Анализ стихотворения «Крестьянские дети» (Н.А. Некрасов)
Николай Алексеевич Некрасов был известным русским поэтом девятнадцатого столетия. Взгляды Некрасова были близки к идеям «революционных демократов». В своих стихотворениях Николай Алексеевич поднимал тему страданий русского народа и трагедии крестьянства. Не зря Некрасова называли «самым крестьянским поэтом». Одним из самых известных его произведений является поэма под названием «Крестьянские дети». В ней Николай Алексеевич рассказывает нам о радостях и трудностях жизни крестьянских детей. Рассмотрим подробный анализ данного произведения по плану от Многомудрого Литрекона. Приятного просвещения!
Содержание:
История создания
Известно, что история создания произведения «Крестьянские дети» имеет прямую связь с детством Некрасова. Будущий поэт родился в семье чиновника, который взимал недоимки с простого народа. Методы работы Некрасова-старшего были варварскими: он бил и унижал тех, кто не мог ему ничем ответить. Но Некрасов-младший сочувствовал этим людям. Он любил играть с крестьянскими детьми, ему было очень радостно и весело в таком обществе.
Когда Некрасов вырос, одним из его любимых занятий стала охота. Хобби свело его со многими “мужиками”, которые были рады помочь барину и рассказать о своей жизни. Поэтому автор так глубоко проникся проблемами и нуждами народа.
Работу над созданием произведения «Крестьянские дети» Николай Алексеевич завершил в 1861 году. Над написанием поэмы Некрасов трудился в Ярославской губернии. Чтобы написать произведение, Некрасову потребовались две недели.
Жанр, направление, размер
Произведение Николая Некрасова «Крестьянские дети» можно отнести к жанру поэмы. В нем можно заметить присутствие сюжета и лирических отступлений.
Литературный размер в поэме — четырехстопный амфибрахий. Перекрестная рифма придает особую динамику произведению.
Направление творчества Некрасова — критический реализм. Автор показывали жизнь такой, какой она была, но старались сместить фокус на социальную и политическую проблематику, дабы показать несовершенство мира.
Композиция
Можно заметить, что стихотворение имеет довольно оригинальную композицию в форме монолога-рассуждения. В начале автор дает небольшое вступление, из которого читателю становится понятно, что явилось поводом к размышлениям лирического героя. Вступительная часть имеет форму полилога.
При этом Николай Алексеевич разделил свое стихотворение на несколько смысловых частей. Сначала Некрасов рассказывает нам о том, как дети следили за уснувшим охотником. Затем автор предается размышлениям о положительных сторонах крестьянской судьбы, потом он размышляет о её отрицательных проявлениях, после чего делает вывод.
Образы и символы
В стихотворении «Крестьянские дети» можно выделить два главных образа — лирический герой и дети. Образ детей является собирательным. Автор показывает, какова крестьянская судьба.
Лирический герой снова приезжает в деревню, где занимается охотой и написанием стихов. Он рассудителен, внимателен и любопытен. В его отношении к народу нет предубеждения и заносчивости, поэтому он сам использует просторечия и междометия вроде “Чу”. По сюжету осле охоты главный герой засыпает в сарае. После пробуждения он видит детей и начинает прислушиваться к их шепоту.
Даже в облике невинных созданий уже проявляется присущая им доброта:
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Крестьянским детям было очень интересно наблюдать за охотником. Они старались разглядеть каждую деталь его внешности. Они заметили, что охотник был с бородой. На его шапке ребята заметили часы. Им было очень любопытно, сколько же они стоят. Знакомясь с произведением, читатель замечает, что дети немного боялись охотника, ведь они знали, как обычно «баре» поступают с представителями крестьянской сословия. Дети опасаются, что он их “прибьет”. Однако их вывод позабавил героя:
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой…
Даже дети уже понимают всю суть социального неравенства: барин не может ехать с крестьянином — побрезгует. Дворяне и выглядят по-иному, не как обычные люди: бороды не носят. Все это обнажает пропасть между двумя сословиями.
В образе лирического героя воплощен очень рассудительный человек. Он понимает, что завидует крестьянским детям, ведь у них довольно беззаботное детство, им не нужно учить науки.
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Главному герою очень интересно смотреть за тем, как ребята играют и помогают взрослым. Вдруг главный герой вспоминает, что в свое время он также играл с крестьянскими детьми и многому у них научился. Благодаря им он узнал все хитрости леса, все основы охоты. Он впадает в ностальгию.
В описании народного быта и русских традиций автор не жалеет подробностей. В его воспоминаниях можно встретить и рабочих, и паломника, который повествует о судьбе Вавилы: тот роптал на Бога и растерял все свое богатство. Богобоязненность и смирение — вот основы народной культуры.
Автор подметил, что дети в крестьянской среде с ранних лет приучаются к труду и не ведают лени. Их забавы быстро перерастают в помощь семье. Походы в лес всегда сопровождаются полезными поручениями. Поэтому среди них нет эгоистов. Все живут одной большой семьей и одними заботами. С одной стороны, это хорошо, но с другой, детство в этой среде краткосрочно и не безоблачно. Поэт приводит в пример малютку Власа: мальчику всего 6 лет, а он уже возит дрова в лютый мороз, потому что в семье только два мужчины (он и отец). Тяжкий труд рано отнимает у детей здоровье и досуг, а впереди их ждут суровые испытания и горькие открытия. Но автор не унывает: детские воспоминания будут утешением и гордостью крестьян, которые любят свой удел, свою землю, несмотря на тяжесть бремени.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема произведения “Крестьянские дети” — судьба простого русского народа. Она характерна не только для произведения «Крестьянские дети», но и для всего творчества Николая Некрасова. В своих произведениях знаменитый поэт исследовал образ жизни крестьянского люда и его трагическую участь.
Тематика поэмы “Крестьянские дети” представлена в списке:
- Детство в крестьянской среде. Лирический герой, увидев крестьянских детей, начинает размышлять об их судьбе. С одной стороны, главный герой завидует детям, ведь им не нужно часами заниматься наукой. Они просто играют друг с другом, а также помогают взрослым, когда их об этом попросят. Некрасов сам не раз вспоминал, как в детстве играл с крестьянскими детьми. Однако с другой стороны лирический герой осознает, что этих детей в будущем ждёт бедная и совсем не сладкая жизнь. В подтверждение своих слов главный герой рассказывает один случай из жизни. Однажды он встретил мальчика, которому было всего шесть лет. Он помогал своему отцу заготавливать дрова, так как в их семье больше не было представителей сильного пола.
- Образ жизни и традиции народа. Автор описал типичные для крестьянства явления: притчи и рассказы странников служат главной моральной опорой и универсальным источником информации о мире. Поэтому в народе сильна богобоязненность, равно как и суеверия. Дети воспитываются на сказках, а трудовые и социальные навыки получают на практике, помогая взрослым и подменяя их. Так, девочки готовятся стать матерями, будучи совсем еще маленькими. Они нянчат братьев и сестер, перенимая основы материнства из уст в уста.
- Природа и человек. Дети очень близки к земле и лесу, они естественны и правдивы, как и все, что их окружает. За счет своего активного образа жизни они рано узнают тайны и особенности природы, учатся использовать ее закономерности. И этой гармонии можно только позавидовать.
Проблематика произведения “Крестьянские дети” тоже достойна внимания:
- Социальное неравенство. Даже дети понимают, что барин не может дружить с крестьянами и ездить с ними на охоту. Они ждут от дворян чего-то недоброго: пинка или грубого слова. И все прекрасно осознают, что ему ничего не будет: народ бесправен, а помещик стоит выше и диктует условия.
- Тяжкий труд. Многим детям приходится слишком рано взрослеть и взваливать на себя непосильную ношу. В 6 лет ребенок уже возит дрова по морозу и помогает семье.
- Бесправие. В России честным мыслям “нет воли”, но “нет смерти — дави не дави”. В этих строках автор поделился своей болью: из-за цензурных ограничений и повсеместного контроля даже думать о судьбе простых людей становится опасно. Правящему классу выгодно замалчивать проблемы.
Свое произведение Николай Алексеевич заканчивает на очень оптимистичной ноте. Охотник показывает крестьянским детям, что умеет пёс. Ребятам очень весело наблюдать за такими шутками, но они все равно боятся приблизиться к барину.
Основная идея
В своём стихотворении Николай Алексеевич утверждает, что необходимо искать радость в мелочах, даже если вокруг царит несправедливость и на пути очень много трудностей. По мнению автора, ни в коем случае нельзя винить свою судьбу. Взрослые могут поучиться у своих детей, которые способны найти счастье даже в самых незначительных моментах. Дети всегда полны энергии, задора и жажды жизни. Автор показывает нам крестьянских детей, которые радуются жизни, играют друг с другом, замечают прекрасные мгновения. Главная мысль поэмы “Крестьянские дети” заключается в том, что русский народ черпает в своей нелегкой судьбе и радость, и горе, но не ропщет и несет свой крест. Смирение прививается детям с ранних лет и является необходимым утешением, опорой в трудной ситуации.
Детство крестьян довольно беззаботное, однако без достойного образования они не смогут обеспечить себе финансовое благополучие и высокий социальный статус. Но и такую жизнь они любят, ведь рождены для нее. Смысл поэмы “Крестьянские дети” заключается в этих строках:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Средства художественной выразительности
Чтобы максимально точно раскрыть главную мысль стихотворения автор использовал эпитеты, сравнения и метафоры.
Особую выразительность произведению придают эпитеты («критик дикий», «звуки чудные», «сатиры неблагородны и обидны», «рьяный чтец» и другие) и метафоры («обаяние поэзии детства», «коснулось души умиленье», «гладят солнца лучи» и так далее).
Также в стихотворении присутствуют сравнения («а ноги-то длинные, словно как жерди», «смешались, как в поле цветы» и другие).