Анализ повести «Детство» (М. Горький)

Вклад Максима Горького в русскую литературу трудно переоценить, эта фигура абсолютно заслужено стоит наравне с такими мастодонтами, как Гоголь, Толстой и Чехов. Горького из всех прочих писателей рубежа девятнадцатого и двадцатого веков выделяет не только писательский талант, но и история жизни. О ней и рассказывает повесть «Детство». Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ книги по плану.

История создания

Максим Горький был выходцем из простого народа, который без какой-либо поддержки со стороны сумел получить образование, выпестовать свой талант и прославиться на весь мир. Его повесть «Детство», в котором писатель рассказал о первых годах своей сознательной жизни, является одним из известнейших примеров автобиографического произведения в русской литературе.

Решение написать собственную автобиографию, в которой он мог бы отобразить свои детские переживания, а также показать правдивую картину жизни русского народа, возник и Горького ещё в девяностых годах двадцатого века, на заре его писательской карьеры. Однако к работе над ней Горький приступил лишь в 1912 году. Так началась история написания повести «Детство». Вот еще некоторые интересные факты о книге и авторе:

  • Повесть была написана в рамках трилогии, в которую также входили повести «В людях» и «Мои университеты». Работа над повестями шла до 1913 года. В основу «Детства» легли воспоминания Горького о детских годах, которые он провёл в доме своего деда после смерти отца.
  • Горький написал «Детство», повторив путь Л.Н. Толстого, у которого тоже есть повесть «Детство». Только Лев Николаевич отразил становление дворянина, а Алексей Максимович (настоящее имя Горького) — путь простого ребенка из бедной семьи. Этим писатель показал, как различны эти жизни в пределах одной стороны.

Направление и жанр

«Детство» относится к реалистическому литературному направлению. Горький стремится достоверно отобразить окружающую действительность, созданные им образы максимально приближены к реальным. Используются названия реальных мест и событий. Читатель может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

Жанр «Детства» можно определить как автобиографическую повесть. Повествование охватывает не слишком большой промежуток времени и включает в себя достаточно небольшое число действующих лиц. Писатель рассказывает о не масштабных событиях из обыденной человеческой жизни, использует большое количество деталей, которые помогают читателю лучше погрузиться в атмосферу произведения. Сюжет являет собой точный пересказ событий из жизни автора.

Композиция и конфликт

Композиция «Детства» Горького довольно проста и линейна. В рамках единой сюжетной линии Горький показывает нам ряд расставленных в хронологическом порядке эпизодов из жизни главного героя и окружающих его людей. Повествование идёт от первого лица, чтобы подчеркнуть то, что описанные в повести события являются не просто плодом фантазии автора, а его реальными детскими воспоминаниями.

Конфликт всего произведения заключается в том противостоянии героя с реальным миром. Горький показывает, как реальный мир со своей суровостью и жестокостью ломает главного героя – ребёнка, лишая его детства и заставляя резко повзрослеть раньше времени.

Суть: о чём?

Повествование начинается с того, как недавно овдовевшая мать Горького, которого тогда ещё звали Алексем Пешковым, везёт его к своему отцу в Нижний Новгород.

С первых же минут пребывания в доме красильщика Василия Каширина, в котором живут также два дяди главного героя со своими семьями, а также подмастерье Иван Цыганок, чувствуется атмосфера строгости и враждебности. Дед Василий недоволен своей дочерью, которая вышла замуж против его воли, но всё-таки разрешает ей вернуться.

Далее следуют многочисленные эпизоды из тяжёлой жизни мальчика. В семье постоянно вспыхивают ссоры, дяди постоянно требуют у деда Василия свою часть наследства, Алексей впервые в жизни подвергается телесному наказанию, переживает пожар, растёт на улице, терпит нужду и ругань.

Однако наряду с плохими моментами в жизни героя происходят и хорошие события. Настоящей отрадой для него становится его бабушка – Акулина Ивановна, души не чающая во внуке. Строгий дед Василий учит его читать и рассказывает о своей непростой жизни, когда он работал бурлаком.

Мать писателя выходит замуж во второй раз и увозит Алексея с собой, но брак этот несчастливый, когда отчим начинает избивать мать героя, он бросается на него с ножом и ранит. Мальчик возвращается в дом деда, который к этому моменту становится настолько скупым, что жалеет деньги даже для Акулины Ивановны и производит раздел имущества. Алексей живёт вместе с бабушкой, зарабатывая себе на жизнь. Так мальчик доучивается до третьего класса, и в этот момент его мать умирает.

Через несколько дней после похорон дед Василий выгоняет Алексея из своего дома, говоря ему, чтобы он шёл «в люди». Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в повести «Детство» Многомудрый Литрекон выставил в виде таблицы. Если он кого-то забыл, напишите в комментариях.

Василий Васильевич Каширин старшина цеха красильщиков и дедушка главного героя. Довольно гнусный старик, жестоко тиранящий всех домашних. Одержим скупостью, которая ближе к концу повести достигает таких размахов, что Василий продаёт почти всё имущество своей жены, начинает ходить по знакомым, прося милостыню, а все полученные деньги пускать в рост. Жесток даже к детям, регулярно порет их за провинности, но иногда способен и на некоторые проявления доброты. Именно дед учит Алексея читать, а потом со слезами на глазах рассказывает ему о том, как тяжело жилось ему, когда он работал бурлаком.
Акулина Ивановна Каширина бабушка главного героя, жена деда Василия. Добрая и ласковая старуха, любящая водку и нюхательный табак. Несмотря на все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю, сохранила в себе доброту и жизнелюбие. Со смехом переживает все жестокие выходки деда Василия и никогда ни на что не жалуется. Становится единственной отрадой главного героя, источником света в его безрадостной жизни.
Алексей Пешков главный герой повести. Автобиографический герой Горького, глазами которого читатель видит все описываемые в произведении события. В начале рассказа представляется нам обычным ласковым мальчиком, но пройдя через школу жизни, пережив лишения, разочаровавшись в матери, резко взрослеет и матереет, дерётся с другими мальчишками и ранит своего отчима в драке. Жестокость, которой подвергается ребёнок, оставляет глубокую рану в его душе, но именно она закаляет его характер, позволяет ему преодолеть трудности детства, смерть матери и пойти «в люди».
Иван Цыганок Сирота непонятного происхождения, который работает у Кашириных, чтобы выжить. Это веселый, открытый и добрый парень, который часто терпит наказания и жестокость, но не унывает. Он дружелюбно относится к главному герою. Но Ваня погибает рано: при переносе тяжести он оказывается придавленным ею и умирает в муках.
Дядья Лексея Дяди главного героя — злые, жадные и циничные мужики, которые привыкли к суровости отца и стали такими же. Все они думают только об интересах своих семей и враждуют с родственниками. Алкоголизм, брань, ложь, даже интриги — вот краткое описание их жизни.

Темы

Тематика повести Горького «Детство» изложена вкратце, чтобы не утомлять читателя. Если нужно дополнить, напишите Многомудрому Литрекону об этом.

  1. Воспитание – Горький в полной мере демонстрирует читателям практически средневековые методы воспитания и обращения с детьми, которые царили в Российской империи даже в конце девятнадцатого века.
  2. Детство – писатель показывает нам, как среди нищеты, невежества и озлобленности ребёнку приходится буквально цепляться за жизнь, ежедневно выдерживая многочисленные тяжёлые испытания. Горький хочет сказать, что у него, как и у миллионов других детей, просто не было нормального детства.
  3. Семья Кашириных, не считая Акулину Ивановну, является для нас ярким примером неблагополучной семьи, между её членами нет никакого взаимопонимания, они часто ссорятся и дерутся друг с другом, а все их взаимоотношения продиктованы исключительно корыстным интересом и жаждой денег.

Проблемы

Проблематика повести «Детство» представлена в сокращении. Многомудрый Литрекон дополнит ее, если необходимо, после Вашего комментария.

  1. Социальное неравенство – Горький очень подробно вырисовывает ужасающие картины нищеты и неприглядность жизни городских низов. Неравенство присутствует даже внутри отдельной семьи Кашириных, где дед Василий распоряжается сотнями рублей, а остальным приходится самостоятельно обеспечивать себя.
  2. Женская доля. На примере Варвары и Акулины мы видим, в каком бесправном положении оказались женщины. В семье они не защищены, а, напротив, подвержены издевательствам и физическим расправам. Каждый день для них — испытание на прочность. Мужья бьют их, унижают, изменяют им, а они ничего не могут противопоставить их поведению. Слабость лишает их даже шанса за себя постоять. Такая жизнь вынуждает женщин спиваться и опускаться до насилия, ведь иначе терпеть такое отношение невозможно.
  3. Деградация института семьи. Близкие люди должны поддерживать друг друга, для этого они и живут вместе. Но в мире Горького все перепуталось: близкий человек только тем примечательнее других, что бьет больнее. В семье царят насилие и произвол. Дети и женщины находятся в уязвимом и рабском положении, никто не защищает их права. Старики и вовсе лишаются всего, ведь не могут за себя постоять. Унижение порождает озлобленность. Дети готовы бросаться на взрослых с ножом в руках, а мать готова избить сына за рубль, потраченный на книги.
  4. Нищета. Люди на заводе получают так мало, что голодают и не могут обеспечить даже удовлетворение первичных потребностей. Лексей не имеет возможности купить книгу, чтобы обучаться в школе, а его бабушка и вовсе должна обеспечивать себя в глубокой старости, так как никто из детей не может ей помочь. Постоянная нужда ожесточает сердца людей. Тот же Василий Каширин в старости впал в маразм и стал беречь каждую копейку, вынуждая престарелую жену покупать себе еду и чай отдельно.
  5. Полное бесправие. Такое ощущение, что участие государства в жизни героев сводится к взиманию долгов, которых они даже не занимали. В остальном ни жандармы, ни какие-либо еще органы власти не помогают людям решать проблемы. Они предоставлены сами себе, им некуда пойти, некому пожаловаться на преступление. Их никто не слушает, но при этом они всем должны. Такое состояние общества и привело в дальнейшем к революции.
  6. Отчаяние. В какой-то момент главный герой теряет веру в будущее и тоже поддается всеобщему озлоблению. Он совершает плохие поступки, дерется и сквернословит, мешает всем, кто мешает ему. Он становится частью системы, так жестоко изломавшей его жизнь. Лишь просвещение и положительный пример помогли ему осознать все это и пойти по верному пути.
  7. Детство «в людях» – свой жизненный путь автобиографический герой Горького начинает в самой неблагоприятной среде, окружённый пьяницами, мошенниками и невеждами, всё это оказывает колоссальное влияние на детскую психику. Ближе к концу повести Алексей начинает всё больше и больше соответствовать своему окружению и уже сам не брезгует воровством и даже поножовщиной.
  8. Народ – русский народ в изображении Горького предстаёт нам озлобленной и забитой массой, страдающей от чудовищной нищеты и лишений, однако писатель винит в таком положении вещей не сам народ, а то несправедливое положение вещей, которое глубоко укоренилось в обществе Российской империи. Он показывает, что даже в таком ужасном положении можно найти и хороших людей, вроде Акулины Ивановны, в которых осталось что-то человеческое.
  9. Мерзости жизни – Горький старается дать как можно более подробное описание всех пороков, царящих среди простых людей. Алкоголизм, воровство, измены, бытовое насилие в повести показаны, как нечто обыденное и привычное. Даже бабушка, олицетворяющая собой всё самое доброе и светлое в жизни маленького Пешкова, пьёт водку и курит табак наравне с мужчинами.

Основная идея

Повесть «Детство» представляет собой зарисовку из жизни провинциального города на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Писатель честно и в полной мере демонстрирует нам абсолютно дикие нравы российского общества и все самые неприглядные стороны жизни. Смысл повести «Детство» заключается в демонстрации того, что бедняки лишены этой светлой поры. Они сразу рождаются взрослыми и терпят ужасное обращение, пока сами не ожесточаются.

Также Горький пытается переосмыслить свою собственную жизнь. Перенося на бумагу свои самые яркие детские воспоминания, он пытается понять, какое место они занимают в его жизни, как они повлияли на него, и был бы он тем, кто он есть, если бы не пережил всех этих страданий и лишений. Главная мысль повести «Детство» заключается в своеобразном становлении личности под гнетом социального неблагополучия. Народ так и останется темным и бедным, жестоким и жадным, если дети будут воспитываться в таких условиях и такими людьми.

Чему учит?

Прежде всего, повесть «Детство» заставляет задуматься о том, как не надо жить. Автор осуждает пьянство, воровство, жадность и грубость. Демонстрирует нам, как низко может пасть человек, который поддаётся самым пагубным привычкам и думает только о низких вещах, не заботясь о своей нравственности. Мораль книги состоит в том, что люди не должны зацикливаться на деньгах, даже если живут в нищете и берегут каждую копейку. Эта зацикленность превращает семью в сборище врагов.

Также это произведение говорит о том, что не весь мир наполнен одним лишь злом, и даже в самом беспросветном мраке всегда можно найти крупицы света и добра, что среди злых людей есть множество добрых и что даже в, казалось бы, самом низком человеке может остаться ещё что-то хорошее. Это и есть нравственные уроки повести «Детство».

Критика

Автобиографическая трилогия в целом и «Детство» в частности были крайне тепло встречены читающей частью России.

Знаменитый в будущем детский писатель Корней Чуковский отмечал важность книги для понимания не только жизни народа, но и души самого Горького. Он очень чутко уловил не только отрицательные, но и светлые посылы, заключённые в книге, назвав её воздушной и очаровательной.

Один из величайших поэтов серебряного века – Александр Блок, также высоко оценил повесть, отметив, прежде всего, яркий и самобытный образ бабушка Акулины Ивановны.

Повесть многократно переиздавалась и экранизировалась, и на сегодняшний день, даже спустя век после своего рождения, считается классикой русской литературы.

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

комментариев 5

  1. Ольга Борисова:

    Очень доступная, полная и познавательная информация. Но хотелесь бы узнать подробнее о проблематике произведения

  2. Даша;):

    И снова мой любимый сайт меня спасает! Сейчас как раз проходим Максима Горького по литературе, очень было интересно почитать. Спасибо вам за ваш труд!

  3. Ноза:

    Бабушка не просит милостыню,наоборот она зарабатывая рукоделием, миллстыню оставляет на поддокониках у горожан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *