску.

«Любить иных…» — не печальное по окраске стихотворение, но задумчивое.

Также данное произведение можно отнести к жанру послания, так как автор неоднократно обращается к собеседнице, к той, к кому испытывает чувства, которая натолкнула его на элегические рассуждения («…а ты прекрасна без извилин…», «…ты из семьи таких основ…», «…твой смысл, как воздух, бескорыстен…»).

Борис Леонидович начинал свой творческий путь с футуристами, но «посматривал» в сторону символистов, что противоречит, в принципе, идеологии футуристов, борющихся с символистическими принципами. Но приблизительно с 1920-х годов (немного раньше) у Пастернака вырисовывается своя «идеология», не вписывающаяся ни в одно литобъединение. Поэтому стихотворение «Любить иных…» невозможно причислить ни к одному из имеющихся направлений.

Размер стихотворения – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрестная, с чередованием мужской и женской рифмы. Такой порядок рифмы придаёт стихотворению «Любить иных …» нежное звучание, певучесть, тогда как другой порядок, сначала женская рифма, а потом мужская, привносят в произведение завершённость и чёткость.

Композиция

Стихотворение «Любить иных …» содержит три четверостишия, которые совпадают с композиционными частями.

1-я строфа – 1-я часть.

«Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.»

В данной части автор указывает на тему произведения.

Поэт пишет, что любить «иных» тяжело (здесь можно различить образ первой жены поэта – Евгении Лурье, творческого человека), а его новая возлюбленная – другая (Зинаида Нейгауз – хозяйственная женщина). Поэт не понимает ещё причину своей новой увлечённости, не может разгадать эту загадку.

2-я строфа – 2-я часть. Здесь поэт пытается описать образ возлюбленной, сравнивая её с воздухом, с «шорохом снов», с «шелестом новостей и истин».

Он всё ещё не понимает причину «возгорания чувств», но находит оправдания, сопоставляя свои эмоции с испытываемыми чувствами по причине наступления весны.

3-я строфа – 3-я часть.

«Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.»

Это четверостишие уже не является обращением к возлюбленной.

Автор пишет, скорее всего, о желаемом, о том, что было бы замечательно как-то раз утром проснуться, осознать, что всё былое, прошлое, и не стоит о нём беспокоиться, волноваться, пишет, что не стоит засорять светлый день лишними словами, объяснениями, главное понятно и без слов.

Возможно, что данная строфа навеяна небольшим чувством вины по отношению к Евгении Лурье, с которой у них сохранились добрые отношения и после развода.

Образы и символы

Лирическим героем является сам автор. Он очень умный человек, нежный, с философским виденьем Мира. Об этом говорят его рассуждения, его бесконечный поиск, его осознание того, что ищет он что-то неизведанное, и вряд ли найдёт…

Главным образом стихотворения «Любить иных…» является его собеседница, в которой просматривается Зинаида Николаевна Нейгауз.

Эта женщина для лирического героя является бесконечной загадкой, но в то же время удивительно простой, «без извилин».

Из биографии поэта нам известно, что в Зинаиде Николаевне Пастернак нашёл качества идеальной женщины, которые не были присущи первой его жене. Это хозяйственность, уступчивый характер, простота в общении, наивность, покорность. Вторая жена поэта была полной противоположностью Евгении Лурье, хотя её он тоже любил. С первой женой на уступки шёл он, хозяйственность была присуща ему.

Символов, как таковых, в произведении нет, но присутствуют интересные сравнения, метафоры, над которыми хотелось бы порассуждать.

«И прелести твоей секрет
Разгадки жизни равносилен.»

Поэт признаётся себе и возлюбленной в том, что он не может понять, почему он полюбил её. Грубовато звучит, но в этом ещё и просматривается абсолютная искренность и доверие к возлюбленной. Данные стоки говорят о высоком чувстве.

«Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.»

Данные метафоры призваны объяснить возлюбленной её значимость для поэта.

Сон – это что-то бессознательное, не из сего мира, то, что мелькает, но что нельзя уловить, нельзя понять, иногда вспомнить. Поэт сравнивает Её со сном, такой же лёгкой, неосязаемой, неземной…

Борис Пастернак пишет о весне, что «шорох слышен весной», а весна является символом молодости, творчества и духовного обновления. То есть автор признаётся, что любовь вдохновила его на новые свершения, показала дальнейший путь.

В то же время слышен «шелест новостей и истин», то есть уже что-то более приземлённое, то, что создают люди, то, что действительно существует. То есть возлюбленная его находится между земным и неземным, она «как воздух», её нельзя потрогать, но она есть, её не видно, но она жизненно необходима.

«Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть…»

Если опираться на предыдущую строфу по смыслу, то можно предположить, что поэт предполагает, что когда-нибудь он разгадает «неземную составляющую» своей возлюбленной, но и тогда он не потеряет интерес к ней, так как полюбил её так же за её простоту, за её сущность «без извилин».

Также можно предположить, что «словесный сор» — это страстные обещания, нелепые признания в любви, романтические речи, всё то, что может однажды исчезнуть, что даже должно исчезнуть, чтобы стало легче жить, «чище».

«И жить, не засоряясь впредь,
Всё это – небольшая хитрость.»

Этими строками автор уверенно говорит о своих намерениях прожить с любимой всю жизнь, без иллюзий, без «сора», говорит он это серьёзно и решительно. Всё произведение говорит о чистоте и силе любви поэта.

Не лишним будет отметить, что в жизни Бориса Леонидовича Пастернака было три любимых женщины (Евгения Лурье, Зинаида Нейгауз и Ольга Ивинская), которых он любил всегда, хоть и, говоря простым «чёрно-белым» языком, изменял им, предавал… Любил он их искренне и «навсегда».

К слову, Зинаиду Николаевну он не оставлял до самой своей смерти, не бросил, как и обещал.

Темы, проблемы, настроение

Тема стихотворения «Любить иных …» – любовь, её многогранность. Данная тема в творчестве Бориса Пастернака занимает особое место, главенствующее.

Любовными произведениями автор будто просит услышать его, понять его чувства, принять его внутренний мир, он делится, но также не позволяет нарушать его покой, его убеждения. Сам он тоже никогда не позволял себе вламываться во внутренний мир близких людей, а только слушал их, пытался понять чувствами.

Проблематика стихотворения «Любить иных …» должна указывать на осмысленные, пережитые противоречия, то есть в данном случае можно считать проблематикой тот факт, что поэт любил двух абсолютно разных женщин, любил искренне.

Можно ли любить с одинаковой силой и чистовой двух, трёх человек? Насколько многогранна любовь? Насколько сильно, могущественно это чувство? Все эти вопросы имеют место быть, они все полноценно раскрывают проблематику произведения «Любить иных …».

Настроение стихотворения «Любить иных…» светлое, доброе, вдохновляющее и земное. Создаётся устойчивое впечатление того, что, если вдруг туман влюблённости исчезнет, то что-то останется, что-то, что так же прекрасно, но уже ощутимо на физическом уровне, что-то более естественное, но такое же приятное и родное.

Хочу отметить, что все произведения Бориса Леонидовича с одной стороны просты, человечны, а с другой стороны сложны, так как не типичны, самобытны, сложно понять точный их смысл, ими хочется просто наслаждаться, перекладывая на свою жизнь.

Основная идея

Смысл произведения «Любить иных …» должен быть некий ответ автора на поднятые вопросы, она должна отображать отношение поэта к теме. Честно признаться, здесь сложно выделить главную мысль, но смею предположить, что она скрывается в последней строфе.

«Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.»

Вероятно, что поэт считает очень сложной для человека задачей любить абсолютно разных людей одновременно, разных женщин… Он признаёт тот факт, что мечтает о том, что хочет эту тяжесть, чувство вины выкинуть из сердца, но не может… А что это значит? Это значит, что первая его жена продолжает для него многое значить, продолжает занимать место в его сердце, но также в сердце поселилась и другая женщина, вторая жена… Автору сложно, очень сложно, он сам практически не верит, что так возможно, но это так, он совмещает, и будет совмещать эти «разные чувства» до конца… Такова главная мысль стихотворения «Любить иных …».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Любить иных …» демонстрируют уникальное мастерство поэта, его «фирменный» стиль.

  1. Аллитерация: «весною слышен шорох снов», «и шелест новостей и истин», «легко проснуться и прозреть», «словесный сор из сердца вытрясть»;
  2. Эпитеты: «тяжёлый крест», «смысл бескорыстен», «небольшая хитрость»;
  3. Сравнение: «твой смысл, как воздух, бескорыстен»;
  4. Метафора: «прекрасна без извилин», «прелести секрет», «разгадка жизни», «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть»;
  5. Олицетворение: «слышен шорох снов».
  6. Гротеск: «проснуться и прозреть»
  7. Антитеза:

«Любить иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин…»;

  1. Инверсия: «весною слышен шорох снов…»;

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *