Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» (Ф.И. Тютчев)
Фёдор Иванович Тютчев был знаменитым русским лириком девятнадцатого столетия. Его произведения были неповторимыми, ведь им была свойственны особая душевность и эмоциональность. Свидетельством тому послужит стихотворение под названием «Тени сизые смесились». Здесь отображен внутренний мир поэта — его эмоции, чувства и переживания. Рассмотрим подробный анализ произведения «Тени сизые смесились» по плану.
Содержание:
История создания
Известно, что работу над данным произведением Тютчев завершил в 1836 году. Вначале анализируемое произведение носило простое название «Сумерки». Не секрет, что судьба уговорила Тютчеву и его семье множество трудностей и душевных переживаний. Именно эти факты и нашли отражение в произведении «Тени сизые смесились».
Одним из самых запоминающихся в жизни Тютчева стал 1835 год. Именно в это время все семейство Тютчевых решило поехать в Турин. Однако их дорогу нельзя назвать благополучной, ведь они столкнулись с кораблекрушением. Смело можно сказать, что лишь благодаря чуду никто из семейства не погиб. Однако данная ситуация значительно отразилась за здоровье жены Тютчева, которую звали Элеонора. Женщина ни с кем не общалась, даже с близкими, и не вставала с кровати на протяжении длительного времени.
Днем поэта отвлекала от всего повседневная суета. Однако в ночное время Тютчев страдал от гнетущих мыслей. Фёдор Иванович винил себя в том, что он был инициатором той роковой поездки, из-за которой разрушилось его семейное счастье. Именно в одну такую ночь поэт и создал стихотворение «Тени сизые смесились». Анализируемое произведение было опубликовано в знаменитом журнале «Русский архив» в 1879 году.
Жанр, направление, размер
Произведение «Тени сизые смесились» является лирическим стихотворением. В нем Фёдор Иванович отразил свои собственные мысли и переживания.
Тютчев работал в стилистике «чистого искусства». Автор затрагивал только философские проблемы, вечные темы и держался подальше от злободневных инфоповодов. Не любил он и гражданскую лирику.
Четырёхстопный хорей с использованием перекрестной рифмовки — это и есть стихотворный размер «Тени сизые смесились». Создавая свое стихотворение, Фёдор Иванович использовал перекрестную рифму.
Композиция
Композиционный строй произведения «Тени сизые смесились» включает в себя две строфы. Они соответствуют двум смысловым частям произведения.
- Так, в первой части читатель наблюдает за картиной ночи. Здесь поэт показал, какие переживания он испытывает, из-за них он не может заснуть.
- В следующей части автор демонстрирует, как главный герой наслаждается ночным спокойствием и тишиной. Именно эта тишина призвана успокоить израненную душу поэта.
Стихотворение Тютчева имеет кольцевую композицию. Об этом свидетельствует то, что в первой строфе автор использует слово «смесились». Во второй части автор его преобразовывает в слово «смешай».
Образы и символы
Можно заметить, что Фёдор Иванович в своем произведении «Тени сизые смесились» противопоставляет два образа. Ими являются образ материального мира и образ духовного мира. Поэт материальное начало выразил с помощью цвета и звуков, которые буквально утонули в ночном сумраке. Духовное начало Фёдор Иванович продемонстрировал иначе — с помощью абстрактных понятий. Душа, чувства, тоска — все это проявления внутренней жизни поэта.
Эти два мира автор объединил при помощи образа сумрака. Он заполняет темнотой оба мира, происходит слияние внутреннего и внешнего. Лирический герой не видит и не слышит звуков дня, все поглотила тьма. И внутри него тот же сумрак, та же тишина. «Чувства мглой самозабвения» погашены. Герой познает уничтожение (забвение всего) и смешивается с глубокой темнотой окружающего мира. Только так он получить забвение от тревог.
Поэт показывает, как герой стихотворения переживает трагизм собственной судьбы. Автор утверждает, что сумрак представляет собой уникальное и необычное время. Именно благодаря сумраку, по мнению Тютчева, у человека появляется прекрасная возможность слиться с природным миром.
Темы, проблемы, настроение
В своём произведении «Тени сизые смесились» Фёдор Иванович поднял тему ночной жизни внутреннего мира человека. По мнению поэта, именно это время суток объединяет личность с мирозданием. Читатель наблюдает за тем, как главный герой страдает от тяжёлых мыслей и душевных переживаний. Однако эти мучения становятся преодолимыми, как только лирический герой начинает созерцать картину ночного пейзажа. Образ ночного сумрака в стихотворении символизирует силу исцеления, которая способна победить страдания человека.
Проблема бремени самого себя — главная в произведении «Тени сизые смесились». Герой ощущает тяжесть переживаний и тоски, когда пребывает в мире и чувствует себя собой. Но в глубоком сумраке человек забывает, кто он. Он улавливает только покой, слияние со всем, что его окружает. Все невзгоды позади. Сон дарит нам возможность отдохнуть от суеты, от себя, от других. Он обновляет и перезагружает нас.
Настроение стихотворения «Тени сизые смесились» тихое, спокойное, умиротворяющее.
Основная идея
Автор создал стихотворение «Тени сизые смесились», чтобы донести до читателя жизнеутверждающую идею: если человек признает себя неотъемлемой крохотной частицей Вселенной, соединится с ней, то сможет освободиться от своей тяжёлой доли, уготовленной судьбой. Ночь дарит нам покой, погружает нашу душу в исцеляющий сумрак. Таковая главная мысль стихотворения «Тени сизые смесились».
Тютчев заявляет о неразрывном единстве между природным миром и человеком. Ночь дает нам шанс смешаться с тем, что нас окружает, и забыть о переживаниях и тоске хотя бы на время. В этом и состоит смысл стихотворения «Тени сизые смесились». Автор метафорично и красиво описал уход человека в сон.
Средства художественной выразительности
Именно благодаря тропам и другим средствам выразительности Тютчеву удалось максимально точно передать читателю атмосферу стихотворения и его основную мысль.
- Особенно в произведении выделяются эпитеты («сумрак сонный», «тоски невыразимой» и так далее).
- Также автор использовал олицетворения (например, «звук уснул») и метафоры (например, «мгла самозабвенья»).
- Метафоры: «мглой самозабвенья», «вкусить уничтоженья».
- Создавая образ сумрака, Фёдор Иванович использовал лексический повтор («Сумрак тихий, сумрак сонный»).
- Кроме того, можно встретить градацию («тихий», «томный», «благовонный…»).
Автор: Виктория Комарова