Анализ стихотворения «Дорожная дума» (И.Ф. Анненский)
Во времена конных повозок и колокольчиков многие поэты предавались раздумьям в дороге – самое благодатное время для размышления. Свои впечатления и мысли Иннокентий Федорович Анненский обращал в стихотворную форму. В лирическом произведении автор вольно или невольно раскрывает перед читателем свои тайные мысли. Многомудрый Литрекон уже проанализировал стихотворение и приглашает Вас ознакомиться с текстом разбора. Приятного просвещения!
Содержание:
История создания
Иннокентий Федорович на момент написания «Дорожной думы» был десятилетним учеником Санкт-Петербургской прогимназии. Робкий и скрытный юноша всегда писал стихи и прятал тетради. Однажды сестры нашли их и прочли. В доме были слышны насмешки и шуточные цитаты из сочинений брата. Юный поэт решил для себя: публиковать свои произведения до тридцати лет он не будет, ему как поэту не хватает мудрости, и стал скрывать черновики еще тщательнее.
«Это наш Чехов в стихах», ─ мнение русского мыслителя Георгия Федотова.
«Он шел одновременно по стольким дорогам! Он нес в себе столько нового, что все новаторы оказались ему сродни» — Анна Ахматова.
Жанр, направление, размер
Поэт делится с читателем сокровенными мыслями, что характерно для интимной лирики. В этом литературном жанре прослеживается стремление автора к самовыражению. Лирическое произведение будит ответные чувства не только в современниках, но и в читателях последующих поколений.
Сам себя Иннокентий Федорович считал поэтом-мистиком и старался быть последователем религиозного жанра испанского живописца «золотого века» Бартоломе Эстебана Мурильо, только, в отличие от живописца, предпочитал изображать душевную чистоту, кротость и исповедальную искренность силой слова, а не красками и кистью.
Хоть Анненского исследователи считают основателем литературного явления «символизм», в раннем творчестве стилистику этого течения он еще не использовал.
Размер стихотворения не самый усложненный – юный поэт, видимо, не стал комбинировать размеры. Во всех строфах отслеживается одинаковый дактиль или трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге «Еду я. Тихо. Все в поле молчит…».
Смысл названия
Здесь не таится никакого другого смысла, кроме того, о котором говорит сам автор. Задумчивый юноша всегда был склонен к философствованию. Его первые стихотворения были надежно спрятаны и увидели свет только после смерти автора.
Кто та юная особа, о которой делится с читателем своими вполне зрелыми размышлениями гимназист Иннокентий? Читатель ощущает всю остроту пылких чувств и переживаний, возможно, первой любви. В дороге человек находится среди незнакомых мест, он покинул родной дом, рядом всё чужое. Мальчик-философ вспоминает лучшие минуты своей жизни. Эти минуты рифмуются в стихи.
Образы и символы
Поэт описывал предметы, явления не такими, какими видели их его современники. Вернее, Анненский передавал мгновенные впечатления. На это видение влияние оказывало настроение поэта.
Главный образ произведения «Дорожная дума» — всеобъемлющее одиночество. В стихотворных строчках «невольной тоске…», «дорога уныла…» ощущается меланхоличное настроение, поэт грустит от одиночества. Поэтому обязательными для выражения чувств являются описания холода, сумерек, бегущих теней на снегу. Но нужно отдать должное – без чрезмерной экзальтации и вычурности:
«Глухо звучат по дороге безбрежной скрип от полозьев и топот копыт», «Как наши тени бегут за санями снежной равниной порою ночной».
Символизм в «Дорожной думе» вполне чистый и невинный. Юной незнакомке, называемой местоимением «ты», автор желает хороших снов «Только бы сны золотые летали» и счастья «…гналось по пятам за тобой».
Образ героини стихотворения не намечен даже примерно. Лишь по догадкам о событиях этого вечера мы можем судить о натуре этой девушки. Речи ее смелые, молодые, глаза блестят. Но сердце ее, очевидно, пусто, никто еще не зажег его страстью, поэтому лирический герой не знает, влюблена ли Она сегодня или равнодушна? Ведь когда он уехал, ничего еще не выражал ее облик. По грустной тональности стихотворения мы можем судить, что сам рассказчик не является избранником юной девы. Однако он благородно желает ей стать любимой и не любить напрасно. Видимо, сам он не понаслышке знает об этом горьком уделе.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема, проходящая во многих стихотворениях Анненского, тоска, душевное одиночество. Если не знать возраста автора, можно назвать это стихотворение любовной лирикой, но это не так. Лирические переживания юноши, разлука и тоска – эти непременные атрибуты с самого начала присутствуют в поэзии Анненского.
«Зимнее» настроение, когда все занесено снегом, кругом холодно и одиноко, похоже нравилось поэту. Он погружался в выдуманный мир и творил самые прекрасные свои произведения.
Перед молодым Иннокентием Федоровичем в десять лет вряд ли стояли глобальные проблемы при написании этого стихотворения. Но, судя по совершенству стихосложения, сочинительство его очень увлекало, впрочем, как и многих в его возрасте.
Красной нитью в его творчестве проходила проблема тоски и одиночества. От рождения поэт был слабым и болезненным ребенком, вынужденным много времени находиться дома. Ему было сложно общаться с ровесниками, Иннокентий предпочитал уединяться с книгами. Потому так мастерски описывается в «Дорожной думе» гамма ощущений человека с закрытой душой.
В стихотворении сам автор задается вопросами, будто еще больше дразня свою обиду:
«Что-то в уютном твоем уголке? Слышен ли смех?
Догорают ли свечи? Так же ль блистает твой взор, как вчера?
Ответить ему никто не может, потому что эти вопросы обращены к самому себе.
Основная идея
О чем думает человек, сидя зимней ночью в дорожных санях, не знает никто. В этот момент в его голове может происходить важнейшая работа: осмысление, воспоминание, буря чувств и эмоций. Результат этой работы был заложен в 19 строк, но в них есть любовь и одиночество, тоска и веселье, уныние и юношеские мечты! Смысл стихотворения «Дорожная дума» заключается в фиксации впечатлений, нахлынувших на одинокого путника.
Главная мысль текста выражена в череде вопросов — сомнений и метаний, которые волнуют лирического героя. Все его думы посвящены Ей, той, что осталась далеко позади. Он противопоставляет свою бесприютность ее уюту при свечах, свое одиночество — ее вечернему веселью. В каждой строке виднеется пропасть, разделяющая две души.
Внимательное наблюдение за жизнью вокруг, за людьми, природой может многому научить. Автор показывает в произведении пылкую трепетность безответных юношеских чувств, насколько они ранимы и кратковременны. В момент расставания с юной особой поэт старается не держать на нее зла, наоборот, желает счастья и любви. Покидая ее, он беспокоится о том, чтобы ее дальнейшая жизнь сложилась хорошо.
Средства художественной выразительности
В стихотворении «Дорожная дума» автор речевыми оборотами дополнил красоту своего слога:
- Эпитеты — позднею ночью, равниною снежной, дороге безбрежной, невольной тоске, дорога уныла, сны золотые, головою усталой, светлыми днями, порою ночной.
- Олицетворение — поле молчит, тени бегут.
- Также используется старинная форма окончаний существительных «позднею», «равниною». Устаревшее наречие «долог» здесь употребляется для художественности фразы.
Автор: Алина Сухарева