Сочинение: Смысл рассказа «Студент» (А.П. Чехов)

(415 слов) Рассказ «Студент» А.П. Чехова был написан в 1894 году. Проблема, поставленная в нем, позволяет называть данное произведение философским. Поражает лаконичность чеховской прозы, способность четкого описания деталей и обрисовки характеров персонажей, их внешности и ситуации, в которых они существуют. В таком маленьком рассказе автор сумел поднять большую тему человека и его смысла жизни.

О душевном состоянии Ивана читатель может узнать благодаря описанию природы: морозно, неуютно, холодно, нелюдимо и глухо. Какое-то неясное обстоятельство создает у героя состояние потерянности и бессмысленности. Он начинает задумываться о чувствах людей, которые жили намного раньше него. Испытывали ли они что-то похоже? Этот вопрос создает веретено мыслей в голове Ивана, и тоска накатывает на него. Возвращаясь домой, он встречает двух женщин, сидящих перед костром, освещающим все пространство. Этот огонь послужил символом познания. Герой думает об апостоле Петре, который много веков назад находился в похожей ситуации.

Беседа с крестьянками занимает в рассказе почетное место. Главный герой рассказывает женщинам самый тяжелый эпизод из Евангелия, где Петр трижды отказался от своего учителя, находясь в руках у иудейских первосвященников. Особое внимание в повествовании уделено тяжелому душевному состоянию ученика Христа, который наблюдал за его страданиями. Студент смог растрогать сердца матери и дочери: У Василисы по щекам потекли слезы, Лукерья изо всех сил пытается сдержать боль. Такая яркая эмоциональная реакция слушающих подтолкнула Ивана на серьезные раздумья, перерождённое в последующем в душевное прозрение.

Мысли студента становятся понятны читателю из-за внутреннего монолога героя. Здесь приходит время развязки нравственного конфликта. «Прошлое, — думал он, -связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого»… На щеках Василисы появляются слезы, вызванные тем, что переживания Петра очень близки ей, что послужило средством соединения цепи. После чего главный герой начинает понимать для себя значимые ценности жизни. Открыв истину, герой радуется жизни, ведь появляется непередаваемое ощущение счастья.

Отрывок из Евангелия заставляет сравнивать Ивана с Петром, женщины напоминают евангельских вдов. Слабость, слезы, отречение апостола схожи с душевным настроем главного героя: он точно также теряет веру в жизнь, но находит ее снова. Повествование истории студента происходит как раз перед наступлением Пасхи. В соответствии с библейским преданием, душа человека очищается от зла. К Ивану снова приходит осмысление жизни и ее ценностей, происходит возрождение души.

А.П. Чехов с легкостью смог добиться осознания мудрого и философского понимания жизни у читателей. Главное — придерживаться правды, хранить в душе вечные ценности и быть стойким. Все это поможет понять суть собственного существования. Человек прекращает чувствовать себя одиноким, ненужным в этом большом мире, когда осознает свое призвание. В рассказе автор заставляет читателя глубоко задуматься о необходимости знания истории, умении приобретать гармонию в душе и развитии собственного внутреннего мира.

Автор: Рада Хибба

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *