Анализ стихотворения «Крещенская ночь» (И. А. Бунин)

Многомудрый Литрекон представляет анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь» по плану, где описываются идейно-тематические и художественные особенности произведения, а также история его создания. Стихотворение предоставляет нам уникальную возможность ощутить волшебное время — зимнюю ночь накануне праздника. Приятного просвещения!

История создания

Для многих читателей Иван Алексеевич Бунин — исключительно прозаик. Далеко не все люди знают, что знаменитый писатель, лауреат Нобелевской премии, был еще и поэтом. Стихотворение «Крещенская ночь» можно отнести к начальному этапу творчества автора. Ивану Бунину было всего 16 лет, когда он начал писать этот текст. Произведение было начато в 1886 году, но закончено лишь в 1901. Все эти годы автор работал над стилем, шлифовал мастерство, а потому многие его работы претерпели кардинальные изменения.

Иван Бунин был верующим человеком и свято чтил народные традиции. Поэтому он посвятил свое произведение религиозному празднику. В этот день, согласно библейским источникам, Иисус Христос принял крещение в реке Иордан. В православной церкви Крещение выпадает на 19 января. Народ связывает с этой датой немало примет. Так, год будет плодородным, если праздничная ночь будет холодной. Именно такой мы видим ее в стихотворении Бунина.

Может показаться, что поэт создавал произведение в лесу, однако его дневниковые записи говорят об обратном. Бунин в это время был в Украине и вспоминал о лесах в родной Орловской губернии. Дописано же стихотворение было через пять лет. Тогда поэт возвращался из Одессы в Москву и прогуливался по ночному зимнему лесу. И. А. Бунин тонко чувствовал природу, не зря его называют певцом ночи.

Жанр, направление, размер

«Крещенская ночь» — это лирическое стихотворение. О жанровом определении говорят форма, объем, содержание произведения. Оно небольшое, в нем есть рифма и нет сюжета. В тексте преобладают описательные обороты.

Стихотворение принято причислять к пейзажной лирике. Размер – трёхстопный анапест.

Бунин работал в эпоху модернизма, но придерживался классических литературных традиций. В его поэзии заметна культурная преемственность прошлых поколений. Автор говорил, что не считает себя «ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом». Действительно, его стиль выходит за рамки школ и течений серебряного века. Он как будто ностальгирует по золотому.

Композиция

Композицию стихотворения «Крещенская ночь» можно разделить на 3 части по тональности и атмосфере произведения: 

  1. В первых пяти чертверостишьях автор описывает тихую морозную ночь в лесу. Спокойствие, царственная пустота, богатство лесного убранства создают тихое и торжественное настроение. Роскошь пейзажа противопоставляется ветхости сторожки: природа несоизмеримо выше творения рук человеческих. С этого противопоставления начинается мотив разобщенности людей и окружающего мира.
  2. Во второй части появляется напряженность: человек ожидает появления волка, ему чудятся движение и опасность. Он одинок, ему не по себе, хотя он является частью всего живого. Природа же остаётся такой же величественной и спокойной. Лишь гость зимнего леса чувствует себя неуютно.
  3. Третья часть — это два последних четверостишия. Она посвящена мудрости тех естественных закономерностей, которые стоят над человеком. В этой части вновь ощущается спокойствие и равновесие. Тревога уступает место созерцанию красоты, которое не омрачено страхом. Человек как будто находит свое место в этой зимней картине.

Образы и символы

Образ зимнего леса отражен в каждом четверостишии. Сравнения и эпитеты указывают на богатство и торжественность убранства: блестки инея уподобляются алмазам, узоры ветвей — серебряному кружеву, ельник — меху. Так подчеркивается праздничность природы, которая чувствует высокое предназначение крещенской ночи. Роскошь зимнего леса противопоставляется «ветхой сторожке»: поэт напоминает нам о том, что человек намного беднее своей праматери, его творение ветхо, зыбко, а лес — красив и вечен, хоть и опустел. Пейзаж, подобно сказочному существу, оживает и озирает землю сверху: «Полный месяц глядит с небосклона». Естественный мир возвышается над бренным человеческим существованием и становится праздничным залом, где все живое торжествует. На фоне бескрайних просторов путь человека — всего лишь «дорожка» следов. Этот уменьшительно-ласкательный суффикс вновь напоминает о том, как ничтожны наши повседневные дела и интересы на фоне божественного замысла, принявшего форму природы.

Цветовая палитра стихотворения строгая — черно-белая: тени контрастируют с белизной снега. Динамика передается в мотивах сна (автор несколько раз употребляет глагол «спят») и неподвижности леса, подвластного седой вьюге и ее волшебным песням. Силы природы приобретают образное выражение. 

В стихотворении «Крещенская ночь» использован образ звезды, что вновь отсылает нас к религиозной символике. Именно звезда возвестила о появлении мессии. Следующим значимым этапом в жизни Христа стало Крещение, когда Иоанн Креститель объявил людям о высоком предназначении Иисуса. Недаром автор пишет о «дивном покое»: это состояние снизошло на всех верующих, ведь они увидели путь к Богу и поняли его волю.

«Ветхая сторожка» — символ бренного человеческого существования и даже той цивилизации, которой мы столь дорожим. На фоне вечной природы все наши амбиции и достижения — всего лишь хрупкие избушки, чье бытие ограничено жесткими временными рамками. 

Лирический герой стихотворения «Крещенская ночь» — человек, тонко чувствующий природу. По натуре он — художник, различающий каждую черточку красоты, окружающей его. Он проникается ее очарованием и понимает, что в гармонии с праматерью человек может отыскать покой и умиротворение. Однако он все равно страшится зимнего леса, не доверяет его кажущейся неподвижности:

Тишина, — даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

В финале герой преодолевает это недоверие и обретает свое место в зимнем пейзаже, приравнивая себя к хрустальному царству. Растворение в божественном замысле — вот путь к познанию своего высшего предназначения.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Крещенская ночь» представлены в этом перечне. Если чего-то не хватает, дайте знать Литрекону в комментариях — он добавит:

  1. Тема природы в стихотворении «Крещенская ночь» — основная. Образ зимнего леса описывается в каждой строфе. Благодаря средствам выразительности автор смог нарисовать роскошное убранство крещенской ночи, как будто религиозное торжество вышло за рамки церкви и раскинулось по всем широтам. Сквозь строки читателю передаётся умиротворение, а также ощущение праздника и гордости за красоту родной местности. 
  2. Тема предназначения человека не менее важна. Только единство людей и природы может сделать их счастливыми и осознанными. Тревоги и страхи проходят, когда мы осознаем, что являемся частью бесконечного божественного замысла, который вечен и беспределен. Человек — не ветхая сторожка, а «хрустальное царство».
  3. Тема красоты окружающего мира передается сквозь полные чувства описания зимней прелести. Меха хвои, алмазы инея, белое полотно снегов, кружево ветвей — все это богатство пейзажа, мимо которого не стоит проходить читателю.
  4. Духовное значение природы в жизни человека — это тоже тема для размышления Бунина. Созерцание ночного пейзажа помогло герою найти свое место в картине мироздания. 

Настроение в стихотворении меняется. От спокойствия и торжественности автор переходит к напряженности и тревоге, чтобы в финале вновь показать гармонию и покой.

Основная идея

Наверное, нет такого писателя или поэта, который не писал бы о зиме. Многие воспевали волшебное, таинственное время года (вспомним хоть «Зимнюю ночь» Б. Пастернака, «Идёт волшебница зима» А. Пушкина или «Чародейкою зимою» Ф. Тютчева). В каждом из них мы встретим завораживающие пейзажи. Но Бунин, как было отмечено ранее, выбрал не просто зимнюю ночь, а именно крещенскую, и это не просто так: поэт напоминает людям об одухотворенности природы Богом. В этом и состоит главная мысль стихотворения «Крещенская ночь». Так, созерцая красоту ночи, лирический герой ассоциирует самого себя с частью этого мира: 

«Я хрустальное царство лесное!» 

Это значит, что он не отделяет себя от Божественного замысла, от целостной картины мироздания, где у каждого есть своя миссия, как была она у Христа. В день Крещения сын Божий осознал свое предназначение. Именно после этого события он удалился в пустыню, выдержал искус Духа и стал тем, кто вошел в историю. Так и лирический герой в праздничную ночь проходит свой обряд посвящения и приходит к выводу, что человек больше и шире, чем ветхая сторожка (тело). Он относится к «хрустальному царству» — духу. Таков смысл стихотворения «Крещенская ночь».

Средства выразительности

В стихотворении «Крещенская ночь» читатель может найти интересные авторские приемы и тропы, которые служат выражению общей идеи:

  1. Эпитеты: «вкрадчивым шагом», «сквозной, неподвижный и белый» (лес) и т.д.

  2. Олицетворения: «морозы опушили», «березы задремали», «месяц глядит», «замирает морозная полночь» и т.д.

  3. Состояние умиротворения, окутавшее лес, подчеркивается повтором: «Тишина—даже ветка не хрустнет!… Тишина».

  4. Антитеза: «Тишина — а быть может он близко?».

  5. Аллитерация: «опушили», «неподвижно», «склонившись», «снежное», «кружевное» и свистящих: «снежное», «застыли», «небосклона» и т.д. Такое сочетание «ш», «ж» и «з», «с» передает тишину, спокойствие.

  6. Ассонанс: «Высоко он поднялся над лесом». Звук «о» придает плавность, напевность, величественность. Песню вьюги подчеркивает гласный «у» («ю»): «Убаюкала вьюга седая».

Автор: Мэри Лепсая

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *