Сочинение: Спор о правде в пьесе «На дне» (М. Горький)

(470 слов) Философско-социалистическая драма «На дне» акцентирует внимание на положении человека, который попадает «на дно» жизни. В ночлежке стираются все условности, связанные с социальным статусом, и перед читателями предстает человек как таковой.

В произведении борются между собой две правды – Сатина и Луки, горькая правда или ложь во благо, способная дать надежду человеку, не знающему своего будущего. Но помимо этого столкновения, в драме фигурирует также правда Бубнова. Он оказался в ночлежке после развода, когда его лишили «своего заведения», и считает, что человек рожден для того, чтобы умереть. Нет смысла жалеть его, если участь для него уже уготована. Каждый человек в мире – лишний, и главная опора позиции Бубнова – безверие, безбожие. Он и замечает, что настоящая человеческая натура кроется за навешанными на него ярлыками: «Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется». В ночлежке жильцы лишены всего и потому представлены друг перед другом и перед читателем такими, какие они есть на самом деле.

Лука – бывший сторож на даче в Сибири, и ночлежка для него – не пристанище, а лишь один из пунктов его странствия. Отсутствие идеалов, опоры на религию, веры в себя и людей – подспорье для вселения в людей веры, причина указать им на смысл жизни, проявить жалость и показать, что выход «со дна» существует. Предвосхищает трагичный финал рассказанная Лукой притча о человеке, верившем в праведную землю. Двигаться вперед ему позволяло именно убеждение в ее существовании. Стоило же искателю узнать то, что праведной земли нет, он ушел и повесился. В изображении общения Луки и Актера очень важен данный эпизод. Сначала автор показывает Актера, вдохновившегося верой в бесплатную лечебницу. Он не знал наверняка, существует она или нет, но возможность начать новую жизнь придавала ему сил. Но Лука ушел «во время суматохи» и, по словам Клеща, не указал дорогу, по которой следует идти для достижения цели. Актер, потеряв веру, потерял и смысл жизни, что стало причиной его самоубийства.

Смерть Актера, казалось бы, полностью дискредитирует учение Луки, но справедливыми оказываются и оно, и правда Сатина. «Правда — бог свободного человека!» — декларирует шулер, пьяница и практически полностью опустившийся человек. Сатин предпочитает не врать ни себе, ни людям, принимая горькую правду, что сближает его мнение с мнением Бубнова. Лука же придерживается иного мнения. Он жалеет человека из-за бессмыслицы его жизни, использует ложь во благо, чтобы он не погиб, не выдержав «правды». Но Актер — человек, столкнувшийся с отсутствием перспектив, с утратой надежды. В его словах автор выражает общее чувство безнадежности; сама ночлежка — будто символ человечества, оказавшегося в тупике. Актер не способен был принять правду, вырваться из общества «бывших людей», но и не мог сохранить веру в лучшее без поддержки странника.

В пьесе Горького ни одна «правда» не предстает перед читателем как единственно верная. В финале драмы автором изображаются последствия, к которым привело учение Луки, оказавшее воздействие на загнанного в угол человека. В ночлежке ни одна «правда» не смогла помочь людям, оказавшимся «на дне», и они, пережив потрясение от визита старика, возвращаются к прежней жизни.

Автор: Екатерина Ключникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector