Анализ стихотворения «Весенняя гроза» (Ф. И. Тютчев)

Лирика Ф. И. Тютчева разнообразна по своему содержанию, в ней нашли отражения философские и любовные рассуждения поэта. Тексты, посвященные красоте и величию природы, прославили поэта и как мастера пейзажной лирики. Созерцание природы не только вдохновляло и восхищало поэта, оно подводило его к серьезным размышлениям о жизни и мироздании. Один из самых известных образцов такой лирики – «Весенняя гроза». Многомудрый Литрекон предлагает подробный разбор стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» по плану, который позволит рассмотреть все особенности этого необыкновенно красивого текста.

История создания

Стихотворение «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчев написал в 1828 году, когда находился на дипломатической службе в Германии. Опубликовано оно было годом позднее, в московском журнале «Галатея».

В Германии он пережил свой творческий расцвет, ведь вращался в обществе поэтов, известных на весь мир. Он был знаком с Гейне и Шеллингом. Там же поэт завел первую семью: в 1826 году женился на Элеоноре Петерсон и был счастлив в браке. В 1828 году он все еще пребывал в восторженном расположении духа: любил красавицу-жену, вел светский образ жизни, не был обременен службой.

Интересно заметить, что поэт написал текст в возрасте 25 лет, но в 1854 году вернулся к стихотворению и немного переделал его. Сегодня известна именно вторая, более поздняя редакция «Весенней грозы».

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Весенняя гроза» — это образец пейзажной лирики с элементами философского рассуждения. Поэт разворачивает перед читателем живую картину весенней грозы. Используя яркие образы и средства выразительности, он рисует голубое небо, раскаты громы и первые дождевые капли. Тем не менее, некоторые литературоведы утверждают, что творческое наследие Тютчева представляет собой последствия распада формы оды, которая была популярна во времена Державина и Ломоносова. Поэтому Ю.Н. Тынянов выдвинул свое определение жанра стихотворений Тютчева — «фрагменты». По его мнению, произведения поэта до предела сжаты и не имеют даже логического завершения.

«Тютчев — поэт одной темы: космизация человеческого присутствия в Сущем. В ней всё собрано, уплотнено и в то же время расредоточено по нескольким руслам, наполненным игрой стихий, мерцанием ценностей и коннотатов»

В то же время Тютчев проводит параллель между природным явлением и человеческой молодостью, рассуждает о вечном движении и цикличности жизни. Наблюдение за природой заставляет поэта задуматься над философскими вопросами существования, что делает его текст более полным и глубоким.

Стихотворение «Весенняя гроза» написано четырехстопным ямбом с пиррихием и использованием перекрестной рифмовки, при этом в тексте чередуются мужские и женские рифмы. Использование любимого поэтом размера делает звучание «Весенней грозы» легким и мелодичным.

Образы и символы

Главные образы стихотворения «Весенняя гроза» — это сама гроза и лирический герой, который выступает наблюдателем, пораженным красотой весны и величием природы. Его настроение созвучно с пейзажем.

Центральный образ стихотворения – это весенняя гроза, которой признается в любви поэт. Тютчев представляет явления природы в виде живых существ: раскаты «молодые», гром гремит «как бы резвяся и играя», «поток проворный» бежит с горы. Поэт подмечает мельчайшие детали наступающей грозы, он точно описывает лесные звуки, летящую пыль, блестящие на солнце дождевые капли. Все вместе складывается в яркий и цельный образ грозы.

Тютчев в своем тексте не просто изображает грозу, он делает ее символом молодости и вечного движения. Весна как время года традиционно ассоциируется с обновлением жизни, рождением нового. Первая гроза в тексте поэта уподобляется молодому живому существу, которое полно сил и радости. Ее появление сопровождается «проворными потоками», несмолкающим птичьим гамом и солнечным сиянием – таким образом, каждая черта пейзажа только усиливает этот образ.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Весенняя гроза» действительно невелика, ведь поэт стремился сказать самые главные слова, сосредоточенные вокруг одной идеи:

  1. Основная тема грозы в тексте Тютчева неразрывно связана с темой молодости и обновления. Мастер пейзажной лирики, поэт создает невероятно живую и привлекательную картину, где читатель не только видит краски природы, но слышит звуки и запахи, сопровождающие первую лесную грозу.
  2. В финале Тютчев вводит в стихотворение древнегреческий сюжет про «ветреную Гебу» и таким образом дополнительно расширяет тематику произведения. Это позволяет поэту подчеркнуть вечность и цикличность природы, одинаково чарующей и вдохновляющей разные культуры и эпохи.
  3. Настроение стихотворения «Весенняя гроза» — приподнятое, веселое и позитивное, как сама весна.

Проблематику стихотворения «Весенняя гроза» можно вывести из его структуры.

В первой строфе поэт признается в любви к весенней грозе и подготавливает к восприятию основной картины. Вторая и третья строфы изображают образную картину самой грозы, где каждая черта подчеркнуто свежая и живая, где раскаты грома и лесной гам сливаются в единый радостный гимн весне и обновлению. Наконец, завершающая строфа сравнивает природное явление с мифологическим древним сюжетом.

Поэт затрагивает в своем стихотворении проблему вечной взаимосвязи всего живого, поэтому громовые раскаты у него так похожи на юных живых существ, которым свойственно резвиться и просто радоваться наступлению нового дня. 

Основная идея

Главная мысль стихотворения Тютчева – подчеркнуть взаимосвязь природы и человека. Весеннее обновление природы оказывается таким же шумным, активным и радостным, как человеческая молодость, наполненная энергией и бесконечными планами. Именно эта связь ведет к мировой гармонии, когда каждый элемент мироздания становится его неотъемлемой частью.

Поэт видит в природе высшее, божественное начало. Полушутливо рассказывая в последней строфе древнегреческий сюжет про Гебу и «Зевесова орла», Тютчев метафорически напоминает читателю о вечности природы и цикличности ее явлений, в которых не бывает ничего случайного. Таков смысл произведения «Весенняя гроза».

Все описываемое поэтом пространство как бы наполнено светом и сиянием, что придает стихотворению приподнятое, радостное настроение и звучание.

Средства выразительности

Нарисовать картину весенней грозы Тютчеву помогает использование многочисленных средств выразительности.

  • Прежде всего, стихотворение наполнено яркими точными эпитетами: «весенний, первый гром», «голубое небо», «шум нагорный». Подчеркнуть красоту природы поэту помогают и метафоры, так первые капли дождя он сравнивает с жемчугом и называет «перлы дождевые».
  • Тютчев активно использует олицетворение, так как стремится показать природу как живую стихию. Все природные явления поэт наделяет способностью действовать: «как бы резвяся и играя», грохочет гром, «дождик брызнул», «солнце нити золотит», «и гам лесной, и шум нагорный – все вторит весело громам». 

Можно заметить в стихотворении также аллитерацию. Поэт многократно использует в начале тексте звуки «г» и «р», уподобляя звучание текста грозовым раскатам.

Стихотворение «Весенняя гроза» представляет собой яркий образец русской пейзажной лирики, когда через созерцание красоты природы поэту немного приоткрывается Великая Тайна Мироздания. Ф. И. Тютчев с помощью ярких образов и тропов создает живую картину первой весенней грозы и помогает увидеть ее сходство с наполненной энергией молодостью жизни.

Автор: Юлия Филипская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector