Анализ стихотворения «Бабушке» (М.И. Цветаева)

Стихотворение «Бабушке» занимает очень значимое место в творчестве Марины Цветаевой. Оно содержит в себе черты, характерные для многих произведений поэтессы. Текст пронизан сильными эмоциями. Видно, как образ двадцатилетней бабушки перекликается с образом лирической героини. Попытаемся глубже разобраться во всех тонкостях представленного произведения. Многомудрый Литрекон подготовил для своих читателей подробный анализ стихотворения «Бабушке» Марины Цветаевой (по плану).

История создания

Произведение было написано Мариной Цветаевой в 1914 году. Тогда поэтесса только переехала со своей семьёй в новую квартиру, которая располагалась в Борисоглебском переулке (город Москва), где сейчас находится Дом-Музей. Стихотворение «Бабушке» — первое, что сочинила Цветаева на новом месте.

Она увидела портрет Марии Лукиничны Бернацкой, своей бабушки по материнской линии, и была очень впечатлена историей этой женщины. Поэтесса верила в «гений своего рода», который заключался в ранней смерти и несчастной любви. Поэтому ответ на вопрос, кому посвящено стихотворение «Бабушке», кроется уже в названии произведения.

«Моя мать умирает 35 лет от туберкулеза. Её мать, Мария Лукинична Бернацкая, моя бабушка, выходит замуж за её отца (моего деда, того, кто не разрешил), любя другого и умирает 24 лет, оставляя полугодовалую дочь — мою мать», — пишет Марина Цветаева своей чешской подруге, Анне Тесковой.

Поэтесса очень любила 19 век, предпочитая своему времени ушедшее столетие. Она легко нашла параллели между своим вольным характерам и чертами, которые были присущи «двадцатилетней польке».

Жанр, направление, размер

Произведение «Бабушке» — чётко выраженное лирическое стихотворение. Читатели видят переживания юной девушки, поток её мыслей, состояние души. Чувства выходят на первый план, эмоции господствуют во всём тексте. Лирическую героиню можно рассматривать как художественного двойника самой Марины Цветаевой. Она очень похожа на поэтессу своим мировосприятием.

Стихотворение «Бабушке» относится к любовной лирике. Оно затрагивает важную тему родственной близости. Девушка понимает, что многие, присущие ей черты, она унаследовала от своей гордой и своевольной бабушки. Марина Цветаева придаёт привычному чувству новые краски и очертания. Её лирическая героиня влюблена в придуманный, романтизированный образ. Молодая девушка сама наделяет «двадцатилетнюю польку» разными характеристиками. Она верит в сильную родственную близость, считает, что очень похожа на свою бабушку.

Стоит уделить внимание и стихотворному размеру произведения «Бабушке». Произведение Цветаевой написано трёхстопным дактилем. Ударение в стопе падает на первый слог. Данный размер чем-то напоминает вальс, что придаёт произведению определённую лёгкость.

Композиция

Стихотворение Марины Цветаевой «Бабушке» можно условно разделить на четыре части.

  1. В первой — лирическая героиня только «знакомится» с портретом, вглядывается в черты человека, изображённого на нём. Читатели видят описания, по которым начинает складываться впечатление о «двадцатилетней польке».
  2. Во второй части девушка задумывается над тем, какую жизнь вела её родственница. Она подмечает тонкие детали и задаётся вопросом: «Юная бабушка, кто вы». Кажется, что лирическая героиня и сама прекрасно знает ответ, догадывается о схожести характеров некоторых членов её семьи. Перед нами начинают вырисовываться картины из возможного прошлого женщины с портрета.
  3. В третей части появляется философская тема смерти. «Юная бабушка» ушла слишком рано, она осталось вечно молодой, однако упустила множество «возможностей» и «невозможностей». Необычным представляется момент гибели. «День был невинен, и ветер был свеж» — картина ничего не предвещающего пейзажа. Вот только «звёзды погасли».
  4. В четвёртой части лирическая героиня понимает, что свой мятежный характер она унаследовала от бабушки. Здесь звучит тема преемственности поколений, семейной связи.

Образы и символика

Образ лирической героини очень яркий. Юная девушка, взирающая на портрет своей родственницы, во многом похожа на саму Марину Цветаеву. Она безумно эмоциональна, внимательна к деталям. Героиня любит предаваться фантазиям. Девушка рисует в своей голове картины жизни двадцатилетней бабушки. Она находит польку гордой и немного коварной. Лирическая героиня замечает своё сходство с родственницей. Молодая девушка верит, что «жестокий мятеж» достался ей от бабушки.

Образ «двадцатилетней польки» не менее значим и интересен. Он создаётся с помощью описания внешности женщины с портрета. Лирическая героиня делится с читателями своими мыслями о характере родственницы. «Юная бабушка» играла вальсы Шопена во дворцах, обладала огромной гордостью, лёгкой надменностью, необычным взглядом. Образ вырисовывается романтический, привлекающий внимание своей уникальностью. «Ледяное лицо» показывает силу и стойкость польки. Создаётся впечатление, что женщина с портрета похожа на холодную статую, красивую, но безжизненную мраморную скульптуру.

Лирическая героиня пытается пробиться через внешнюю оболочку, проникнуть в самые потаённые уголки души родственницы. Она задаёт вопрос: «Юная бабушка, кто вы». При этом девушке во многом удаётся разгадать загадку «двадцатилетней польки». Героиня осознаёт, что она похожа на женщину с портрета.

Разберёмся и с символикой произведения. В последнем катрене стихотворения появляется очень важный символ. В тот день, когда погибает бабушка лирической героини, на небосклоне гаснут «тёмные звёзды». Казалось бы, перед нами элемент обыкновенной пейзажной зарисовки, однако это совсем не так. Марина Цветаева словно объединяет в одно неразделимое целое тёмную небесную гладь и яркие, мерцающие звёзды. На некоторое время мир погружается во тьму. Меркнет, а затем гаснет звезда «двадцатилетней польки». Её больше нет на семейном небосклоне. В данном контексте звёзды становятся символом утраты, потери близкого человека. Слово «тёмные», использованное поэтессой, точно передаёт настроение печального момента.

Темы

Тематика стихотворения Марины Цветаевой «Бабушке» представлена ниже.

  1. Тема семьи — ключевая в тексте. Лирическая героиня с трепетом и благоговением относится к образу своей бабушки. Несмотря на то, что девушка не знала родственницу лично, она всё равно чувствует сильную связь с ней. Семейные узы объединяют, делают героинь частью одного целого.
  1. Тема любви тоже занимает значимое место в стихотворении. Лирическая героиня испытывает чувство душевной привязанности к своей бабушке. Марина Цветаева показывает читателям, как сильно юную девушку впечатляет портрет давно покинувшей этот мир родственницы. Героиня ассоциирует себя с «двадцатилетней полькой», понимает, что её характер схож с чертами человека, которого она видит на портрете.
  1. Тема утраты появляется в последних двух катренах. Лирическая героиня задумывается о том, сколько возможностей было бы у её родственницы, если бы та не погибла такой молодой. Несомненно, для юной девушки смерть бабушки — большая потеря. Разглядывая портрет, героиня находит некоторые сходства «двадцатилетней польки» с самой собой.
  1. Тема преемственности поколений во многом схожа с темой семьи, однако первая — более узкая. Лирическая героиня унаследовала черты характера своей бабушки. В тексте говорится только об одной родственнице девушки. Мы не знаем, считает ли себя героиня «наследницей» матери.

Проблемы

Рассмотрим проблематику произведения «Бабушке».

  1. Несомненно, в тексте звучит проблема памяти. Пускай у юной девушки и не было возможности лично пообщаться с бабушкой, обсудить важные проблемы, она всё равно делает попытки угадать характер родственницы. Лирическая героиня не может позволить себе забыть женщину, которая взирает на неё сквозь целое столетие. «Двадцатилетняя полька» — важная часть её семьи. Образ бабушки скрывает много тайн и секретов, он привлекает молодую девушку.
  1. Проблема ностальгии косвенно затрагивается в тексте. Лирическая героиня скучает по времени, в котором не жила, по человеку, с которым никогда не виделась и не общалась. Девушка рисует в своей голове образ сильной, гордой и роковой женщины, своей бабушки. Она верит, что унаследовала волевой характер именно от этой родственницы.
  1. Проблема раннего ухода из жизни возникает в самом конце произведения. Лирическая героиня задумывается над тем, какая судьба могла быть у её бабушки. Родственница девушки унесла большое количество «возможностей». Она могла бы достичь огромных высот, её путь мог быть тернист или безумно лёгок, но об этом героиня никогда уже не узнает. Ей остаётся лишь сожалеть о невозможности встречи, близкого общения и пытаться самой угадать, какой была «двадцатилетняя полька».

Основная идея

Марина Цветаева говорит о значимости сопричастности со своими родственниками. Она верит, что семейное древо скрывает множество интересных вопросов, на которые её предстоит найти ответы. По одному лишь портрету поэтесса пытается понять не только черты характера бабушки, но и её привычный образ жизни. Таков смысл стихотворения «Бабушке».

Стихотворение пронизано лирическим настроением. Для Цветаевой важно передать момент некого взаимодействия. Хоть героиня никогда и не знала свою родственницу, она всё равно чувствует сильную духовную связь с ней. В произведении звучат и философские мысли. «Двадцатилетняя полька», взирающая на юную девушку с портрета, умерла молодой. Вместе с собой она унесла и часть семейной тайны.

Цветаева говорит нам о настоящей любви. В этом главная мысль её стихотворения «Бабушке». Лирической героини по-настоящему нравится образ родственницы.

Средства выразительности

Произведение Марины Цветаевой «Бабушке» изобилует различными тропами. Читатели словно видят перед собой портрет, на который смотрит лирическая героиня. Меткие эпитеты помогают создать яркий образ. У «двадцатилетней полки» было «ледяное лицо». Она всегда была твёрдой и невозмутимой. «Взыскательный взгляд» придавал ей гордости и уверенности.

  1. Двухкратный повтор «юная бабушка» звучит как настоящий оксюморон. Марина Цветаева сочетает несочетаемое, ещё раз подчёркивая, что её родственница никогда не была старой. Слово «юная» становится анафорой в третьем катрене. Данный троп фокусирует внимание читателей на вечную молодость женщины, взирающей на нас со старого портрета.
  2. Поэтесса рисует образ бабушки в своей необычной манере. Она хватается за яркие детали, которые сразу приковывают взгляд («твёрдый овал» лица, «надменные губы», «прямой и взыскательный взгляд»). Этот художественный приём часто появляется в стихотворениях Марины Цветаевой. Так, например, в произведении «Анне Ахматовой» мы видим похожие описательные характеристики («нерусский стан», «облачный — тёмен — лоб», «юный демон»). Поэтесса всегда безумно любила творчество Ахматовой, это наводит нас на определённую закономерность. Цветаева создавала такие яркие портреты людей, которые ей по-настоящему нравились, были очень дороги.
  3. В стихотворении «Бабушке» встречается и особая авторская пунктуация. Поэтесса делит предложения на несколько частей с помощью тире, которые по правилам русского языка ставиться не должны. Текст содержит множество восклицательных и вопросительных конструкций. Такие предложения придают произведению сильный эмоциональный оттенок, характерный для стихотворений Марины Цветаевой.

Автор: Диана Кузнецова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *