Анализ стихотворения «Нобелевская премия» (Б. Л. Пастернак)

Борис Леонидович Пастернак является русским поэтом, писателем и переводчиком. Его заслуги в литературе трудно переоценить. Именно Пастернак подарил отечественному читателю переводы трагедий Шекспира, «Фауста» Гёте, а также стихи Байрона, Китса, Верлена и Рильке. По большей части мы знаем его как поэта, однако им был написан и прозаический роман «Доктор Живаго».

История создания

Создание стихотворения «Нобелевская премия» необходимо рассматривать совместно с романом Пастернака «Доктор Живаго». Он писался в течение 10 лет, с 1945 по 1955 год. Фоном для текста стали исторические «катаклизмы»: Первая мировая война, революции и гражданские войны. В романе нашли своё отражение вечные проблемы и вопросы человечества: жизнь и смерть, семья, предательство и любовь, религия. А главному герою предстоит пройти через множество препятствий, в том числе обрести своих близких и любимых людей, чтобы впоследствии с ними разлучиться.  

В 1957 году этим произведением заинтересовался итальянский издатель Фельтринелли, который никак не мог дождаться выхода книги в России. Когда появилась точная информация, что на родине писателя роман публиковаться не будет, Пастернак сам тайно передал итальянцу права на печать перевода «Доктора Живаго». Дело в том, что роман был не допущен к печати в СССР из-за критического отношения его автора к событиям Октябрьской революции, а само произведение получило клеймо «антисоветского». И это понятно: согласно сюжету, идейный большевик застрелился из-за кризиса веры в правое дело, а милая молодая женщина оказалась в лагерях без какой-либо вины.

Именно за эту творческую работу Борис Леонидович получил Нобелевскую премию по литературе в 1958 году. Но это награждение не принесло Пастернаку ни счастья, ни финансового благополучия. Решение присудить престижную награду Пастернаку обернулось гонениями со стороны власти. А негативный настрой переняли и «собратья» по перу. В итоге было принято решение исключить Бориса Леонидовича из Союза писателей, а его тексты и вовсе перестать печатать в советских изданиях. Его даже хотели выслать из страны за якобы шпионскую деятельность. А его любимая женщина была арестована по таким же надуманным обвинениям. Все те люди, которые боготворили творчество писателя, решили резко изменить ход своих мыслей и отвернулись от него. Пастернаком было перепробовано множество вариантов решения такой проблемы. Он даже отослал в Швейцарию письмо об отказе присуждённой ему премии. Однако это не повлияло на гнев тех, кто начал по-настоящему травить поэта. Он отчаялся. 

Именно в этот сложный и противоречивый период Пастернаком было написало стихотворение «Нобелевская премия».

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Нобелевская премия» написано в 1959 году, и оно автобиографично. Это философская лирика с «социальными нотами». 

Направление творчества поэта — реализм. Он отразил действительность во всех отталкивающих и в то же время обыденных подробностях, ничего не приукрасив. 

Произведение состоит из четырех катренов с перекрестной рифмой, стихотворный размер – четырехстопный хорей. 

Композиция и конфликт

Композиционно стихотворение состоит из 4 четверостиший с перекрёстной рифмой. Интонация у «Нобелевской премии» спокойная, только один раз Пастернак употребляет вопросительный знак. «Я убийца и злодей?» – это риторический вопрос. 

Для донесения своих мыслей автор пользуется художественными средствами выразительности. Например, метафоры «мне наружу хода нет» или «я весь мир заставил плакать», также здесь находится сравнение «я пропал, как зверь» и эпитет «темный лес». Однако большого количества тропов в стихотворении нет. Но те, которые всё же присутствуют, помогают читателю прочувствовать атмосферу и дополняют само содержание. 

Смысл названия

Название «Нобелевская премия» содержит в себе не только тематику стихотворения, но символическую нагрузку. В этом тексте Пастернака нет ни единого упоминания о конкретных деталях и мотивах создания этого стихотворения. И, озаглавив лирическое произведение таким образом, автор дает понять, о какой погоне идёт речь и почему Пастернак отождествляет себя с загнанным зверем. 

Если бы Пастернак назвал стихотворение по-другому, то стали бы не ясны все переживания лирического героя.

Образы и символы

Лирический герой является не только ключевым образом стихотворения, но и полностью представляет собой автора. Соответственно, это мужчина в зрелом возрасте. На это указывают строки «Но и так, почти у гроба». Скорее всего, он много повидал в своей жизни. Так, в произведении говорится о загранице в том смысле, что герой не может позволить себе в настоящий момент туда уехать. Как и Пастернак. За рубежом у него были знакомые и приятели, которые могли бы оказать ему помощь, однако покинуть свою страну нельзя. 

Лирический герой отождествляет себя со зверем в загоне, то есть его отрезали от свободы и мира. Читатель понимает, что в стихотворении «Нобелевская премия» описывает уставший человек, которому уже становится всё равно на дальнейшее развитие событий. Несмотря на безразличие, герой всё же пытается разобраться в том, за что он заплатил такую высокую цену. В стихотворении звучит мысль, что персонаж никого не убил и никому не сделал зла. Даже наоборот, он воспевал свою родину и продолжает её очень любить. Несмотря на всю пессимистичность героя, в его душе всё же есть надежда на победу справедливости.  

Лирический герой дал понять, что его преследуют, а его свобода ограничена. Однако в стихотворении не были упомянуты те, кто осуществляет и поддерживает эти действия. Лишь зная биографию самого Пастернака, читатель может ответить на этот вопрос. Власть, бывшие друзья и коллеги, поклонники – все они представляют собой цельный образ того самого «гонителя», который становится полноправным героем стихотворения. 

Темы

Тематикой стихотворения «Нобелевская премия» является невиновный человек под гнётом власти. С одной стороны, основная тема проста и понятна, но с другой – оказывается так, что человек не может противостоять такому громадному явлению. Политическая травля и репрессии совершенно не новы для Советской России. Такая сила способна лишить человека связей и отрезать его от всего мира. 

Первое четверостишие начинается с антитезы, в которой будут противопоставлены СССР и заграница:

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Лирический герой ощущает себя настоящим животным, на которого началась охота или травля, как в реальной жизни поэта. Герой чувствует полное внутреннее опустошение, потому что ещё вчера у него были друзья, поклонники и даже «ярые» почитатели. Однако уже сегодня все его «приятели» отвернулись от него и переметнулись на противоположную сторону в угоду советской власти. Символ «воля» в этом стихотворении означает заграницу. И именно последняя строчка данного четверостишия задаёт тон всему тексту и усиливает его пессимистичность. 

«Мне наружу хода нет» — это значит, что лирический герой не может вырваться из оков сложившийся ситуации. Также и Пастернак. Он понимает, что спокойно уехать из страны он уже не сможет. Потому что его либо лишают статуса гражданина и высылают из России, либо писателя сажают в тюрьму.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Во втором четверостишьи читатель встречает описание природы и неизменный для русского литературного творчества мотив дороги. Если повнимательнее присмотреться, то в этом мотиве проглядываются фольклорные элементы, а именно три дороги. Первый путь – это темный лес. В непроглядных зарослях обитают дикие звери, то есть существует опасность такой встречи. Второй путь — берег пруда. Вода также может нести в себе смерть. И последний, третий путь – это сваленная ель, то есть здесь не может проехать ни машина, ни любой другой транспорт. Выходит, что у лирического героя совершенно нет путей для «отступления». Из этого можно сделать вывод, что картины природы передают полную безвыходность положения. 

«Будь что будет, все равно» — последняя строчка в этом четверостишии. Она может означать полное отчаяние, так как в реальности Пастернак, так же как и его лирический герой, перепробовал все варианты для смягчения данной ситуации, даже написал письмо с отказом от премии, однако ничего не помогло. Также данная строка навевает грусть, поэтому при рассмотрении первых двух четверостиший образуется рефрен. 

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

В следующей части лирический герой признаётся, что не понимает, почему его обвиняют. Далее идёт единственный вопрос во всём стихотворении. Несмотря на его «риторичность», герой пытается самостоятельно на него ответить. Однако его продолжают одолевать сомнения и обиды, ведь он заставил весь мир плакать над красотой своей страны. Здесь идёт речь о самом романе Пастернака «Доктор Живаго». Писатель не ставил себе задачу очернить СССР, но наоборот, максимально реалистично показать всю разворачивающуюся картину его современности. Так, в западном обществе, где произведение всё же вышло в свет, публика действительно приняла «Доктора Живаго» очень хорошо, и Пастернак получил большое количество положительных отзывов. 

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Заключительное четверостишие уже представляет собой оппозицию всем предшествующим строкам. Вся грусть и пессимизм переходят в светлую надежду на то, что добро победит зло. Лирический герой выражает уверенность, что весь трагизм и нелепость ситуации в конечном счёте падут, а справедливость восторжествует. 

Однако здесь ещё один момент, который стоит отметить. Строчка «Но и так, почти у гроба» показывает ощущение смерти не только лирическим героем, но и самим писателем. Пастернак во время написания стихотворения (1959 г.) уже серьёзно болен. Вся эта несправедливость с романом, травлей и Нобелевской премией только лишь усугубила состояние писателя. Пастернак уверен, что он находится на пороге смерти, и в какой-то степени был прав. Через год после этого стихотворения он умирает. 

Так, невзирая на политическую обстановку, Борис Леонидович высказал свою гражданскую позицию при помощи данного стихотворения. Среди его недоброжелателей всё же нашлись люди, которые услышали его и поддержали. 

Проблемы 

В стихотворении «Нобелевская премия» Пастернак осветил многие актуальные проблемы: социальные, политические и нравственные. 

Например, в социальных проблемах Пастернак показал своё непонимание общества. Как вчерашние поклонники и друзья смогли отвернуться от его творчества, а самого писателя назвать своим врагом? Это значит, что они — лицемеры и приспособленцы.

Что касается политической проблематики, то в «Нобелевской премии» показана тяжелая обстановка, царившая в России. Передача прав на роман «Доктор Живаго» итальянскому издателю была расценена как предательство, а само произведение нарекли «антисоветским». Поэтому в стихотворении говорится о шуме погони, тогда как сам Пастернак не хотел порочить коммунизм, а лишь старался показать правду.   

Так, последние строчки говорят о нравственной проблематике этого текста. Несмотря на всю жестокость и несправедливость, Пастернак надеется на победу добра над этим злом. 

Основная идея

Смысл стихотворения «Нобелевская премия» заключается в том, что автор пытается найти причину всей той ненависти и гонений, которые обрушились на него после присуждения Нобелевской премии. Однако это приобретает некоторую сложность в том, что писатель винит себя только в умении разжалобить сердца людей. С помощью его романа иностранные читатели смогли увидеть красоту России, а передать эти чувства Пастернак смог лишь из-за того, что безмерно любил свою страну. И эта же страна на него ополчилась! Так что основная идея — несправедливость и абсурдность травли.

Главной мыслью текста «Нобелевская премия» становится последнее четверостишье. Несмотря на предчувствие скорой смерти, Пастернак не теряет надежду на восстановление справедливости. 

Чему учит?

Данное стихотворения является прямым свидетельством того, что если человек действительно прав, то свою точку зрения необходимо отстаивать до победного конца и при любых обстоятельствах. Пастернак прекрасно понимал, что такое громкий текст не будет напечатан в СССР, однако он всё равно написал его и выразил в нём свою гражданскую позицию. Более того, он рискнул его опубликовать, хоть и понимал, к чему это его приведет.

Надежда автора, что добро победит зло, осуществилась уже в более современном мире. «Антисоветский» роман Бориса Леонидовича теперь изучается в российских школах, да и его стихотворение «Нобелевская премия» также было опубликовано. 

Поэтому главная мысль текста «Нобелевская премия» в том, что нужно бороться за справедливость и верить в добро. 

Критика

Стихотворение «Нобелевская премия» было опубликовано на Западе. Из-за этого Пастернака вызвали к Генеральному прокурору СССР Р.А. Руденко, который вынес поэту обвинение по статье 64 «Измена Родине».

Однако серьёзных последствий для Бориса Леонидовича это не имело, так как текст был отдан в публикацию без согласия и разрешения автора.

Автор: Ксения Сизова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector