Женщины казачки в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)
(487 слов) Роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон» характеризуется обширной галереей ярких и неоднозначных женских персонажей. Детально описывая внешность, характер, жизнь и судьбу главных героинь, автор показывает, как женщины страдали и выживали в непростое военное время наравне с мужчинами.
Аксинья Астахова – пожалуй, один из наиболее ярких женских персонажей произведения. Жена соседа Мелеховых, она без памяти полюбила Григория, младшего сына Пантелея Прокофьевича и Ильиничны и была готова на всё в борьбе за своё женское счастье рядом с ним. Аксинья – олицетворение сжигающей страсти, любви как физического желания обладать партнером, красоты и женской силы. Она не стыдится своей порочной связи с Григорием, не скрывает её, терпит побои от мужа и решается уехать с любимым из хутора. Между Аксиньей и Григорием было всё, от смерти общего ребёнка до измен, однако они оставались вместе до самой смерти Аксиньи.
Образ Натальи Коршуновой во многом противопоставлен характеристике Аксиньи. Законная жена Григория, она тоже без памяти его любила. Однако если Аксинья была готова бороться за свою любовь, с кровью вырывая своё право на счастье, то Наталья лишь кротко и смиренно ждала, когда Григорий обратит на неё внимание. Кроткая, преданная и тихая любовь Натальи сопровождала Григория до последнего, она подарила ему заботу и двоих детей. Но вытеснить такой нежной и спокойной любовью яркий и болезненно-страстный образ Аксиньи из памяти мужа у Натальи не получилось. В её образе воплотилась не только супружеская верность, но и отчаяние нелюбимой женщины – в начале романа она от безысходности решается на самоубийство, но лишь наносит себе увечье, а в финале – идёт на аборт, ставший для неё смертельным.
Дарья Мелехова – ещё один яркий образ в галерее женских персонажей «Тихого Дона». Именно она стала в романе олицетворением порочной красоты и любви. Ключевыми в её истории являются смерть малолетнего ребёнка, уход мужа Петро Мелехова на войну и его убийство. Дарья неоднократно изменяет мужу в неистовой погоне за «мужской лаской», совершенно не стыдится своих беспорядочных половых связей. Важно отметить, что несмотря на это она по-своему любит мужа и жестоко мстит его убийцам. Новость о смерти Петро так или иначе её подкосила, но кардинально Дарья меняется, когда заболевает сифилисом. В этот период её одолевает безысходное осознание порочности и бессмысленности собственной жизни, она решается на самоубийство.
Образам Дуни Мелеховой и Ильиничны автор уделяет меньше внимания, однако оттого они не менее важны для произведения. Ключевыми в жизни Дуни становятся её чувства к Мишке Кошевому, врагу семьи Мелеховых, убийце старшего брата. Однако любовь девушки не знает границ и запретов, она убеждает безбожника Мишу в необходимости венчаться и вводит его в семью как своего законного мужа.
Ильинична – мать Петро, Григория и Дуняши – олицетворяет идеал матери, заботливой и любящей. Она не отказывается от своих детей и любит их, даже когда их семью бороздит Гражданская война, когда Григорий уходит с чужой женой, а дочь выходит замуж за убийцу брата. Ильинична до последнего остаётся рядом со своими детьми, являя образец материнской безусловной любви.
Итак, женские образы в романе «Тихий Дон» неоднозначны и интересны для анализа, поскольку являют собой различные типы любви и красоты, олицетворяют силу женского чувства.
Автор: Фаина Пастернак