Анализ стихотворения «Крещенская ночь» (И. А. Бунин)

Многомудрый Литрекон представляет анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь» по плану, где описываются идейно-тематические и художественные особенности произведения, а также история его создания. Стихотворение предоставляет нам уникальную возможность ощутить волшебное время — зимнюю ночь накануне праздника. Приятного просвещения!

История создания

Иван Алексеевич Бунин — русский писатель и поэт. Его стихотворение «Крещенская ночь» относится к раннему периоду творчества. Бунин написал его в возрасте 16 лет. Произведение было начато в 1886 году, а закончено лишь в 1901 (тогда русскому писателю исполнился уже 21 год). Название стихотворения связано с праздником Крещения Господня. Основная тема произведения — красота и величие природы.

С праздником, о котором идёт речь, связаны многие приметы. Так, если в крещенскую ночь наступали сильные холода, это значило, что следующий год будет плодородным. И всё-таки поэт начинает стихотворение, не связывая происходящее с религиозным праздником. Перед читателем предстаёт ночь, полная очарования.

Может показаться, что поэт создавал произведение в лесу, однако его дневниковые записи говорят об обратном. Бунин в это время был в Украине и вспоминал о лесах в родной Орловской губернии. Дописано же стихотворение было через пять лет. Тогда поэт возвращался из Одессы в Москву и прогуливался по ночному зимнему лесу. И. А. Бунин тонко чувствовал природу, не зря его называют певцом ночи.

Жанр, направление, размер

«Крещенская ночь» — это лирическое стихотворение. Оно небольшого объема, написано в рифму и повествует о чувствах автора, созерцающего красоту зимней ночи.

Оно относится к пейзажной лирике. Размер – трёхстопный анапест, что придаёт произведению особенную выразительность и музыкальность.

Композиция

Композиция стихотворения «Крещенская ночь» делится на 3 части. К первой относятся первые пять четверостиший. Перед читателем предстаёт ночь в зимнем лесу. Здесь присутствуют сказочные мотивы. Природа подобна таинственному живому существу, она сама становится наблюдателем:

…полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея…

Первая часть передаёт значение природы для человека, некое их взаимодействие. В старину люди высоко ценили дары природы, обожествляли её и надеялись на милость. Поэт обращается к народным поверьям, употребляя словосочетание «снежное лоно»: снег наделялся магическими свойствами.

Вторая часть стихотворения контрастирует с первой, покой сменяется напряжённостью. Однако эта настороженность свойственна только человеку. Природа остаётся такой же величественной. О разобщённости природы и человека, а также о недоверии первого божеской мудрости говорят следующие строки:

А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам…,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Здесь также ощущается одиночество человека, его страх. И хотя было сказано о разобщённости с природой, человек таится в лесу подобно лесному животному. Кажется, будто их объединяет древнее родство.

Третья часть состоит из последних двух четверостиший. Она посвящена мудрости, которая стоит над всем сущим, утерянный покой возвращается:

— и в дивном покое
Замирает морозная полночь…

Всё встаёт на свои места, снова появляется мотив тишины.

Образы и символы

В стихотворении «Крещенская ночь» использован образ звезды, и этот символ неслучаен: по звезде люди узнали о рождении Иисуса Христа и о своём спасении. Также звезда является путеводной, она возвещает людям о надежде и обещает защищённость, посылая миру утешение. Неслучайно говорится о «дивном покое», это божественное спокойствие. 

«Ветхая сторожка» — символ одинокой человеческой жизни. Стоит также отметить, что «Крещенская ночь» была написана практически одновременно с рассказами «Сосны» и «Мелитон».  В первом читатель тоже встретит образ звезды, а во втором – «ветхую сторожку».

Лирический герой стихотворения «Крещенская ночь» — человек, тонко чувствующий природу и гармонию окружающего мира. По натуре он — художник, различающий каждую черточку красоты, окружающей его. Он ассоциирует себя с частью природы и проникается ее очарованием. Он понимает, что только мать-природа способна умиротворить душу и подарить ей покой.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Крещенская ночь» свойственны пейзажной лирике:

  1. Тема природы в стихотворении «Крещенская ночь» тесно связана с чувствами человека и с его размышлениями о жизни. Сквозь строки читателю передаётся умиротворение, а также ощущение праздника и гордости за красоту родной местности. Только единство людей и природы может сделать человека счастливым.
  2. Тема красоты окружающего мира передается сквозь красивые и полные чувства описания зимней прелести.
  3. Духовное значение природы в жизни человека — это тоже тема для размышления Бунина. Ночь перед Крещением наполнена магическим очарованием и высшим смыслом.
  4. Настроение в стихотворении меняется. Если в первой части преобладают величие и покой, то во второй – тревожность и напряжённость. В третьей части настроение торжественное.

Основная идея

Наверное, нет такого писателя или поэта, который не писал бы о зиме. Многие воспевали волшебное, таинственное время года (вспомним хоть «Зимнюю ночь» Б. Пастернака, «Идёт волшебница зима» А. Пушкина или «Чародейкою зимою» Ф. Тютчева). В каждом из них мы встретим завораживающие пейзажи. Но Бунин, как было отмечено раннее, выбрал не просто зимнюю ночь, а именно крещенскую, и это не просто так: поэт напоминает людям об одухотворённости природы Богом. В этом и состоит главная мысль стихотворения «Крещенская ночь». Так, созерцая красоту ночи, лирический герой ассоциирует самого себя с частью этого мира: «Я хрустальное царство лесное!» Это значит, что он воспринимает себя сыном природы, и именно заснеженный лес, мороз и небо делают его счастливым.

После прочтения стихотворения создаётся ощущение, что поэт извиняется перед родными краями за то, что надолго покинул их, в то время как только они могут подарить ему спокойную жизнь, полную тишины и гармонии. Таков смысл стихотворения «Крещенская ночь».

Средства выразительности

В стихотворении «Крещенская ночь» поэт активно использует средства выразительности. 

  1. Эпитеты: «вкрадчивым шагом», «сквозной, неподвижный и белый» (лес) и т.д.
  2. Олицетворения: «морозы опушили», «березы задремали», «месяц глядит», «замирает морозная полночь» и т.д. 
  3. Состояние умиротворения, окутавшее  лес, подчеркивается повтором: «Тишина—даже ветка не хрустнет!… Тишина».
  4. Антитеза: «Тишина — а быть может он близко?».
  5. Аллитерация: «опушили», «неподвижно», «склонившись», «снежное», «кружевное» и свистящих: «снежное», «застыли», «небосклона» и т.д. Такое сочетание «ш», «ж» и «з», «с» передает тишину, спокойствие.
  6. Ассонанс: «Высоко он поднялся над лесом». Звук «о» придает плавность, напевность, величественность. Песню вьюги подчеркивает гласный «у» («ю»): «Убаюкала вьюга седая».

Автор: Мэри Лепсая

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector