Сочинение: Образы героев в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Многомудрый Литрекон объединил основных героев романа «Герой нашего времени» под одним заголовком, чтобы читатель смог самостоятельно и оперативно разобраться в системе персонажей Лермонтова. Каждому действующему лицу посвящено краткое сочинение-рассуждение (с цитатами). Приятного просвещения!

Ундина

(361 слово) «Герой нашего времени» — произведение неповторимое, загадочное, захватывающее. Столь же таинственны его герои. Пожалуй, самой интригующей героиней является Ундина (русалка), как ласково называет ее Печорин.

Главный герой встречает девушку в Тамани. Настоящего имени он так и не узнал. На вопрос Печорина об имени девушка изворотливо ответила: «Кто крестил – тот знает». Точного возраста тоже не обозначено — автор говорит, что ей не больше 18 лет. В сущности, Печорин не знает о ней ничего, своих догадках он ориентируется лишь на ее внешность – легкий полосатый наряд, молодое лицо с озорным выражением и распущенные длинные волосы. Своей таинственностью девушка сразу вызвала у любившего приключения Печорина интерес. Она привлекла его неоднозначными и двусмысленными ответами, умением напевать старинные песни, частыми отлучками и свободой жизни, незнакомой Григорию. У героини проницательные глаза, правильный нос, длинные русые волосы, и, несмотря на то, что она далеко не красавица, в ней «много породы».

Однако, оказалось, таинственное поведение Русалки связано с ее деятельностью: причудливая девушка оказалась контрабандисткой. Узнал о ее промысле Печорин, проследив за ней — она встречалась с сообщником, молодым человеком по имени Янко, а еще им помогал слепой мальчик. Но главный герой не остался незамеченным: узнав о слежке, Ундина попыталась соблазнить офицера и пригласила его ночью на лодку. Там она набросилась на него, желая утопить свидетеля. В борьбе с Ундиной Печорин победил, сбросив ее в море. Позже герой увидел, как она вышла из воды. Она сказала Янко о том, что их обнаружили. Без сожалений они оставили слепого мальчика и старуху, спасая себя и товары. После этой истории Печорин недоумевал, почему судьба закинула его к ним:

Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!

На примере Ундины автор показывает читателю, каким неоднозначным может быть человек, как много может быть у него в арсенале масок, чтобы скрыть свое желание жить в угоду лишь себе. Ундина в каком-то смысле является двойником главного героя: она эгоистична и безнравственна, умна и хитра, любит приключения и свободу, не боится риска. Но ее от Григория отличает определенность: она точно знает, как жить и что делать. Роль этого образа столь же понятна — он помогает раскрыть характер Печорина в исключительных обстоятельствах наедине с исключительным человеком (Ундиной), что является важным элементом романтизма.

Вера

(328 слов) В романе «Герой нашего времени» главный герой Печорин ассоциируется, прежде всего, с легкомыслием и авантюризмом. Но в характере Григория присутствует не только жажда к приключениям, есть в нем и нравственное начало. Читатель понимает это, оценивая давнюю любовь Печорина – Веру, девушку, которую он встречает в Кисловодске в главе «Княжна Мэри».

О приезде Веры рассказывает Печорину доктор Вернер, еще даже не зная, что они знакомы. Вера на отдыхе не одна, он приехала с мужем. Вот как доктор рассказывает о даме, которая является родственницей княгини Лиговской:

Очень хорошенькая, блондинка, среднего роста, с правильными чертами лица, на правой щеке у нее – черная родинка, а цвет лица чахоточный.

Лицо Веры поражает Вернера своей выразительностью, которая говорит о богатстве внутреннего мира девушки. Вера мудра, великодушна, способна тонко чувствовать, но в то же время ей присущи хитрость, роковая страстность, эгоизм. Ради вновь вспыхнувшей любви к Григорию она предает мужа и дозволяет любовнику играть чувствами родственницы, чтобы чаще видеться. Из их разговора на водах мы узнаем, что она замужем уже во второй раз, замужество для нее лишь – дань обществу, возможность поставить на ноги сына. Она по-прежнему хранила в сердце чувство к Печорину, хоть и пыталась его забыть. При всей своей прозорливости эта женщина лишалась всякой воли, когда вновь оказывалась под властью любви. Страсть к Григорию делала ее игрушкой в его руках, поэтому герой поздно осознал, как сильно привязался к ней. Отличительные черты героини, которые так притягивали Григория, заключались в ее способности не осуждать и принимать его таким, каков он есть. Вера одна понимала его, и он осознавал, но не ценил этого.

То, что Печорин полюбил именно эту женщину, говорит о том, что он нашёл в ней близкие ему качества. Она также манипулировала людьми и использовала их в своих целях, но с Григорием Вера сбрасывала маску фальши, становилась собой — слабой и несчастной женщиной, которая лишена любви и возможности говорить о чувствах открыто. Поэтому только с ней герой чувствовал себя настоящим, ему не нужно было лицемерить, ведь он обрел по-настоящему родственную душу. Но Печорин осознал, как ему повезло с Верой, когда уже потерял ее.

Максим Максимыч

(320 слов) Образ Максима Максимыча имеет огромное значение для всего романа «Герой нашего времени». Именно этот герой встречался с Печориным лично и рассказал автору многое и о нем, и об остальных героях, а также о той эпохе, буйной и неспокойной.

Роль главы «Максим Максимыч» заключается в том, что именно там мы получаем полное видение Печорина со стороны. Максим Максимыч неумело, по-солдатски пытается объяснить причину поступков главного героя, но не может в полной мере понять его сложный характер. По его рассказам читателям становится понятно, что одна из самых главных черт Максима Максимыча — это сострадание. Он заботится как о Печорине, так и об украденной им Бэле. Он относится к ней как к родной дочери. Добрый и эмоциональный старик сильно привязался к ним, поэтому очень переживал, когда почувствовал холодность Печорина по отношению к себе.

Максиму Максимычу около пятидесяти лет, но своей семьи он не имел. Герой был беден, вышел из низов, дослужился до штабс-капитана, много лет служил на Кавказе. Он всегда оставался верен своему призванию – службе, побывал в Чечне, и даже выучил татарский язык, на его долю выпало много испытаний, но, несмотря на это, он оставался понимающим, великодушным и благородным человеком. Печорин часто называл его «мой старик» или просто старик, что немного не соответствовало его бодрому виду, твердой походке и загорелому цвету лица, хотя поседевшие усы и волосы говорили об огромном опыте Максима Максимыча. Иногда он критиковал молодежь за излишнюю «горячность», но лишь потому, что имел право на это. При всей своей ворчливости он был более молод душой, чем Печорин и его поколение. Он все еще умел радоваться простым вещам и любить свое дело и тех, кто находится рядом.

Максим Максимыч — один из важнейших героев романе, его образ по принципу антитезы соотносится с Печориным: старый офицер чувствовал и думал «моложе», чем тот, кто годился ему в сыновья. Лермонтов столкнул два разных поколения и сделал сравнение не в пользу своего. По его мнению, старики были более сердечными, эмоциональными и благородными людьми, чем их потомки.

Грушницкий

(333 слова) Грушницкий – это герой, к которому не возникает симпатии ни у автора, ни у читающей публики. Возможно, поэтому полное имя Грушницкого так и не прозвучало в романе. М. Ю. Лермонтов сознательно не придал много индивидуальных черт этому персонажу, подчеркивая в его образе только общие пороки военного класса того времени.

Грушницкий привлекателен внешне: это высокий, статный молодой человек с черными кудрями, он молод и красив, ему 20 лет, но выглядит он на 5 лет старше, однако состоит на службе всего год. Грушницкий всегда в форме, таким образом, он пытается очаровывать дам. Он образован, знает французский язык, но речь его быстрая и вычурная, а эмоции фальшивы. Главная мечта юноши – стать героем романа, центром внимания. Его воспитали простые люди, родители его жили в деревенской усадьбе, видимо, поэтому он так хотел выделиться в светском обществе и произвести впечатление. Грушницкий из всех сил демонстрировал свою индивидуальность, содранную со страниц модных книг, но при этом был глуп, самовлюблен, и не отличался храбростью (во время боя он даже зажмуривает глаза).

Юный Грушницкий совершенно не разбирается в людях и своих чувствах. Его дружба с Печориным тоже не настоящая. Молодые люди кажутся друг другу милейшими созданиями, но под масками улыбок скрывались предательство и месть. Даже чувство к Мэри не такое глубокое, как ему хочется, это просто влюбленность. Отвергнутый княжной, юнкер начинает распускать слухи о Мэри, которые приводят к дуэли с Печориным. Перед началом поединка Грушницкий портит оружие противника, и только волею случая Григорий обнаруживает неисправность. Финалом дуэли становится смерть юнкера, который так и не смог признать свою подлость. Мнение общества для него дороже самой жизни.

Описывая Грушницкого, автор обращает внимание читателей на те черты героя, которые угадываются и в образе Печорина: он также пытается уйти от вечной скуки, играя чувствами других, что, зачастую, приводит к трагедиям. Внешне поведение юнкера очень похоже на то, как держит себя Григорий, но для него хандра, цинизм и скрытность — всего лишь красивая поза, а вот для Печорина это личная драма. Таким образом, Грушницкий — это отражение главного героя в кривом зеркале, которое увеличило недостатки персонажа и исказило его достоинства.

Княжна Мери

(333 слова) Княжну Мери можно назвать самым главным женским образом романа «Герой нашего времени». Именно ее образ автор подробно и ярко раскрывает на страницах своего произведения. Он является собирательным и демонстрирует основные черты всех светских барышень, которые так надоели Печорину.

Княжна Мери появляется в одноименной главе. Она — дочь княгини Лиговской, скромная, образованная, но донельзя типичная дворянка, пропитанная духом водяного общества. Мери со своей матерью приехали в Пятигорск на воды из Москвы. Легкая походка девушки, утонченный внешний вид, длинные ресницы и темные волосы не могли не привлечь внимание молодых офицеров. Мать княжны мечтала найти для дочери хорошую партию, но барышню это не интересовало. Главными увлечениями Мери были французские любовные романы, фортепьяно и пение: она обладала потрясающим голосом.

Героиня знала себе цену, иногда смотрела на людей свысока, у некоторых складывалось о ней мнение, что она высокомерна, но Мери могла себе это позволить – она была умна, богата и хороша собой. Печорин особенно отмечал «бархатные глаза», которые как будто гладили собеседника. Героиня была остра на язык, но без маски светскости она оставалась романтичной, наивной и мечтательной молодой особой. Поэтому она принимала ухаживания Грушницкого, в нем она хотела видеть героя одного из своих романов. Но когда появился более таинственный и интересный собеседник, она легко отстранилась от юнкера. Однако девушка не обладала прозорливостью и достаточным жизненным опытом, чтобы разгадать тонкую игру Григория. Печорин стал ухаживать за княжной из-за скуки и возможности скрывать свои отношения с Верой. Мери же надеялась на искреннее чувство, на скорое замужество. Узнав о том, что Григорий не любил ее, она искренне расстроилась и разозлилась. Светлое общество еще не отняло у нее способность переживать и чувствовать. У княжны случился нервный срыв и развилась душевная болезнь. Она стала очередной жертвой Печорина.

Образ Княжны Мери очень важен, он показывает, как легко можно растворится в своих романтических мечтах и обмануться ими. Также автор с помощью Мери поднимает проблему истинности и ложности любви. Героиня полюбила не Григория, а того, кого он сыграл для нее, видя слабости и предпочтения «жертвы». И, конечно же, образ княжны помогает читателю лучше узнать героя своего времени.

Бэла

(316 слов) Бэла – шестнадцатилетняя черкесская княжна, тоненькая и изящная девушка. Печорина привлекла в ней азиатская красота, черные волосы и глаза как у горной серны. Обманным образом, с помощью брата Бэлы – Азамата, Григорий крадет ее, обменяв на лошадь. Так юная черкешенка попадает в крепость к Печорину.

Первые несколько дней своего пребывания у Печорина Бэла была напугана. Она любила свой дом и хотела туда вернутся, поэтому только сидела в углу и пела грустные песни. Бэла, воспитанная традициями горного народа, была горда и независима, поэтому дорогие подарки Печорина и его деликатное обхождение не могли вызвать в ней любовь. Но как только он сдался, и даровал девушке свободу, она добровольно начала жить с ним. За это время дикарка искренне полюбила его и приняла свою судьбу. Покорность сильному и властному мужчине-победителю тоже была заложена в ее воспитании, поэтому гордость уступила место привязанности и смирению. Верность и честь – для нее самое главное. Даже недолгую разлуку с Печориным Бэла переносила тяжело, ведь ее любовь была сильной и настоящей. Но, приручив дикарку, сам похититель остыл к ней.

Со временем чувства Печорина к Бэле проходят, девушка чувствует это, замыкается в себе, красота ее меркнет. Она продолжает любить Григория, а для него это лишь вчерашняя забава. Хотя Лермонтов не говорит о чувствах Печорина к Бэле, ее образ помогает многое понять о главном герое и его характере: он неосторожно и эгоистично ведет себя, что приводит к трагедии. Бэла погибает от рук Казбича, но Максим Максимыч говорит, что смерть для нее единственный выход, и с ним трудно спорить: счастье героини было во взаимности, которой она уже не смогла бы добиться. Не будь истории с похищением, Бэла, возможно, была бы счастлива.

Образ Бэлы не только способствует раскрытию характера главного героя, но и демонстрирует особый горный колорит произведения, который позволяет читателю проникнуться атмосферой экзотического края, где царят свои законы, отличные от западного мира. Лермонтов очень любил свободный и естественный Кавказ, поэтому в очередной раз воспел его дикую красу, загубленную пресыщенным иноверцем.

Печорин

(358 слов) Образ Печорина — собирательный портрет всего поколения Лермонтова. В нем угадываются черты и самого писателя, который не льстил себе, а напротив, бичевал себя, обнажая цинизм и равнодушие людей своего времени, неспособных на созидательную деятельность.

Печорин – молодой военный двадцати пяти лет, привлекательный, крепкий мужчина. Противоречивость его характера находит отражение во внешности: белокурые волосы с темными бровями и усами, детская улыбка и широкие плечи. Григорий любит пользоваться духами, у него аристократичные руки. Все эти внешние данные очень нравятся женщинам, и Печорина можно даже назвать сердцеедом.

Характер Григория Печорина в произведении «Герой нашего времени» неоднозначен. Печорин — не положительный герой, но его и отрицательным назвать трудно. Многие его действия достойны осуждения, однако важно понимать мотивы его поведения: в них не было корысти или похоти, они были продиктованы лишь тоской и неприкаянностью героя. Его нужно не судить, а жалеть, ведь он — лишний человек, и отлично осознает это. Автор показал типичный образ своего поколения, таковы были многие люди, развращенные праздностью и неоправданной высотой своего социального статуса. Дворянин рождался с серебряной ложкой во рту, ему ничего не нужно было добиваться, все и так появлялось само собой, без усилий: деньги, развлечения, любовницы. В такой ситуации заурядные представители элиты прожигали жизнь или плодили бесчисленных наследников, а незаурядные тяготились безответственностью и бессмысленностью такой обеспеченной, но бестолковой жизни.

Порочен ли Печорин изначально или его сделали таким условия жизни? Он объяснял княжне Мери:

…такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть… Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать… Я сделался нравственным калекой.

Оказавшись в таком лживом и пошлом мире, Печорин ломает себя, он пытается подстроиться, надевая различные маски – смех его неискренний, улыбка ненастоящая.

Образ Печорина очень трагичен: он независим, но одинок. Герой пытается, но не может найти родственную душу, совершает много фатальных ошибок, устает от жизни, ищет счастье в чужих трагедиях забавы ради. Григорий неспроста пошел на военную службу: он всегда рискует, ходит по краю, не дорожит собой. Значит, он лишний не столько в обществе, сколько сам для себя.

Автор: Ирина Мельник

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *