Анализ повести «Детство» (Л.Н. Толстой)

В повести «Детство», разбор которой предлагает Вам Многомудрый Литрекон, тонко обрисовываются детские душевные порывы, разочарования и радости, вдохновение и отчаяние, вызываются живые картины из детских воспоминаний. Этим ценным моментам жизни Л. Н. Толстой уделяет внимание во всех своих произведениях. Этому в первую очередь посвящена его повесть «Детство».  

История создания

История написания повести «Детство» представляет собой интересные факты:

  1. В 1951 году, находясь на Кавказе вместе с братом Николаем, Толстой работал над своей первой повестью «Детство». Ему было тогда всего 24 года. Повесть была одобрена Н.А. Некрасовым, который являлся на тот момент редактором журнала «Современник», где повесть и была напечатана в 1952 году. 
  2. Повесть «Детство» считается автобиографической, поскольку Толстой вложил в неё собственные детские впечатления, сумел передать атмосферу родного дома и той среды, в которой он рос. Так же, как и герой повести, Толстой в детстве лишился матери, только случилось с ним это совсем в раннем, полуторогодовалом возрасте. Он не помнил мать, однако вложил в образ maman в повести свои лучшие представления о женщине-матери, её некий священный идеал. Глубокое исследование себя и окружающего мира побудило Толстого написать повесть «Детство», в которой прослеживаются различные этапы становления человека в раннюю пору его жизни, определяющие его путь и судьбу. 

Жанр и направление 

Жанр произведения «Детство» можно отнести к автобиографической повести, как было сказано выше о детских впечатлениях автора. 

Направление повести – реализм, поскольку та основана на действительной обстановке и нравах того времени – начала XIX столетия. 

Композиция и конфликт

Повесть «Детство» составляют 28 глав, в которых описывается год из жизни десятилетнего мальчика, Николеньки Иртеньева. 

  • В завязке произведения лежит перелом в жизни ребёнка – отъезд из дома в Москву;
  • Затем следует развитие действия – новая жизнь в доме бабушки. 
  • Кульминацией является известие о болезни матери, что вытекает в печальную развязку – смерть и похороны. 

В повести нет явного конфликта главного героя с окружающими людьми, кроме одного лёгкого домашнего недоразумения с бывшей няней Натальей Савишной. Но внутренне мальчик часто испытывает обиду, чувство несправедливости или неприязни в отношении с окружающими. Карл Иваныч на мгновение становится в глазах Николеньки «противным и злым». Мальчика обижают слова отца, когда тот пренебрежительно отзывается о нём княгине Корняковой. Ему неприятны княгиня Корнякова и её сын Этьен. Во время похорон матери Николенька чувствует возмущение против собравшихся, за их неискреннее проявление горя. 

Основной же конфликт в повести «Детство» часто происходит у мальчика с самим собой. Он ощущает чувство вины за свои недобрые мысли, даже за неискреннюю строчку стихотворения, написанного им, презирает себя за недостаток искренней скорби на похоронах матери. Николенька часто чувствует себя скованным и неловким, и страдает от этого. Он не может выразить Серёже своё чувство симпатии, вместо этого слепо подчиняется ему, не может найти силы противостоять своему кумиру, чтобы поступить справедливо. Глубоко вдумчивая, чувствительная натура Николеньки часто пытается разрешить противоречия, с которыми сталкивается в жизни — между внутренним и внешним миром, между желаемым и действительным, между лучшими побуждениями и слабостью, между искренностью и желанием показать себя.

Смысл названия

Название повести «Детство» говорит само за себя. Оно сразу сообщает нам, что речь пойдёт об истории из жизни маленького человека. Автор описывает детское мировоззрение и вкладывает в смысл заглавия буквальный и открытый посыл. Сообщает название о том, что повесть посвящена детской поре, поре первых жизненных шагов и мировосприятия.    

Важно отметить, что речь идет не о Николеньке, а о детстве в целом. Автор хочет показать обобщенную детскую историю, демонстрируя не столько свой путь, сколько те условия и обстоятельства, в которых формируется человек его времени и положения. Примечательно, что М. Горький тоже написал трилогию с такими же названиями, но показал быт и нравы простого городского мальчишки, а не дворянского отпрыска. Оба автора акцентировали внимание на том, как ранний период жизни личности влияет на ее становление. Вот почему повесть Л.Н. Толстого называется «Детство».                                         

Суть: о чём повесть? 

Повесть «Детство» о десятилетнем Николеньке Иртеньеве, мальчике из дворянской семьи, живущей в деревне в своём поместье. Николенька узнаёт, что для него настала пора серьёзного обучения, для которого они с братом должны переехать в Москву. Мальчик пылко любит мать и не желает разлуки, но смиряется с ней. Жизнь Николеньки тесно связана с домом, дворовыми людьми и гувернёром, и в процессе повествования вырисовываются их отдельные портреты. Также в повести рассказывается об отце главного героя и других людях из светского общества. В Москве Николенька получает новые впечатления и заводит новые знакомства. Его сильной симпатией пользуется бойкий мальчик Серёжа Ивин, затем её вытесняет пылкая влюблённость в Сонечку Валахину, очаровательную двенадцатилетнюю девочку. 

В основные события, происходящие в московском доме, неожиданно врывается письмо из деревни, от матери, в котором та сообщает, что тяжело больна. Дети с отцом срочно уезжают домой, где их ожидают печальные события – последние страдания матери, её смерть и похороны.

Главные герои и их характеристика

Система образов в повести «Детство» вложена Многомудрым Литреконом в таблицу.

главные герои повести «детство» характеристика

николенька иртеньев

десятилетний мальчик из дворянской семьи, в которой он любит всех и всеми любим. он пылкий, ранимый и впечатлительный непоседа, очень серьёзно принимающий жизненные события, поступки людей и свои собственные мысли. он умён и проницателен, но не очень усерден в учёбе, не ловок, замкнут и не уверен в себе, из-за чего часто испытывает трудности.он вспыльчив, обидчив и легко попадает под чужое влияние. но в нем слишком сильноразвита совесть, которая не дает ему заблуждаться долгое время.
володя и любочка

тринадцатилетний брат николеньки, володя, способный, видный, уверенный в себе и рассудительный мальчик. он хорошо учится, умеет нравиться всем окружающим и подаёт в семье надежды на блестящее будущее. к николеньке володя относится свысока, снисходительно называет его «девочкой» и неженкой. тем не менее, братья общаются и делятся друг с другом секретами, хотя и не всегда понимают друг друга.

любочка представляется в повести совсем ребёнком, домашней благовоспитанной девочкой, жизнь которой протекает дома, под крылом матери.

maman

мягкая, добрая, тихая женщина, пылко любящая мужа и детей и отдающая им всю свою любовь. при этом она изысканна и образована – прекрасно играет на рояле, изящно выражается на иностранных языках. очень набожна – принимает странников, серьёзно внимает их изречениям, защищает их от нападок. николенька особо привязан к матери, их отношения нежны и трепетны, мать является в его глазах самым прекрасным и возвышенным существом на свете.

отец пётр николаевич, отец николеньки, назван в повести эффектным и видным, умеющим изящно одеваться и нравиться большому свету. он умён и твёрд, везде умеет поставить себя в выгодное положение, заводит блестящие связи, при этом чувствителен, любит простую музыку. увлекается женщинами и карточной игрой. пользуясь добротой и доверием своей жены, он устраивает себя так, чтобы без стеснения удовлетворять свои пристрастия и увлечения. с детьми отец не близок, но любит их.
карл иваныч

немец, учитель и гувернёр мальчиков в доме иртеньевых. честный, добрый и душевный человек, очень привязанный к детям, вверенным его попечению. он одинок и замкнут, часто погружён в раздумья или чтение, о нём сообщается, что у него «несчастная судьба». николенька искренне привязан к карлу иванычу и берёт от него всё лучшее. узнав о скором отъезде в москву, мальчик скорбит в первую очередь о предстоящей разлуке с учителем.

наталья савишна старушка около восьмидесяти лет, в прошлом няня детей и их матери, затем ответственная за «барское добро», хранившееся в кладовых и сундуках. очень набожная, кроткая, преданная и бескорыстная женщина, посвятившая себя целиком заботам о барском семействе, членов которого любит как родных. особенно нежной привязанностью натальи савишны пользуется её бывшая воспитанница, мать николеньки. мальчик любит общество натальи савишны и находит в нём единственное утешение после смерти матери. общая с ним скорбь старушки кажется ему единственно искренней, в отличие от всех окружающих. с высоты взрослого возраста николай называет наталью савишну наряду с матерью «святым существом».
юродивый гриша

 

странник и юродивый гриша часто приходит в дом иртеньевых, где находит тепло и приют, благодаря доброй матери семейства. он изрекает странные горестные слова, связанные с отъездом мальчиков из дома, печалится и сокрушается, как бы предвещая несчастье. гриша ради спасения души носит железные вериги на теле под одеждой, много и горячо молится о себе и других людях, друзьях и врагах. николенька, поражённый глубоким посвящением и верой гриши, называет его впоследствии «великим христианином»

мими

гувернантка любочки в доме иртеньевых, где и живёт вместе с дочерью катенькой. чопорная и недалёкая женщина, надоедающая детям назойливыми замечаниями и требованиями. она наглядно выражает презрение учителю карлу иванычу.

бабушка бабушка николеньки названа в повести принадлежащей к людям «прошлого века, каких ныне уже нет». величественная, гордая и властная светская женщина, требовательная и чопорная барыня. николенька любит и уважает бабушку, но далеко не так, как он относится к матери и наталье савишне.
княгиня корнякова резкая, неискренняя и неприятная женщина, заискивающая перед бабушкой николеньки и вызывающая у последней пренебрежение. княгиня и её высказанные взгляды о пользе наказания детей розгами оставляют негативное впечатление у николеньки.
князь иван иваныч князь иван иваныч – пожилой военный, сделавший блестящую карьеру, также относящийся к людям «прошлого века». он хорошо образован, красив, имеет доброту и благородный характер. при визите с поздравлениями бабушки он держит себя просто и естественно, чем вызывает к себе расположение николеньки.
серёжа красивый, бойкий и резвый мальчик, ровесник николеньки, для которого становится бесспорным кумиром. серёжа проявляет безусловную храбрость во время игры, при этом оказывается способен на недобрый поступок по отношении к слабому мальчику иленьке.
сонечка среди гостей на именинах бабушки оказывается сонечка валахина – милая двенадцатилетняя девочка, пленившая всё существо николеньки. после вечера общения сонечка оставляет николеньку и других мальчиков пылко влюблёнными в неё.

Темы

Тематика повести «Детство» позволяет не только поразмышлять об интересных жизненных вопросах, но и аргументировать свое мнение в любом сочинении, ведь Толстой в своих произведениях не оставляет поводов для непонимания.

  1. Формирование личности. Это главная тема повести. В детстве человек приобретает характер, привычки, вкусы и предпочтения, учится уважать те принципы и качества, которые ценились в его семье. Толстой уделяет основное внимание диалектике души героя – процессу её становления.
  2. Воспитание. Герой воспитывается в тихой, доброжелательной обстановке деревенского дома, впитывает в себя тепло и любовь близких. Это формирует в нём доброту и чувствительность, чуткость, религиозность, что впоследствии подвергается испытанию при жительстве в городе. 
  3. Любовь матери. Этой теме Толстой также отводит немаловажное место в повести. У матери главный герой учится любить и сострадать, благоговеть перед святым и возвышенным, раскаиваться в дурных поступках и мыслях, дарить тепло и внимание близким. 
  4. Тема семьи освещена также – жизнь главного героя тесно связана с семьёй и ограничена ею. Мальчик чувствует и понимает происходящее в семье, переживает за отношения близких и их благополучие. Семья является для него всем и во многом определяет его личность и будущий путь.
  5. Роль учителя. Тема о роли учителя присутствует в повести «Детство» – Карл Иваныч показан достойным примером педагогам. Своей добротой и разумной твёрдостью он привязывает к себе сердца детей и побуждает их перенять всё лучшее. 

Проблемы

Проблематика в повести «Детство» отражает все то, что надолго оседает в детском сердце и не проходит даже с возрастом.

  • Потери. Одной из основных проблем, затронутых в повести, являются потери в семье, смерть близкого человека. Главный герой часто испытывает страх потерять мать, и когда это случается, он не в силах справиться с отчаянием. Решение этой проблемы для него приходит в близости и общении со старой няней.
  • Плохое влияние. Другой проблемой является плохое влияние, которое герой испытывает при переезде в город. Подражая во всём Серёже Ивину, Николенька автоматически разделяет его дурной поступок и даже не решается проявить сочувствие к обиженному мальчику Иленьке.
  • Неправильное поведение взрослых. Это явление также вырисовывается проблемой на жизненном пути главного героя. Отец при гостях выражает предпочтение старшему сыну, младшему же выражает некоторое пренебрежение и досаду, заставив мальчика переживать о том, что он некрасив и не ловок. Бабушка в течение праздничного вечера допускала насмешливые замечания в адрес Николеньки, смущая его. Такое отношение взрослых болезненно отзывалось на впечатлительном и нервном мальчике. 
  • Проблема выбора правильного пути. Эта проблема имела своё начало в детском возрасте Николеньки. Он был вынужден принимать решения, склоняться на сторону добра или зла, определять своё отношение к тем или иным людям, к самому себе, задумываться о своих желаниях и побуждениях. Весь он пока состоит из вопросов – что он такое, и к чему он идёт?

Смысл 

Основная мысль повести «Детство» выражается в желании автора показать важность детской поры в жизни человека. То, что он приобретает за этот короткий отрезок времени, останется с ним навсегда, будет определять его поступки и выбор пути. 

Поэтому семья, близкие люди и всё, что окружает ребёнка, имеет огромное значение, о котором никогда нельзя забывать и которое не стоит обесценивать. Основная идея «Детства» выражается в том, как цепочка незначительных событий и слов формирует характер героя и определяет его судьбу.

Чему учит? 

Повесть «Детство» учит любви и трепетному отношению к ребёнку и детству, когда маленький человек не защищён от дурного влияния, примера, недоброго взгляда или колкого слова. Когда он неопытен, имеет массу неразрешённых вопросов и не защищён от самого себя. Толстой призывает осознать неоценимую важность семьи, любви и уважения внутри неё. Напоминает о хрупкости земных уз, которые нужно успеть ценить вовремя и ни в коем случае ими не пренебрегать. 

Также повесть «Детство» заставляет задуматься о том, что для юного человека важно правильно выбирать для себя друзей, сохранять уважение к себе, не позволять пренебрегать собой и увлекать на недобрые пути. Вывод Толстого прост: нужно поощрять в себе лучшие чувства, вдохновение, восхищение прекрасным. Его мораль сводится к тому, что нужно глубоко осознавать свои поступки, взвешивать мысли и никогда не бояться следовать лучшим побуждениям.

Критика

Дебют Л.Н. Толстого не вызвал такого многообразия критики, как, например, «Анна Каренина» или «Война и мир». Но все же первые отклики вдохновили автора на самосовершенствование и дальнейший путь в мире литературы.

О первом произведении Толстого «Детство» так говорилось в статье «Русская литература» в 1852 году в журнале «Отечественные записки»:

«Редко случалось нам читать такое живое и увлекательное описание первых лет жизни. В содержании нет ничего особенного, детство, его первые впечатления, первое пробуждение способностей, первое сознание себя и своей обстановки, одним словом – всё то, что мы знаем, что мы испытали. Но как всё это рассказано! Какое умение владеть языком и подмечать первые движения души! А между тем как передать красоту рассказа, прелесть которого и заключается в рассказе?»

А вот так высказывается о повести «Детство» С.С. Дудышкин:

«Давно не случалось нам читать произведения более прочувствованного, более благородно написанного, более проникнутого симпатией к тем явлениям действительности, за изображение которых взялся автор».

Автор из легендарного журнала «Современник», И.И. Панаев тоже высоко оценил особенности «Детства» Толстого:

«Мы приветствовали графа Л. Н. Толстого, автора «Детства» и «Отрочества»… Мы даже несколько оробели перед его талантом, который показался нам чуть не гениальным.» («Современник», 1864 г., №3) 

Не менее положительную рецензию опубликовали в «Москвитянине» — издании, известном своими хлесткими выпадами в адрес новых авторов.

«Что это нашло на русскую литературу? Она как будто стала поправляться: стали опять показываться отрадные явления… то и дело выступают новые литературные деятели с свежими силами и здоровым направлением… Очень понравилась нам повесть «История моего детства». Многие черты детства здесь схвачены очень живо. Рассказ проникнут теплым чувством.» (Б. Н. Алмазов, журнал «Москвитянин, 1852, № 10)

Знаменитый поэт и редактор «Современника» Н.А. Некрасов в письме к И.С. Тургеневу также выразил надежду на восхождение нового дарования:

«Обрати внимание на повесть «Детство»… это талант новый и, кажется, надежный.» (Н. А. Некрасов — И. С. Тургеневу, письмо от 21 октября 1852 г.) 

Н.Г. Чернышевский, представитель революционно-демократического движения, который обычно резко критиковал русскую литературу, так оценил произведения Л.Н. Толстого:

У графа Толстого… нравственное чувство… сохранилось во всей юношеской непосредственности и свежести. …Свежесть нравственного чувства придает поэзии особенную — трогательную и грациозную — очаровательность. От этого качества, по нашему мнению, во многом зависит прелесть рассказов графа Толстого. Не будем доказывать, что только при этой непосредственной свежести сердца можно было рассказать «Детство» и «Отрочество» с тем чрезвычайно верным колоритом, с тою нежною грациозностью, которые дают истинную жизнь этим повестям. Относительно «Детства» и «Отрочества» очевидно каждому, что без непорочности нравственного чувства невозможно было бы не только исполнить эти повести, но и задумать их. <…>

Удивительно, но в той же манере высказался Д.И. Писарев, который сам именовал себя нигилистом и выступал за радикальные преобразования в том самом быте, которой с такой нежностью описывал Л.Н. Толстой:

«Никто далее его не простирает анализа, никто так глубоко не заглядывает в душу человека, никто с таким упорным вниманием, с такой неумолимой последовательностью не разбирает самых сокровенных побуждений, самых мимолетных и, по-видимому, случайных движений души». 

Но далеко не все рецензенты слепо хвалили работу. Некоторые авторы все же находили в ней недостатки. Например, А.В. Дружинин:

Есть у вас поползновение к чрезмерной тонкости анализа, которая может разрастись в большой недостаток. <…> Обуздать эту наклонность вы должны, но гасить ее не надо ни за что на свете. Вся ваша работа над своим талантом должна быть в таком роде. Каждый ваш недостаток имеет свою часть силы и красоты, почти каждое ваше достоинство имеет в себе зернышки недостатков. <…> …Все пассажи, писанные с любовью, у вас превосходны, — но чуть вы холодеете, у вас слог путается, и являются адские обороты речи. <…>

Автор: Диана Горина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *