Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (О. Э. Мандельштам)
Культура ушедших эпох не исчезает в небытие. Произведения искусства, например, древнегреческий эпос, спустя много веков выводят творцов на размышления о движущих силах нашего мира. Особенно это актуально для акмеистов, которым крайне важно было поддерживать в своём творчестве связь эпох. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом стихотворения Осипа Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Нудный перечень кораблей и невозможность заснуть приводят к тому, что лирический герой открывает для себя, что же движет людьми с начала времён.
Содержание:
История создания
Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» написано в 1915 году и включено во второе издание сборника «Камень», вышедшее в 1916 году. В этом сборнике часто встречаются отсылки к литературе, архитектуре, религии, и отдельно стоит выделить сегмент отсылок к эллинистической культуре.
Отсылает стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» ко второй песни «Илиады» Гомера, которая называется «Сон. Беотия, или Перечень кораблей». В этой песне называется, откуда и сколько ахейцев отплывает на войну с Троей и кто каким кораблем предводительствует. Состоит он из 1 186 названий кораблей и длится 366 строк.
Почему материалом для стихотворения послужил эпос Гомера? Дело в том, что на момент написания стихотворения Мандельштам — студент романо-германского отделения историко-филологического факультета Петербургского университета. Студенты-филологи и в то время, и ныне обязательно изучают «Илиаду». На перечне можно заснуть и пропустить список союзников Трои, до того перечень длинный. В итоге университет поэт не окончил и диплома не получил, но опыт и материал для творчества у него остались.
Кроме того, с июня по август 1915 года Мандельштам гостил у Максимилиана Волошина в Коктебеле. Тогда поэт увидел обломок старинного корабля, чей образ вполне мог натолкнуть на создание стихотворения. Для Мандельштама в целом был важен юг, его атмосфера: написаны сборник очерков «Феодосия» и множество стихотворений, образы и тематика которых явно отсылают к греческой культуре и видам Тавриды.
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» — элегия. В этом тексте от первого лица ведутся размышления о любви, основной движущей силе мира и культуры. Лирический герой мучается от бессонницы, и это становится отправной точкой для философских поисков.
Направление, в котором работал Мандельштам, — акмеизм. Если в ранних стихотворениях, попавших в первое издание «Камня», можно говорить о наличии каких-то символистских влияний, то здесь уже вполне отражается программа акмеистов: предметность изображения и разговоры об ушедшей культуре, с которой неразрывно связаны современные поэты.
Акмеизм, по определению Мандельштама, — «тоска по мировой культуре». Культура становится источником вечных ценностей. Пока футуристы отказывались от прошлого, сбрасывали классиков с «корабля современности», акмеисты выстраивали «вертикаль предков» к культуре прошлого, устанавливали диалог с далёким собеседником. В этом стихотворении таким собеседником становится Гомер.
Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» разбито на три строфы. Размер — шестистопный ямб с кольцевой рифмовкой и чередованием мужской и женской рифмы (aBBa). Нет подражания гекзаметру — стихотворному размеру древнегреческой эпической поэзии. Так сливаются собственная культура Мандельштама и гомеровские образы, и отражается то, как глубоко «Илиада» вошла в русскую культуру.
Образы и символы
Образная система стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» строится на отсылках к «Илиаде» и группе морских образов.
Символом красоты и любви становится здесь Елена Прекрасная, невольная виновница Троянской войны. Жена спартанского царя Менелая была украдена Парисом, троянским царевичем. Она становится символом и красоты, и любви, которые, по сути своей добрые и светлые чувства, толкают на преступления и кровавую месть.
Образ «божественной пены» на головах царей соотносится с мифом о рождении богини красоты Афродиты, которая вышла из морской пены. Так Мандельштам связывает два мифа: о Троянской войне и об Афродите.
Морские образы включают в себя паруса, пену и корабли. Перед внутренним взором сразу расстилается бесконечное море, будто бы доносится шум волн и чувствует соль на губах. К этому прибавляется журавлиный клин, который, как и группа кораблей, протягивается в пространстве.
Бесконечность морской поверхности, долгий путь птичьей стаи — это вполне можно соотнести с бессонницей, при которой поток мыслей, кажется, не имеет конца, а время исчезает.
Образ моря становится ключевым. В нём сходится и путешествие ахейцев, и шум мыслей, и творческий импульс. Море становится здесь живым существом, диким, не подвластным культуре. Это нечто языческое, зародившееся ещё до цивилизации. Так же, как и любовь.
Темы
Тематика стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» — движущая мир любовь и связь разных эпох. Античный текст становится основой для философских размышлений о человеческой природе.
Повествование ведётся от первого лица, читатель погружается в мысли лирического героя. Чтение списка кораблей прерывается вопросом: «Что же двигало войском?». Этой движущей силой оказывается любовь, она всемогуща.
Любовь — связующее звено для людей разных столетий. При огромном научном и техническом прогрессе мы остаёмся людьми, и чувства заложены в нашей сущности. Сколько бы ни боролся разум с эмоциями, мы не избавимся ни от одного, ни от другого, и сердце будет иногда побеждать над логикой.
Между античной Грецией, началом XX века и нашим временем остаётся связь через искусство. Любовь будет воспеваться и дальше, это вечная тема, зародившаяся вместе с человечеством. Поэтому мы всегда найдём в древнейших осколках искусства то, что отзовётся в нас, вызовет эмоции, натолкнёт на воспоминания. Вот она, связь эпох.
Проблемы
Проблематика стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» философская и вполне актуальна в наши дни. Изменилось ли что-то со времён Гомера? Стоит ли поддаваться эмоциям, в частности — любви? На что способен человек под её влиянием?
Человек остался человеком, любовь всё так же расцветает в наших сердцах. Искусство переходит от одного направления к другому, меняется наш язык и восприятие мира вокруг, но чувства остаются прежними. Мы относим «Илиаду» к древнегреческому эпосу, но страсть, лежащая в основе происходящего, не устареет никогда.
Любовь может стать импульсом к созиданию, а может стать поводом для начала кровопролитной войны. Это противоречивое чувство: от него жестокость и хаос, но в то же время — искусство и красота. Можно опасаться этого чувства, ведь охваченный любовью человек теряет над собой контроль, но без любви невозможно жить.
Смысл
Основная идея стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» — без любви мир становится бессмысленным («Когда бы не Елена, / Что Троя вам, ахейские мужи?»). Исторические события (Троянская война), природные явления (море, пена) и человеческая культура (Гомер) — всё находится под властью любви. Море подходит к изголовью кровати, мешает спать, побуждает к творчеству, заставляет думать о любви. Выходит, что и лирического героя стихотворения захватывает это чувство, потому что знакомо оно каждому.
Главная мысль стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» может звучать так: любовь заложена в нашей природе. Никто не может ответить, что следует слушать: разум или сердце? Любовь опасна, противоречива в своём влиянии на человека, но её избежать невозможно. Она правит миром, оказывается божественной силой, которая никогда не иссякнет.
Чему учит?
Любовь может усилить в человеке низменные порывы, толкнуть на жестокость. В то же время под действием любви создаются произведения искусства. Из-за любви и красоты была уничтожена Троя, но силы, подпитываемые чувствами, стоит направить на созидание, а не разрушение.
Ещё это стихотворение – об интересе к искусству. Полезно изучать культуру прежних эпох, объекты искусства, прежде чем создать что-то своё. Так мы встраиваемся в историю, чувствуем связь сквозь времена. Мы не можем жить отдельно от того, чтобы было раньше нас. Таков закон развития.
Средства художественной выразительности
Закончим анализ по плану перечнем средств художественной выразительности, которые были использованы в стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…».
- Метафоры: «поезд журавлиный», «море <…> подходит к изголовью».
- Эпитеты: «длинный выводок», «божественная пена», «море чёрное», «с тяжким грохотом».
- Сравнение: «как журавлиный клин в чужие рубежи».
- Архаизмы: местоимение «сей» (этот), витийствуя (ораторствуя), поезд в значении «процессия».
- Анафора: в третьей строфе союз «и» повторяется в каждой строке.
Автор: Софья Панихидникова