Анализ стихотворения «Февраль» (Б. Л. Пастернак)

Борис Леонидович Пастернак является известным поэтом начала 20 века. «Больше всего на свете я любил музыку… Но у меня не было абсолютного слуха…» — сказал как-то Борис Леонидович, а потом, некоторое время спустя, серьёзно увлёкся философией. Может быть поэтому его произведения такие мелодичные, такие наполненные смыслом и «приятные». Поэтическое наследство поэта насчитывает около 500 стихотворений. Одно из низ Многомудрый Литрекон проанализировал и предлагает Вашему вниманию анализ стихотворения «Февраль» по плану.

История создания

Стихотворение «Февраль» считается одним из самых любимых произведений поэта. Оно было написано в 1912 году, но после этого Борис Леонидович его несколько раз редактировал. 

  • В 1913-м году вышел сборник стихов «Лирика», куда было включено «свеженаписанное» стихотворение «Февраль».
  • В 1928 году стихотворение претерпело первые изменения. Автор внёс поправки в текст, начиная с 7-й строки.
  • В 1945 году Борис Леонидович вновь возвратился к совершенствованию «Февраля», включив новый его вариант в сборник «Избранное». Но спустя 10 лет поэт решил остановиться на первоначальном варианте стихотворения 1912 года.

Следует отметить, что на момент написания поэтом данного стихотворения действовал ещё календарь «старого стиля», то есть отстававший на 13 дней от нового календаря, следовательно, первые тринадцать дней «нового» марта были ещё февралём по старому стилю. Данное уточнение необходимо для более полного осознания написанного. Автор упоминает грачей, которые сидели на ветках как «обуглившиеся груши», но грачи прилетают во второй половине марта по новому стилю, следовательно, в начале весны по старому стилю. Из вышенаписанного можно сделать вывод, что «ранние» грачи – это авторское допущение.

Жанр, направление, размер

На всём протяжении творческой жизни Пастернак красочно, любовно описывает пейзажи вдохновляющей его природы. Но отнести именно стихотворение «Февраль» к пейзажной лирике нельзя, оно более соответствует жанру философской лирики. В данном случае природные панорамы автор «показывает» для точной передачи своих мыслей, которые заполнены раздумьями на тему творческих исканий, на тему исканий стимуляторов вдохновения. 

Ранний период творчества Бориса Леонидовича полон произведениями, в которых симбиотично сосуществуют символизм и футуризм. Но «Февраль» — это произведение символистской направленности. Стихотворение наполнено различными объемными образами, имеющими символистическое значение. 

К группировке «Центрифуга» Пастернак присоединится лишь в 1914 году, а до этого, вместе с единомышленниками, поэт создаёт группу «Лирика», участники которой считались футуристами, но не кардинальными, как в «Гилеи», а умеренными, для которых не чужд был символизм. 

Размер стихотворения «Февраль» – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. Пастернак очень тонко использует неточные рифмы, которые создают эффект «обычной» речи.

Композиция

«Февраль» состоит из 4 катренов. Композиция стихотворения кольцевая, четырёхчастная, причем каждая новая строфа «зацеплена» с предыдущей словом, смыслом.

  1. Первая строфа сообщает о факте наступления последнего месяца зимы, а также о чувствах, пробужденных в душе автора, о его порывах. Причем поэт будто боится не успеть уловить «романтику» этого периода, употребляя слово «пока» в 3-й строке: «Февраль. Достать чернил и плакать!». Вторая строфа – это погружение в мечты, предвкушение процесса создания произведения, а точнее предвкушение более «поэтической» атмосферы. «Перенестись туда, где ливень еще шумней чернил и слез.».
  2. Третья строфа продолжает вторую, но в ней автор зацикливает внимание на детали, бросающейся в глаза своей особой «тоскливостью». Отлетающих грачей поэт сравнивает с «обугленными грушами», что придаёт особую пикантность стихотворению, глубину и объем. 
  3. Четвёртая строфа сообщает о том, что «сухая грусть», о которой поэт писал выше, помогает в создании стихотворения, причем, «чем случайней», тем лучше, то есть чем неожиданней придёт к творцу это сжимающее чувство тоски, «тем вернее слагаются стихи навзрыд». 

Композиционное кольцо обозначено: «писать о феврале навзрыд» и «слагаются стихи навзрыд». Можно предположить, что замена «писать» на «слагается» указывает на значимость атмосферы, на значимость вдохновения для поэта. 

Образы и символы

Лирическим героем является поэт, вдохновлённый природной сменой сезона, вдохновленный тем, чем вдохновляются очень немногие: слякотью, ливнем, «сухой грустью», «почерневшими проталинами», «кричащим ветром». Лирическим героем является сам Борис Леонидович, каждое стихотворение которого имеет оттенки пейзажной лирики.

Стихотворение «Февраль» наполнено множеством интересных образов. Объемлющий образ февраля является главным в произведении. Остальные образы – составляющие этого ключевого образа, раскрывающие его в более полной мере.

«Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.»

В данных строках представлены два необычных, метафоричных образа. Многие произведения Бориса Леонидовича наполнены звуками, и данное стихотворение не исключение: «грохочущая слякоть», «благовест», «клик колёс», «шумней чернил и слёз», «ветер криками изрыт».

Вторая строфа интересна тем, что в ней нет конкретного образа, но присутствует ощущение движения, причём поэт описывает не «проплывающие» пейзажи, а «едет» лирический герой сквозь звуки колокола, стук колёс, едет туда, «где ливень еще шумней чернил и слез», то есть тоже в «звук».

Третья строфа изобилует образами: «обугленные груши», «сухая грусть», «дно очей». Данные метафоры кратко и точно описывают восприятие поэтом окружающего. 

Черные грачи для автора схожи с плодами груши, хоть и не являются золотыми, они обугленные, то есть обгорелые от «черной весны», упомянутой в первой строфе («Весною черною горит.»).

Грачи являются весенними птицами, являются символом марта, признаком весны! Также они символизируют проницательность, мудрость. В стихотворении они «срываются» с деревьев и «обрушивают» «сухую грусть на дно очей». Почему же грусть сухая? Возможно, потому, что она без слёз, она приятная для поэта, вдохновляющая.

В стихотворении «Февраль» поэт часто упоминает черный цвет. Но с традиционным символическим значением пастернаковский черный никак не связан. У автора черный – это противоположность белому, то есть зиме, а это значит, что черный – это тепло, это перемены, это символ возрождения природы. 

Чернила, как ещё одно проявление «черноты» в стихотворении, тоже заслуживают особого внимания. Они являются символом вдохновения, символом потенциальных возможностей. Плач, который упоминает автор в начале стихотворения и в конце – это сам процесс создания стихотворения, соответственно, «достать чернил и плакать» можно перевести так: вдохновиться и создать произведение.

Для Бориса Леонидовича особенной является стихия воды. В «Феврале» слово «вода» не употреблено ни разу, но поэт пишет о «слякоти», о «ливне», о «слезах», о «лужах».

Вода – это символ чистоты, источник жизни, а дождь – символ очищения, плодородия. Объединив данные значения и перенеся их на стихотворение Пастернака, можно предположить, что поэт «замаскировал» в произведении освобождение от оков зимы, прозрение. Слёзы можно рассмотреть как «внутричеловеческий» дождь, то есть освобождающий от душевных оков, позволяющий обрести гармонию.

«Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.»

В данных строках автор как бы сопоставляет ливень и слёзы, что является доказательством вышенаписанного.

«Стихи слагаются навзрыд», то есть поэт изливает душу на лист бумаги, делится своими мыслями, переживаниями с читателем, от чего ему становиться легче, лучше, свободней.

Темы, проблемы, настроение

«Творчество» является основной темой «Февраля». Творчество – это одна из трёх составляющих пастернаковской тематики «Любовь, творчество, природа».

В данном стихотворении поэт пишет о невероятной способности природы вдохновлять на свершения, о неразлучности, единстве природы и человека, о зависимости одного от другой. Эту связь можно считать поднятой автором проблемой. Человек зависит от природы! Поэт связан с природой. По ходу стихотворения можно проследить некую градацию.

«Февраль. Достать чернил и плакать!»

«И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.»

Можно предположить, что изначально поэт был готов к труду, к работе над произведением, но это был именно труд, то есть не исключается какое-то напряжение, а в последней строфе автор пишет о том, что стихи сами льются на бумагу, «слагаются навзрыд», то есть природа сподвигла поэта на данное свершение, природа руководила пером автора, она помогла ему.

Настроение стихотворения «Февраль» спокойное, вдохновляющее. 

Разобрав его, «окунувшись» в расшифрованные пастернаковские символы, «Февраль» можно назвать стихотворением–откровением, стихотворением-мгновением, ведь вдохновение приходит неожиданно, внезапно, необъяснимо, в один миг. Борису Леонидовичу удалось отобразить «это непостижимое» с помощью пейзажей, природных явлений. 

Основная идея

Отношение автора к поднятой теме можно определить как восхищение, преклонение пред природой. Автор признаёт её влияние и свою зависимость от неё. Это и есть смысл стихотворения «Февраль».

Конец февраля, начало марта – это переходящая пора, пора освобождения, обновления, переосмысления всего. Именно на это хотел обратить внимание читателя поэт, именно поэтому он использовал в стихотворении «водные» символы, усиливающие данный посыл. Такова главная мысль стихотворения «Февраль».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Февраль» перечислены в списке:

  1. Метафоры: «грохочущая слякоть горит», «черная весна», «ливень шумней чернил и слез», «сорвутся в лужи», «обрушат сухую грусть», «дно очей», «ветер криками изрыт», «слагаются стихи навзрыд».
  2. Сравнения: «как обугленные груши».
  3. Олицетворения: «слагаются стихи».
  4. Гипербола: «с деревьев тысяча грачей».
  5. Для построения стихотворения автор использует инверсию.
  6. Риторическое восклицание: «Достать чернил и плакать!»
  7. Анафора (звуковое единоначатие): 

«Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть…»

«С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.»

«И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее…»

  1. В стихотворении можно заметить фонетические средства выразительности. Например, звук «р», который часто встречается в произведении, создаёт впечатления надрыва, крика, а шипящие звуки «х», «ч», «ш» — это шелест ветра, дождя (аллитерация). 

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector