Сочинение: Жизнь и сад в пьесе «Вишнёвый сад» (А.П. Чехов)

(423 слова) Пьеса «Вишнёвый сад» получила разную оценку критиков. Так, И.А. Бунин упрекал автора за неправдоподобность: в России в дворянских имениях не было садов, полностью состоявших из вишнёвых деревьев. Однако главное для Чехова заключалось не в точном соответствии реальности, а в символичности образа.

Роль главного героя в произведении играет сам Вишнёвый сад. Вишнёвые деревья – красивы, и дворянскую жизнь можно было назвать таковой. Разрушение сада – символ разрушения прежней жизни – дворянской. Красивой, праздной, со своими достоинствами и недостатками, но теперь не нужной.

Исторические перемены, отражённые в жизни людей, стали переменами и для сада. Многовековое угнетение крестьян подошло к концу. Из этой среды вышли новые люди, совершенного другого склада. Их жизнь и жизнь их предков разительно отличалась от барской жизни. Им приходилось выживать, постоянно трудиться, часто сверх своих сил. Это лишило их возможности получить достойное образование, но научило использовать любые условия с максимальной для себя пользой. 

В литературе и жизни множество примеров благоприятно сложившихся отношений между крепостными и их хозяевами, однако там же можно найти и обратные примеры, в корне противоположные. Среда закалила их, и они привыкли искать возможность наилучшим образом использовать сложившуюся ситуацию. Ключевыми словами для того, чтобы охарактеризовать людей нового типа, становятся слова «использовать», «искать выгоду». Так, купец Ермолай Лопахин моментально сориентировался в происходящем и сумел извлечь материальную пользу из положения, которое прежним хозяевам имения казалось безвыходным. Представители же дворянской среды – это люди, которые воспитывались в более благоприятных условиях. У большинства из них была возможность получить образование, путешествовать, что позволило развить эстетическое чувство, интеллектуальные способности. Для таких, как Раневская и Гаев, сад – источник вдохновения, воспоминаний, приятных эмоций и просто красивое место. Они не приучены искать способы извлечь выгоду, потому что не нуждались в этом. Но они, в отличие от Лопахина, склонны наслаждаться природой просто так, не используя её.

Вишнёвый сад – как источник эстетического наслаждения, которое нельзя превратить в материальную выгоду, больше не нужен. И жизнь людей, привыкших к размеренности и непрактичности, фактически становится не нужна.  На сцену выходят другие герои, те, которые смогут занести топор над деревьями ради спасения всего имения и будущей пользы. Таким образом, пора старого, патриархального уклада, которая давала возможности наслаждаться чем-то без практической выгоды, уходит. Наступает другая пора – людей деловых, с практическим складом ума. 

И у того и у другого подхода есть свои плюсы и минусы. Можно понять Любовь Раневскую и вместе с ней сожалеть о гибели сада, и точно также можно понять деловую точку зрения Лопахина – он готов пожертвовать садом, но спасти остальное имение. 

Гибнет сад, гибнет и дворянство. Оно сдаёт свои позиции, люди этой среды теряются в новых условиях, и шаг вперёд совершают те, кто раньше этого сделать не мог. 

Автор: Таисия Ишниазова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector