Анализ стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом» (Н.А. Некрасов)

Николай Алексеевич Некрасов оставил богатое творческое наследие, одно из главных мест в котором занимает произведение под названием «Вчерашний день, в часу шестом». В своём стихотворении знаменитый поэт размышляет о роли поэтического творчества и самого поэта в обществе. Кроме того, в своём произведении автор рассуждает об угнетенном положении представителей крестьянской среды. Многомудрый Литрекон предлагает к ознакомлению подробный анализ произведения по плану.

История создания

Работу над написанием произведения «Вчерашний день, в часу шестом» Николай Алексеевич предположительно завершил в 1848 году. Нельзя точно сказать, когда читатель впервые познакомился с произведением Некрасова. Дело в том, что стихотворение было датировано самим поэтом наугад, когда ему удалось найти наброски текста, сделанные карандашом.

Автор не мог стать свидетелем описанной сцены: с 1845 года «Уложением об наказаниях» такая мера была отменена. В те времена телесные наказания по отношению к женщинам не были распространенной мерой воздействия и не выносились на публику. Но Некрасов намекал на другую культурную референцию. В те времена цензоры перечеркивали его творения красными чернилами, что имеет некоторое визуальное сходство с ранами на спине от розги или кнута. Таким образом, автор вводит образ «иссеченной музы» и говорит о том, что над народом власть издевается так же, как и над искусством.

Однако место — Сенная площадь в Санкт-Петербурге — было упомянуто неслучайно. Именно там находилось полицейское управление, там же проводились телесные наказания воров и пьяниц, но все-таки вдали от публики. Правда, дворян так никогда не карали, в этом выражалось сословное неравенство, которое так тяготило автора.

Произведение Николая Алексеевича обличало бесправие крестьян, хоть в замаскированной форме. В связи с цензурными ограничениями, печать стихотворения была запрещена. Произведение «Вчерашний день, в часу шестом» увидело свет только в 1883 году. После очередной публикации, которая произошла в 1892 году, оно обрело популярность среди читателей.

Когда произошло окончательное установление Советской власти после революции 1917 года, произведение «Вчерашний день, в часу шестом» Николая Алексеевича Некрасова включили в его собрание сочинений. Затем оно стало обязательным для изучения в российских школах.

Жанр, размер, направление

Перед читателем лирическое стихотворение. Произведение Некрасова начинается с зарисовки. В финале стихотворения Николай Алексеевич обращается к своей Музе. Автор рассказывает ей о жестоком обращении не только к крестьянам, но и к поэтического творчеству.

Благодаря чередованию трех- и четырехстопного ямба произведение приобретает чёткую ритмическую композицию. Размер стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом» помогает выразить авторский посыл наиболее ясно.

Направление творчества Некрасова — критический реализм. Автор осуждает наиболее мрачные реалии жизни, но не искажает их.

Композиция

Композиционный строй стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом» включает в себя две строфы, которые представляют собой две смысловые части.

  1. В первой части Николай Алексеевич показал читателю сцену избиения крестьянки. Автор отметил точное место действия и меру наказания. Лирический герой стал невольным свидетелем ужасной картины насилия над женщиной, которое осуществлялось на Сенной площади.
  2. Вторую часть автор наполнил эмоциональным содержимым. Поэт обращается к своей Музе. Он заявляет ей, что та крестьянка, которую жестоко избили, является её родной сестрой.

Интересно, что смысловое содержание первой части в полной мере раскрывается во второй. Это указывает на то, что автор в своём произведении применил последовательную композицию.

Образы и символы

Главным образом в стихотворении Некрасова является образ простой русской крестьянки. Бедную девушку подвергли жестокому наказанию на площади северной столицы. Лирический герой выступает в роли свидетеля происходящего. Он отражает эмоции, мысли и ощущения самого автора. Как мы знаем, в реальности такого быть не могло, женщин прилюдно кнутом не били в те времена. Но этот образ не стоит трактовать буквально. В нем автор описал участь искусства, которое близко интересам народа. Его музу истязали цензоры, которые красными чернилами вычеркивали целые куски произведений, не давая авторам свободы слова и лишая общество возможности узнавать неприглядную правду.

Как часто пишут критики, поэт акцентирует особое внимание на достойном поведении девушки во время исполнения наказания. Героиня показывает свою независимость и гордость, ведь, несмотря на всю боль, она не издала ни звука. Однако люди прошлого, более умудренные опытом, трактовали это иначе: у человека, переживающего такую экзекуцию, после первых же ударов пропадал голос. Это упоминание о молчании — не свидетельство силы крестьянки, а отражение участи самого поэта. Цензоры отнимают у него голос, выдергивают самые сильные строки. Как и женщина, он мучается, молчит, терпит, потому что выбора нет. Бесправие — вот главный посыл образа. Поэт жаждет восстановления порядка и справедливости, но пока это недостижимо. Его Муза обескровлена и лишена голоса, как и крестьянка, подвергшаяся пытке.

Темы, проблемы, настроение

Центральное место в произведении «Вчерашний день, в часу шестом» занимают две темы и одна основная проблема.

  1. Тема поэта и поэзии. В образе женщины предстает искусство, которое обескровлено и опозорено полицаями из цензурного ведомства, которые безжалостно вымарывают произведения, где находят оппозиционные взгляды и идеи. Поэт в произведении использовал картину избиения крестьянской девушки, несмотря на то, что в тот период телесные наказания уже отменили. Однако те времена запомнились господством царской цензуры. В образе крестьянки автор метафорически продемонстрировал печальное положение поэтического искусства. К сожалению, поэзии пришлось «молчать» в то время, подобно крестьянке, которую беспощадно избивают.
  2. Тема участи народа. Простые люди столь же бесправны и угнетенны, как их защитники и глашатаи. Весь народ переживает насилие со стороны власти, а сказать ничего не может.
  3. Проблема бесправия и несправедливости — главная в произведении. Простая русская крестьянка ассоциируется у поэта с прекрасной Музой. Автор в произведении отобразил всю несправедливость, которую проявляла жёсткая цензура по отношению к поэтическому слову. То же отношение она демонстрирует ко всему народу, который нем и в силу того, что невежество лишает его возможности защитить себя.

Очень важной деталью в анализируемом стихотворении является молчание крестьянки. Вначале читатель думает, что девушка молчит из гордости. Однако это не совсем так: удар бича может привести к спазму горловых мышц. Человек просто не в состоянии кричать.

Настроение стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом» трагическое, мрачное, но в то же время боевое: автор видит эту сцену, но не боится наказания, его Муза по-прежнему с ним.

Основная идея

В своём произведении Некрасов утверждает, что поэтическое творчество вынуждено держать молчание вовсе не из гордости. Поэзия из-за сложившихся условий просто не может говорить, как и женщина в процессе избиения. Смысл стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом» заключается в том, что искусство под гнетом насилия немо, но продолжает жить и показывать свои кровавые раны. Они говорят больше, чем слова или крики.

Не секрет, что в те времена каждый конфликт приводил лишь к оправданию помещика. Сопротивление крестьян не имело никакого смысла. Деспотизм в тот период обрёл крайне жестокие формы. Конечно же, в отношении грамотного населения физические наказания не применялись. Однако на замену им приходила жёсткая цензура, которая стала началом не менее униженного положения.

Средства художественной выразительности

Стихотворение Николая Некрасова «Вчерашний день, в часу шестом» является сравнительно небольшим. Оно не отличается большим разнообразием тропов. Произведение Некрасова напоминает своеобразный репортаж, который несмотря на свою краткость, имеет насыщенное повествование.

В стихотворении можно встретить олицетворение и эпитеты.

  1. Среди эпитетов можно выделить следующие: «сестра родная», «крестьянку молодую».
  2. Очень заметным в стихотворении является олицетворение («бич свистал, играя»).

Для усиления эмоционального эффекта автор использовал восклицательные предложения и антитезу: первые две строки по настроению будничные, обыденные: герой «зашел» на Сенную, даже уточнил время, как будто он говорит о том, как прошел день. Следующие две строки по смыслу и тональности противопоставлены первым: там не булочки продавали, а били женщину кнутом. Это говорит о том, что насилие стало нормой, обыденностью. Его может увидеть любой, просто пройдясь по городу. Цензура была известна всем, но публика проходила мимо, так и не поняв, что власть попирает ее права.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *